Суд отменил решение Правительства Бурятии об изменении границ Тункинского нацпарка

9 апреля 2004 г. на пятом заседании Верховного суда Республики Бурятия по делу об оспаривании постановления Правительства Республики Бурятия "Об уточнении границ национального парка "Тункинский"" суд после длительных проволочек наконец-то приступил к рассмотрению дела по существу.

Напомним читателю краткое содержание предыдущих частей судебного сериала. Две нефтяные компании "НК" ЮКОС" и "АК" Транснефть" вознамерились построить нефтепровод "Россия-Китай" через территорию национального парка "Тункинский". Проектировщиков из московского института "Гипротрубопровод"(дочернее предприятие "АК" Транснефть") нисколько не смутило, что подобный выбор маршрута магистрального трубопровода противоречит нескольким федеральным законам. Подсчитали, видимо, что дешевле изменить границы нацпарка, нежели менять законы.

Когда проект на стадии "Обоснование инвестиций" находился на государственной экологической экспертизе федерального уровня в Москве, один из чиновников, протиравших штаны в структуре МПР РФ и по совместительству ковавший презренный металл в "НК "ЮКОС", решил взять отпуск и слетать на Байкал, благо в июне в столице жарко и душно, а у священного озера-моря веет живительной влагой. По дороге он совершенно случайно попал в Улан-Удэ на заседание правительства РБ, после которого и появилось постановление Правительства РБ за номером 218. Согласно этому правовому акту из состава национального парка "Тункинский" выводилось примерно четверть территории и взамен прирезалось столько же из земель двух смежных районов, ряду ведомств и органам местного самоуправления предписывалось "в 6-месячный срок провести оформление соответствующих актов на землепользование с вынесением границ в натуре".Часть выведенной территории чудесным образом совпало с коридором основного маршрута нефтепровода, который прошелся аккурат по зоне заповедного режима национального парка в уникальной горнотаежной экосистеме хребта Хамар-Дабан, где формируется часть стока рек в Байкал. Спустя неделю после выхода постановления Правительства РБ №218 gредседатель экспертной комиссии ГЭЭ проекта строительства нефтепровода "Россия -Китай" г-н Петросян на очередном заседании проинформировал экспертов о наличии коридора для нефтепровода, созданного бурятским правительством. Ложка поспела к обеду.

На его беду на этом заседании оказались представители общественности из Международного СоЭС, которые и забили тревогу. Местные региональные общественные организации БРО по Байкалу (Улан-Удэ) и "Байкальская экологическая волна" (Иркутск) вкупе с ГРИНПИС-Россия обратились с заявлением в органы прокуратуры с просьбой "принять меры прокурорского реагирования по отмене постановления Правительства РБ № 218". Прокуратура РБ отреагировала на доводы общественности, где перечислялись аж пять нарушений федерального законодательства, и обратилась в Верховный суд Республики Бурятия с заявлением "о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению ппостановление Правительства РБ №218". Параллельно 31 член Сосновской коалиции экологических НПО из 16 регионов России подали аналогичное коллективное заявление в Верховный суд РБ. Образовалась необычная противоборствующая триада: с одной стороны, органы прокуратуры вкупе с общественностью, а с другой - органы региональной исполнительной власти в лице Правительства РБ. Во многом благодаря широкому освещению в СМИ этих событий и своевременному оповещению экспертов ГГЭЭ проекта ЮКОСА/Транснефти о решении прокуратуры РБ и общественности, ГЭЭ выносит отрицательное заключение проекту строительства нефтепровода "Россия-Китай".

30 октября 2003г. на очередном заседании суда представитель Правительства РБ озвучила Ходатайство о приостановлении производства по делу на срок до 01 января 2004г. Мотивировка звучала весьма оригинально: нужно провести необходимую работу по уточнению границ национального парка и получить заключение обязательной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территорий в соседних с парком районах для придания им статуса ООПТ.

Судья Верховного суда РБ Кротова Л.М. вынесла Определение, в котором Ходатайство Правительства РБ было удовлетворено, несмотря на протесты и разъяснения представителей общественности и прокуратуры. Тем самым судья своим решением фактически дала добро на продолжение работ по оформлению вывода части земель из состава парка и прирезке других земель с территорий соседних районов, которые были предписаны Постановлением №218. Представители прокуратуры РБ и общественность подали частные жалобы в Верховный суд России, в которых просили Определение Верховного суда РБ отменить. 4 февраля 2004г. Верховный суд РФ в открытом судебном заседании отменяет это Определение Верховного суда РБ "поскольку судьей неправильно применена норма процессуального законодательства".

6 февраля 2004г. на круглом столе "Об уточнении границ национального парка "Тункинский"" в с. Кырен Тункинского района (в пределах которого находится национальный парк "Тункинский") Председатель Госкомитета РБ по природопользованию и охране окружающей среды Носков П.Л. озвучивает позицию Правительства РБ по отношению к проблеме изменения границ национального парка. Ввиду того, что проект строительства нефтепровода "Россия-Китай" временно снят с повестки дня, Правительство РБ основной акцент делает на вывод из состава парка земель Тункинской долины, где местные жители осуществляют традиционное природопользование и рекреационную деятельность. При этом Петр Лукич подчеркивает положительную роль, которую сыграло Постановление №218 в подготовке этого вопроса, и говорит о том, что теперь его можно и отменить. Он сообщает, что Правительство РБ в ближайшем будущем поставит вопрос об изменении границ национального парка "Тункинский" перед Правительством РФ.

30 марта 2004г. на очередном судебном заседании Верховного суда РБ судья Кротова Л.М. информирует участников судебного процесса об изменившихся обстоятельствах дела в связи с выходом Постановления Правительства РБ № 37 от 24 февраля 2004г. "О признании утратившим силу постановления Правительства РБ №218 от 27 июня 2003 г."

В Постановлении №37 сказано: " В целях совершенствования использования земель особо охраняемых природных территорий Правительство РБ постановляет:
1. Признать утратившим силу постановление Правительства РБ от 27.06.03г. № 218 "Об уточнении границ национального парка "Тункинский".
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Президент - Председатель Правительства РБ Л.В.Потапов".

Получается, что все запланированные акты землепользования и работы по вынесению новых границ парка в натуре, предписанные к выполнению в 6-месячный срок Постановлением Правительства РБ №218, выполнены и завершены и теперь этот правовой акт можно считать утратившим силу. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти.

И вот 9 апреля 2004 г. суд возобновил свою работу. В дебюте представитель Правительства Осташевская М.М. выступила с заявлением и зачитала Ходатайство Правительства РБ о прекращении судебного дела в связи с тем, что оспариваемый правовой акт - постановление Правительства РБ № 218 утратил свою силу с 26 февраля 2004г. (дата публикации в газете "Бурятия"). При этом она сослалась на ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ. Адвокат Хайдурова Н.С., представлявшая интересы общественности, выразила несогласие, заявив, что эта статья ГПК РФ не дает оснований для принятия Ходатайства. Представители прокуратуры РБ посовещавшись минут 15( был объявлен перерыв), сочли возможным согласиться с Ходатайством Правительства РБ. После этого судья объявила перерыв для принятия решения. После перерыва судья огласила свое Определение, согласно которому, Ходатайство Правительства РБ было отклонено. Процесс продолжился. В ходе длительных дебатов вопрос крутился вокруг того, были ли совершены какие-либо действия после выхода Постановления №218, в результате которых были нарушены права граждан. Адвокат от общественности предъявила новые документы, которые свидетельствовали об этом. Представители прокуратуры РБ в конце концов вернулись к своим первоначальным требованиям, совпадавшим с требованием общественности:
- "Признать Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.03 №218 "Об уточнении границ национального парка "Тункинский" противоречащим федеральному законодательству и нормативным правовым актам Республики Бурятия.
- Признать нормативный правовой акт - Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.03 Х2218 "Об уточнении границ национального парка "Тункинский", НЕДЕЙСТВУЮЩИМ и не порождающим правовых последствий со дня его издания". Для проверки вновь выявленных обстоятельств дела представители прокуратуры предложили перенести судебное заседание. Судья с этим согласилась, объявила заседание завершенным и назначила следующее судебное заседание на 16 апреля 2004г. Заржавевший маховик правосудия медленно и со скрипом начал крутиться.

Шапхаев С.Г., общественная организация "Бурятское региональное объединение по Байкалу".
Контакт: 670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 "В", тел./факс: (301-2) 21-02-88.
Эл. почта: shap @ esstu.ru, http://bro.burinfo.ru, www.roll-baikal.ru