Проблемы охраны животного мира обсуждали недавно специалисты РА

Вот уже несколько десятилетий проблемы экологии у всех на устах. О них пишут маститые учёные, митингуют простые люди. Жизнь человека в согласии и гармонии с природой - это не директива, а мировоззрение. Это осознание людьми необходимости нравственного, духовного начала в их взаимоотношениях с природой, это понимание полной и неукоснительной зависимости от нее их жизней. Благодаря усилиям мировой общественности принимаются меры по охране природы и природных ресурсов.

1981 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию .

1987 год. Программа (ЮНЕП) учреждает Всемирный день охраны окружающей среды и призывает все страны и народы мира ежегодно 5 июня отмечать его как праздник всех защитников природы.

1992 год. Организуется конференция (Рио-де-Жанейро, Бразилия). В ней принимают участие главы государств и правительств 190 стран планеты. Конференция провозгласила принципы перехода всех стран к устойчивому развитию, то есть экономическому росту с учётом необходимости решения острых социальных проблем и сохранения благоприятной окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

Это акции мирового уровня. Некоторые меры принимались как в России, так и в Республике Алтай. Несмотря на то что в РА пять объектов отнесены к территориям Всемирного наследия, говорить о положительных тенденциях в охране природы и природных ресурсов не приходится. В круглом столе принимают участие: B.K.МАНЫШЕВ, заместитель руководителя комитета природных ресурсов по Республике Алтай; B.H.АЛЕЙНИКОВА, декан химико-биологического факультета ГАГУ, кандидат химических наук, доцент; C.H.ЧАСОВСКИХ, председатель правления охотрыболовсоюза РА; Н.П.МАЛКОВ, доцент ГАГУ, кандидат биологических наук; Г.Г.СОБАНСКИЙ, сотрудник Института систематики и экологии СО РАН, кандидат биологических наук; Е.А.КОЧЕНКОВ, начальник отдела охраны и защиты леса КПР по РА; E.H.ФИЛИМОНОВ, главный специалист ресохотрыболовсоюза.

- Василий Карманчинович, как известно, большой ущерб народному хозяйству РА наносят волки. Правомерно ли применение для борьбы с ними сильнейшего яда - фторацетата бария? И, если можно, дайте оценку положения дел в охотничьем хозяйстве РА.

B.K.МАНЫШЕВ:

- В соответствии с действующим Федеральным законом (ст. 47) и другими, производство и обращение таких веществ на территории РФ допускается после их государственной регистрации. Этот яд не зарегистрирован и не может применяться в РФ, в том числе и в РА. По устному поручению первого заместителя Председателя Правительства РА Н.М.Тайтакова мы должны дать оценку состояния животного мира республики и подготовить предложения по ограничению на какой-то срок охоты на отдельные виды животных, потому что идёт их резкое вовлечение в оборот. Сегодня охотничьи угодья не закреплены за пользователями.

В настоящее время на территории Республики Алтай в соответствии с установленным порядком (статья 36 Федерального закона ) долгосрочные лицензии на право пользования животным миром выданы обществу охотников лесного хозяйства Республики Алтай, ГУП , ЗАО , природному парку и Майминскому районному обществу охотников, то есть около 40 процентов территории, остальная часть является угодьями государственного резервного фонда. Охотничье хозяйство Республики Алтай, основой которого являются ресурсы охотничьих животных и среда их обитания, как и в России в целом, находится в кризисном состоянии.

Кризис, прежде всего, порождён негативными реалиями в экономике страны, отсутствием научно обоснованной концепции развития охотничьего хозяйства, несовершенством нормативно-правовой базы и неэффективностью управления. На территории нашей республики в конце 1980 - начале 1990 годов была сильно подорвана численность популяций кабарги, марала, бурого медведя, сурка и других видов диких животных, что было обусловлено безработицей в сельской местности, возникновением стихийного рынка, попустительством охотничьей инспекции, перешедшей на самофинансирование и хозрасчёт, занимающейся в основном хозяйственной деятельностью и ликвидированной в 1992 году. Особо неблагоприятная ситуация сложилась в отношении использования популяции лося, поголовье которого за последние годы сократилось в десять раз. Отмечается резкое нарушение половозрастной структуры популяций марала и кабарги. На снижение численности диких копытных кроме браконьерства значительное влияние оказывают увеличение численности волков, перегораживание охоту годи и мараловодческими и другими хозяйствами, создающее мигрирующим животным препятствия к сезонной адаптации, что сокращает их репродуктивный потенциал.

Единственным видом охотничьих животных, численность которых остаётся на стабильно высоком уровне, является сибирский горный козёл, что обусловлено отдалённостью и труднодоступностью мест его обитания. Борьба с браконьерством затрудняется в связи с острым недостатком средств на организацию охраны и материально-техническое обеспечение её служб. С 1998 года на территории Республики Алтай создан специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов - охотуправление при минсельхозпроде Республики Алтай. Охотничье законодательство во многом противоречиво, устарело и нуждается в серьёзной переработке, приведении в соответствие с новыми социально-экономическими и политическими условиями. Но это затрудняется тем, что отсутствует общероссийский закон об охоте и охотничьем хозяйстве, а также политикой, проводимой Охотдепартаментом Минсельхозпрода России и его территориальными органами, реализующими узковедомственные интересы.

Основная причина, которая порождает противостояние охотуправления и охотпользователей, - это сочетание взаимоисключающих функций государственного контроля и хозяйствования в одном органе. Хотя опыт работы в некоторых регионах России показывает, что компромисс между охотуправлениями и обществами охотников можно найти всегда и совместно заниматься вопросами организации эффективной охраны, контроля и неистощительного использования объектов животного мира. В нашей республике более половины охотугодий ни за кем не закреплено и находится в ведении охотуправления РА. Указанное управление, в связи с отсутствием охотпользователей, продаёт лицензии и путёвки на любые территории республики, зачисляя поступившие средства на свои счета, что противоречит ст. 52 Федерального закона , согласно которому 40 процентов платы за пользование должно поступать в федеральный бюджет, а 60 процентов -в республиканский. По данным управления по налогам и сборам по Республике Алтай, у нас до сих пор не определён конкретный сборщик и плательщик налога, в результате чего на протяжении нескольких лет суммы по данному виду налога остаются в распоряжении охотуправления РА. Первая плата в федеральный бюджет управлением произведена только 30.06.2001 года. В бюджет республики же перечисления не производятся из-за отсутствия в Минфине РА программы по расходной части суммы платежей за пользование объектами животного мира.

На территории республики до сих пор отсутствуют Правила охоты, а предписывается руководствоваться Типовыми правилами охоты РСФСР, хотя согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18. 06. 1996 г. N852 указанные правила должны утверждаться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, то есть охотуправления РА. Необходимо срочно разработать и утвердить новые Правила охоты на территории Республики Алтай, исключающие всякую (кроме волков) охоту в весенне-летний и пожароопасные периоды с минимальными сроками охоты. В них должен быть предусмотрен запрет охоты на лося, пятнистого оленя, кабаргу, зайца-толая, медведя в весенний период, марала в период роста пантов и в период гона.

В целях устранения противостояния охотуправления Республики Алтай и охотпользователей необходимо, чтобы принцип недопустимости совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира, содержащийся в федеральных законах (статья 12) и (статья 65), соблюдался неукоснительно. Без решения этого вопроса речи быть не может о правовом регулировании использования ресурсов охотничьих животных в Республике Алтай. Охотуправление РА, реализуя на практике в соответствии с Федеральным законом закрепление всех охотугодий за конкретными охотпользователями, поставив их в жёсткие условия охотпользования, усилив защиту и стабильность пользования животным миром, сможет добиться значительных сдвигов в области охраны, контроля и регулирования использования охотничьих ресурсов.

В отношении охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения и занесённых в Красную книгу видов животных и растений, несмотря на существование на территории республики двух заповедников, двух заказников, зоны покоя, природных парков Белуха и Уч-Энмек, памятников природы, необходимо признать, что наблюдается сокращение запасов многих ценных видов лекарственных растений, увеличиваются незаконная добыча и вывоз редких видов животных, таких как архар, снежный барс, сокол. Так, в настоящее время нелегальная торговля соколами, в основном балобанами, принимает всё более угрожающий характер, что может принести непоправимый ущерб фауне республики. Данные орнитологов Горно-Алтайского государственного университета, анализ фактов незаконной добычи соколов, вскрытых правоохранительными и природоохранными службами республики, показывают, что тревожная ситуация сохраняется. Такое положение дел в основном связано с тем, что если заповедники как-то финансируются из федерального бюджета и имеют достаточное количество штатных единиц для организации охраны, то особо охраняемые территории республиканского значения, финансируемые из местного бюджета, испытывают острый недостаток средств на содержание, материально-техническое обеспечение и практически не охраняются. Пять важнейших объектов Республики Алтай включены в список Всемирного природного наследния ЮНЕСКО, и все же такие виды редких животных, как снежный барс (численность оценивается в пределах 30 - 40 особей), алтайский снежный баран (численность находится в пределах 450 - 500 голов), кот-манул, сокол, находятся под угрозой исчезновения. Необходимо создать специализированное подразделение по охране редких и исчезающих видов животных и растений. Нужно помнить, что за последние десятилетия с территории республики исчезли красный волк, дзерен, дрофа, гусь-сухонос.

- Сергей Николаевич, есть ли какие-нибудь подвижки в плане рационального использования ресурсов животного мира в РА?

C.H.ЧАСОВСКИХ:

- Прошло пять лет, как был создан федеральный департамент охотничьей службы в РА. Были благие намерения рационально использовать ресурсы животного мира республики с учётом того, что заинтересованные организации будут помогать. Сегодня ресохотрыболовсоюзу 40 лет, и всегда он был основным пользователем ресурсов животного мира. Могу сказать, что в районах охотничьи угодья не закреплены за нашими охотничьими организациями. С 1997 года не можем получить лицензию на пользование охотничьими угодьями. Охотуправление сегодня одновременно и осуществляет контроль за охотугодьями, и распоряжается животным миром (заготавливает пушнину, выдаёт лицензии), что является нарушением статьи 12 Федерального закона .

Е.А.КОЧЕНКОВ:

- Когда мы обнаружили, что без нашего ведома два миллиона гектаров федеральных лесов были закреплены распоряжением за охотуправлением, мы обратились в правительство с требованием отменить это распоряжение, но его не отменили, а только приостановили действие.

Было принято новое распоряжение правительства, по которому г-н Каймин должен был подготовить соответствующее постановление и отозвать лицензию на долгосрочное пользование животным миром. И ещё одно - Правил охоты в РА нет. Существующие Типовые правила охоты не прошли экологической экспертизы, а они должны быть подготовлены охотуправлением и в интересах охотников.

C.H.ЧАСОВСКИХ:

- Я хотел бы дополнить. Недавно я разговаривал с минюстом. Подан протест на имя прокурора и Правительства РА об отмене того постановления, по которому были приняты Типовые правила охоты.

- Генрих Генрихович, какова ситуация по Телецкому озеру?

Г.Г.СОБАНСКИЙ:

- В районе Телецкого озера идет сейчас самый настоящий туристический бум. Если в прошлом крупные писатели ученые просили сохранить озеро в первозданном виде для потомков, сейчас берега озера, включая заповедную часть, активно застраиваются убогими тесовыми домишками. Хотя принятый Закон РА никто не отменял и есть определённые ограничения. То есть вся застройка по берегам озера, завоз новых катеров должны осуществляться по разрешению Правительства РА, На самом деле те же катера, а их около 30, только числятся новыми, а ведь это старьё. Было раньше четыре катера, на них гальюны были закрыты и опечатаны, а сейчас 30 катеров ходит, и гальюны у них на озере функционируют.

Большая часть рыбы сосредоточена в устье Челушмана, там же обосновываются и браконьеры. Рыбные запасы озера резко подорваны. Мы жалуемся, что нет доходов от туризма, а день проживания в этих построенных на скорую руку лачугах стоит 600 - 650 рублей. Даже проживание в пятизвёздочном отеле стоит 400 рублей за сутки! Спрашивается, а почему не взять налог с этих предприимчивых людей? Где налоговые службы?

Телецкое озеро имеет статус объекта Всемирного наследия, и к нему должно быть повышенное внимание со стороны администрации района и Правительства РА. Ценность озера -чистая вода, 40 миллиардов кубометров пресной воды. На планете Земля живет 6 миллиардов человек. На каждого жителя планеты приходится почти семь тонн телецкой воды. Вот в чем уникальность водоёма. А мы так безрассудно его эксплуатируем. Надо запретить строительство турбаз в заповедной зоне, я убежден в этом.

- И всё-таки вернёмся к отношениям с охотуправлением, здесь есть что добавить?

Н.П.МАЛКОВ:

- Главное для охотуправления - это контроль. Естественно, что он должен быть

направлен на увеличение и сохранение животного мира. Что происходит на самом деле? Непонятна позиция этого управления по отношению к особо охраняемым территориям. В Республике Алтай на них приходится свыше 20 процентов всей её площади. Нигде в России такого большого количества охраняемых территорий нет. У нас уникальный регион, к нему приковано внимание как российской, так и мировой общественности.

- А если нарушится баланс в экологии, в животном мире Горного Алтая, то

каковы будут последствия?

Н.П.МАЛКОВ:

- Это будет невосполнимая потеря для всего мира, которая приведёт к нарушению экологической безопасности планеты. Благодаря тому, что в Республике Алтай имеются пять природных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, широкая мировая общественность заинтересована в их сохранении. Мы, кстати, первыми в России приняли Закон . К особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, оздоровительное, рекреационное и иное значение. Мы первыми в России издали Красную книгу РА (растения, животный мир), а третий том посвящён особо охраняемым территориям и объектам РА.

C.H.ЧАСОВСКИХ:

- С созданием охотуправления в республике наступил полный развал охотничьего хозяйства. Поднялась численность волка, но непонятно, как эту численность считают. Если, по данным за 2001 год, обществом охотников и любителями добыто 230 волков, то по данным охотуправления - 700. А по ЗМУ (зимний маршрутный учёт) у нас имеется всего 500 волков. Считаю, что в РА необходимо закреплять охотничьи угодья. Будет охотпользователь - будет с кого спросить. Охотники на закреплённых территориях будут сами регулировать численность волка. Что касается яда - фторацетата бария, я категорически против его применения. Силами охотников с волками можно справиться. А если отравить волка, то весной тот же медведь выйдет из берлоги, съест и отравится.

B.H.АЛЕЙНИКОВА:

- К вышесказанному могу добавить, что работала очень компетентная комиссия, которая сделала заключение по применению фторацетата бария. Он является сильнейшим ядом, более сильным, чем стрихнин. Впоследствии фторацетат бария разлагается на не менее ядовитые вещества. И я не понимаю, как можно разрешить применять этот яд. Волк, съев приманку, уходит от тропы довольно далеко - до семи километров. При таянии снега, при пользовании трупа волка в качестве пищи птицами и зверями, всё это может попасть в открытые источники и воздействовать на человека.

C.H.ЧАСОВСКИХ:

- В 2001 году охотуправление отчиталось, что добыто 700 волков при численности 500, -это наводит на какие-то мысли. Сегодня шкуры волка везут из Казахстана, других регионов, потому что в РА платят тысячу рублей за шкуру.

В нашумевшей статье Каймина одна волчатница из Чойского района заготовила 24 волка, хотя, по учётным данным, за этим районом числится восемь волков. Кого обманываем? Если те же 40 тысяч, выделенные правительством на закупку яда, пустить на премирование охотников, то будут какие-то сдвиги по уничтожению хищника. Сегодня уже Москва интересуется, применяется ли яд в борьбе с волком. ЮНЕСКО тоже по этому поводу интересовалось. Мы уже далеко зашли в применении яда. Никто в том же Кош-Агачском районе сжигать отравленного волка не будет.

Н.П.МАЛКОВ:

- В Республике Алтай мы выбрали путь ресурсосбережения. Красная книга РА разошлась по всему миру. Я только в Америку отправил 25 книг. И вдруг сейчас начать сокращать количество особо охраняемых территорий! Это непоследовательная политика. Действие двух заказников - Сумультинского и Шавлинского - до сих пор, не продлено. Основное местообитание снежного барса именно на территории Шавлинского заказника.

C.H.ЧАСОВСКИХ:

- Охотуправление говорит, что идёт увеличение поголовья марала, косули. Для чего? Для того, чтобы получить завышенные квоты. Единственно, возросла численность горного козла. Я глубоко убеждён, что те методики, которые приемлемы для проведения учётных работ на равнинных территориях, для горных территорий не подходят. Основная работа охотуправления заключается в том, чтобы координировать работу тех органов, которые занимаются охотничьим хозяйством, и заставлять их работать. Когда охотничье хозяйство закреплено за пользователем, то оно должно отвечать за его состояние, проводить учёт животных и т. д. Я предлагаю обратиться к Главе РА, в правительство, чтобы в республике был создан какой-нибудь координирующий орган. Сегодня в правительстве охотничьими делами никто не занимается. Вывод один - в угодьях должен быть хозяин. Надо привести в соответствие работу охотуправления с действующим законодательством.

- Какие у участников круглого стола есть ещё предложения?

B.H.АЛЕЙНИКОВА:

- Я поддерживаю все предложения, но считаю, что во главе охраны животного мира республики должен стоять человек, который знает не только географию и ландшафтоведение, но должен владеть и химическими знаниями или приглашать специалистов, прислушиваться к мнению учёных-химиков, что можно использовать для регуляции численности животных, а что нельзя.

C.H.ЧАСОВСКИХ:

- Охота для охотников Улаганского, Усть-Канского, Кош-Агачского районов - это не отдых, а промысел, который даёт достаток. Белка стоит. 80 рублей.. Хороший охотник за сезон добывает тысячу белок. Охотоведами должны сегодня работать специалисты-биологи. В охотуправлении же в настоящее время работает всего один биолог.

Е.М.ФИЛИМОНОВ:

- Надо восстановить статус Сумультинского и Шавлинского государственных заказников, ограничить доступ людей в угодья в пожароопасные периоды, для чего запретить охоту весной повсеместно, осенью - на лесные виды, ввести специальный регламент туристам на этот период. Следует срочно исключить возможность проведения каких-либо коммерческих охот в запретные сроки охоты. Необходимо отозвать долгосрочные лицензии от ГПХ и ЗАО и объявить конкурс на закрепление охотугодий и ведение охотничьего хозяйства. Нужно подготовить проект правил использования объектов животного мира, не являющихся охотничье-рыболовными видами и не внесёнными в Красную книгу РА. Следует направить письмо в адрес администрации по правовой стороне вопроса использования фторацетата бария и возможных последствий для экосистем от его применения. Нужно запретить лов рыбы в заповедной части Телецкого озера. Необходимо создать четырёхстороннюю межведомственную комиссию по обороту волчьих шкур.

B.K.МАНЫШЕВ:

- Считаю, что наша беседа за круглым столом явится началом большого разговора по сохранению окружающей среды в республике. Должно быть нормальное использование животного мира и обеспечение его сохранности. Наш Горный Алтай - это наш общий дом. Каким он будет, зависит от нас самих.

Вёл беседу В.КУНИЦЫН.

Звезда Алтая N44 (16947) от 23 марта 2002 года