ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ СТОЛИЦЫ СИБИРИ ОБРАТИЛАСЬ К НОВОСИБИРСКОМУ ГУБЕРНАТОРУ

22 марта 2004 г. на заседании президиума Администрации Новосибирской области рассматривался проект областной целевой программы "Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2004-2008 годы" - важнейшего документа, призванного определить стратегию реализации экологической политики в нашем регионе. Представлял проект руководитель комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации НСО А.И. Петрик, предложивший утвердить проект.

Однако губернатор Виктор Толоконский, подчеркнувший особую важность решения экологических проблем для Новосибирской области, указал разработчикам на ряд упущений, в частности на то, что в программу можно было бы заложить больший объем финансирования и определить более четко участие иных бюджетов и организаций-исполнителей. В итоге губернатор поручил своим заместителям доработать документ и через две недели представить на подпись, причем отдельно была отмечена необходимость собрать и учесть различные замечания и предложения к тексту данного документа.

Новосибирские экологические общественные организации, в том числе "Сибирский экологический центр", ИСАР-Сибирь, "Восхождение", "Ученые Сибири за глобальную ответственность", общественный комитет охраны водных ресурсов, "Социальная экология", дружина охраны природы "Тайга" и ряд других, рассмотрели представленный проект целевой программы, а также процесс его подготовки. В результате они оценили в целом негативно как содержание программы, так и кулуарный, абсолютно непрозрачный механизм его разработки. Так, к подготовке проекта не были привлечены даже ряд высокопрофессиональных государственных структур, в частности, Запсибгидромет, имеющий значительный опыт наблюдений за состоянием окружающей среды.

Придавая огромное значение выработке осмысленной и качественной природоохранной политики в Новосибирской области, неправительственные экологические организации обратились к губернатору Виктору Толоконскому привлечь к процессу подготовки данной программы общественные экологические организации и независимых экспертов.

Новосибирские неправительственные организации надеются на конструктивный диалог с властью и разработчиками проекта.

-----

Текст проекта областной целевой программы "Охрана окружающей среды Новосибирской области", представленный на заседании президиума обладминистрации 22 марта 2004 г. и отправленный на доработку см.: http://ecoclub.nsu.ru/nso

-----

Пресс-служба Сибирского экологического центра
Тел. (3832) 397885
E-mail: sibeco@list.ru

-----
Текст
ОТКРЫТОГО ПИСЬМА ГУБЕРНАТОРУ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Уважаемый Виктор Александрович!

Мы, представители общественных, научных и государственных организаций, профессионально связанных с различными аспектами решения проблем охраны окружающей среды, обращаемся к вам в связи с подготовкой целевой программы "Охрана окружающей среды Новосибирской области в 2004-2008 гг."

Не вызывает сомнения необходимость такой программы. Мы приветствуем желание администрации Новосибирской области добиваться решения наиболее актуальных для жителей и природы экологических проблем региона и, со своей стороны, готовы участвовать в этом благом деле. Однако, главная цель нашего обращения другая - этим письмом мы хотим обратить ваше внимание на то, что в решении проблем нашей области, которые касаются КАЖДОГО ее жителя, разработчики программы не учли требований открытого, гласного обсуждения документа такой высокой значимости. Разработчики практически отказались от опыта и возможностей "третьего сектора" - неправительственных организаций. Как следствие, в настоящем виде программа имеет явный перекос от природоохранных к хозяйственно-коммунальным задачам. В формулировке цели приоритеты смещены, в результате чего создаются предпосылки для выдвижения на первое место мероприятий "борьбы со следствиями", снижается приоритет сохранения целостности и жизнеспособности природных систем, теряется комплексность подхода к охране окружающей среды.

Программа не соответствует по постановке целей Экологической доктрине РФ - основному документу, определяющему направления и содержание экологической политики в нашей стране, не учитывает опыт разработки комплексных программ в других субъектах федерации и поэтому не может быть признана удовлетворительной.

Мы считаем, что для повышения управляемости программой каждое направление в программе должно иметь четко сформулированные цель, приоритеты, принципы реализации, качественные и количественные индикаторы. В рамках программы должны быть предусмотрены процедуры общественного участия в периодической оценке эффективности и хода программы. При выборе исполнителей для реализации мероприятий программы должен быть приоритет конкурсного подхода в распределении средств. В экспертных комиссиях конкурсов должна быть предусмотрена существенная доля экспертов из неправительственных организаций.

Мы настаиваем также на открытом обсуждении результатов предыдущей трехгодичной программы и привлечении для оценки ее эффективности независимых экспертов. Без такого анализа нельзя строить планы на будущее.

Виктор Александрович! По нашему мнению, сегодняшний вариант может послужить базой для комплексной целевой программы, разработанной на принципах системного подхода к решению экологических проблем на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Общественные организации готовы предложить и согласовать с разработчиками совместный план по доработке программы, привлечь независимых экспертов, обеспечить открытость всего процесса обсуждения. Дайте общественности шанс!

Ваша личная неравнодушная позиция, высказанная на недавнем заседании Президиума Администрации Новосибирской области, дает нам надежду на то, что наше предложение будет услышано и принято.