Восстановление лесов и озеленение -- реальное дело для педагогов

13-16 июня в г. Новосибирске прошел межрегиональный обучающий семинар 'Вовлечение общественности в сохранение лесов и озеленение'. 30 педагогов Новосибирской, Томской областей и Алтайского края обменивались опытом, обучались новым методикам и писали совместные проекты.

'Я даже не подозревала о таком катастрофическом разрушении лесного массива. Мы часто ездим в лес и на отдых, и на экскурсии с детьми, но я, будучи горожанкой, не знала о многих лесных проблемах. Хорошо бы провести несколько таких семинаров на местах. Я просто уверена, что большинство учителей, а возможно и представителей государственных экологических служб не знают о современном состоянии лесов. А обычные граждане даже не задумываются о наличии каких-то проблем.' -- считает Элина Болдышева, участница семинара из г.Томска. О том, что проблемы есть и решать их надо, участники семинара знали прекрасно на своем личном опыте. Все они, и сельские, и городские педагоги не первый год работают в этой тематике. 'Все мы варимся в собственном соку. И большинству часто приходится сталкиваться и с непониманием, и с отказами, и с нежеланием идти на встречу. Постепенно руки опускаются, и начинает казаться, что все напрасно. Для того чтоб этого не было, для того чтоб что-то сделать, надо знать, что есть единомышленники, есть те, кто может поддержать.' - говорит Лариса Блинова из села Бибеево Новосибирской области. С ней согласны многие участники семинара. 'Когда в Томске проходят акции, мы обязательно участвуем. Но тут столько людей, которые не просто этим занимаются, а по настоящему горят! Учителя, честно говоря, все немного сумасшедшие. А здесь собрались наверно самые сумасшедшие учителя трех областей. Это очень приятно - увидеть столько единомышленников, понять, что ты такой не один, есть к кому обратиться за помощью.' - добавляет Капиталина Елегечева, г. Томск.

Конечно, наличие единомышленников и их поддержка - это очень важно, но отнюдь не самое главное в успешной работе. И это прекрасно понимали организаторы семинара, насытив четыре дня лекциями, практическими занятиями и экскурсиями. Как правильно распространить с информацию и зачем вообще это нужно; что такое социально-активные школы и как превратить родителей и учеников в своих равноправных партнеров; какого реальное состояние лесов сегодня и как происходит управление этими ресурсами; как правильно провести озеленение и с дизайнерской, и биологической точки зрения; что такое интерактивные методы и как их можно использовать в работе с детьми, а самое главное, как правильно написать проект и организовать работу - любой из этих вопросов может стать темой отдельного обучающего семинара. Насыщенная программа, 11-12 часов работы в день, огромный поток новой информации вдохновили участников семинара, хотя они и очень устали: 'Мы уезжаем уставшие, но довольные'. 'Изменится ли ваша жизнь, когда Вы вернетесь домой?' -- спрашиваю я их. 'Конечно, -смеются учителя, -мы будем еще меньше бывать дома, и еще больше работать!'

И, хотя многие признавались, что работа далась тяжело, что 'головы похожи на перегруженный информацией компьютер', итоги уже есть. Так например, педагоги, многие из которых никогда раньше не писали ни статей ни заметок в газеты, смогли написать новости. Эти новости уже выставлены на сайте 'Природа Южной Сибири и ее защитники', включены в бюллетень 'Медвежий угол', многие написали заметки для местных газет. Но самое главное, вернулись все участники семинара с уже разработанными проектами, с расписанным планом и разработанной сметой, в которой указано где организаторы собираются найти требуемый ресурс.

Разные проекты, разные проблемы. Например, несколько участников из Алтайского края объединились в совместном проекте по лесовостановлению в пойме реки Оби. Большое количество отдыхающих, множество сельхоз производств не улучшают состояние ни рек, ни прибрежных лесов. Поэтому в проекте заложена работа не только по посадке новых деревьев, но и работа с населением. Для Маслянинского района Новосибирской области появились планы посадки леса на местах золотоотвалов. В Сузунском районе - на горельниках. В Томской области, в Верхнекетском и Кривошеинском районнах планируют восстановить хвойные леса и укрепить берега оврага, находящегося на этой территории. В Ордынском районе Новосибирской области, лесостепной зоне, практически вырублены все ленточные боры. Поэтому возник проект по созданию парковой зоны в селе. Привлекли внимание парки и томичей, у них появился проект по благоустройству и оздоровлению старейших парков города. В Томске же планируется расширить зеленую зону города за счет озеленения пустырей. На местах несанкционированных свалок хотят создать парки или оздоровить уже существующие леса в Коченевском районе Новосибирской области, в г.Томске и г. Новосибирске. Конечно, тут без работы с населением тоже не обойтись. Проблема свалок и леса затронута и в проекте для Болотного района Новосибирской области. Там планируется уборка и захоронение мусора, работа с сельсоветом по регулярному сбору мусора у населения и работа с населением. Лесами укрепят овражистые берега реки Андармы в Бакчарском р-не Томской области. С укреплением берегов оврагов связан и проект Тогучинского района.

Конечно, подводить итоги еще рано - проекты пока существуют только на бумаге, но сами участники семинара уверены, что выполнять их они будут!

Семинар проведен в рамках проекта 'Поможем сохранить Приобские леса', при финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества через АНО 'Российский региональный экологический центр', Межрегиональным экологическим фондом ИСАР-Сибирь, совместно с Экоклубом АГУ и томской организацией 'Оберег'.

Информацию прислала Юлия Черная, ИСАР-Сибирь isarsib@mail.cis.ru