"Может отдать Катунь туристам, а энергетику развивать строительством малых ГЭС?"
Передо мной газета "Звезда Алтая", N150 от 29. 09. 2001 г. На совещании в Барнауле было принято решение "...образовать корпорацию "Энергия рек Алтая", в задачи которой входит: "...разработать проектно-сметную документацию по Чемальской ГЭС и с нее начать строительство, затем уже приступить к Катунской ГЭС - более мощной".
"Началось!"- с тоской подумал я и принялся просматривать тугие увесистые папки с материалами, которые собрал во времена многочисленных полемик конца восьмидесятых - начала девяностых годов, о целесообразности и возможности строительства Катунской ГЭС в Горном Алтае. Очень много в те времена рассматривалось мнений и суждений, очень много было доводов "за" и "против" . Победил довод "против". Хотя, может быть, просто время сработало на результат: в государстве Российском началась перестройка, и озабоченных вопросом строительства Катунской ГЭС уже не оставалось, кроме разве главы республики В. И. Чаптынова, который называл Катунскую ГЭС делом всей своей жизни. Но ушел и он. И около десятка лет папки мои пополнялись очень скромно. Вопрос строительства ГЭС всплывал перед очередными выборами, после выборов про ГЭС дружно забывали.
И вот тут опять: "Строить, и только". Прямо терпежу нет - хочется "перерезать горло" Катуни. По словам бывшего первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай A. H. Алчубаева, "... нам будет достаточно 15 процентов вырабатываемого электричества, остальное можно будет продавать","ЗА", N113 от 21. 07. 2001г. Вот уж заживем! Работать не надо -плясать будем и песни петь на берегах Катуни. Тем более что нас всего-то в Республике Алтай 200 тысяч человек.
После элементарных подсчетов, отняв 15 процентов от общей выработки Катунской ГЭС и помножив остатки на современную цену киловатт-часа, примерно 60 копеек, имеем доход около 20 тысяч рублей на каждого жителя республики, что примерно соответствует прожиточному минимуму на современном этапе.
Не пойму только, или действительно кандидат экономических наук A. H. Алчубаев недопонимает проблему, или уж так грубо работает на "народ". Лично мне ясно, что строительство Катунской ГЭС в ближайшие 10-15 лет нашему государству не под силу. Выкроить сумму более сорока миллиардов рублей так вот просто невозможно. Тем более что пока не введены в строй агрегаты Богучанской ГЭС на Ангаре, Зейской на Дальнем Востоке, не окончено строительство ряда других ГЭС, "зелёные" могут быть спокойны. Если же делать ставки на зарубежных инвесторов, то вряд ли они сунут голову в энергетику России, пока стоимость электроэнергии у нас не достигнет среднемирового уровня: 8-10 центов за киловатт-час. Вероятно, идет какая-то политическая игра, простому человеку недоступная.
Катунской ГЭС я отдал в общей сложности больше полутора десятков лет, проблему знаю не понаслышке. Давно присматривались люди к этой своенравной и энергоемкой реке. В начале шестидесятых годов инженер Гидропроекта И. А. Маслов с группой специалистов проплыл по Катуни от села Усть-Кокса до села Усть-Сема. После этого и родился каскад ГЭС из шести станций. И обоснованно. Река Катунь действительно очень энергоемкая. Если бы взять всю энергию этой реки от Белухи до слияния с Бией, хватило бы обеспечить теплом и светом не только всю Западную Сибирь, но и ее окрестности. Однако вся-то загвоздка в том, что мы еще не научились брать энергию достаточно разумно, не научились ее аккумулировать. А без этого работать плодотворно на Катуни невозможно - разница между зимним и летним расходом воды более пятидесяти раз, а следовательно, и выработка электроэнергии на ГЭС будет иметь тот же порядок. У нас же в Сибири, всем это понятно, энергия нужна больше зимой.
В 1977 году начинаются изыскательские работы по первой станции Катунского каскада - Еландинской, позднее она переименовывается в Катунскую. Главным инженером проекта становится И. А. Маслов, но вскоре его сменяет А. С. Пигалев. В 1982 году в Горный Алтай заезжает управление "КрасноярскГЭСстрой". Ребята с размахом и опытом, но и наши власти не лыком шиты. Перед началом строительства ГЭС они запросили воздвигнуть домостроительный комбинат. Он, вероятно, и послужил концом начала строительства. Пока гидростроители занимались комбинатом, окрепли силы "зелёных", ну и пошло-поехало. А если бы сразу строители смогли "войти в воду", по тем временам строительство ГЭС остановить было бы невозможно, даже с учетом надвигающейся перестройки. И появился бы в России еще один объект, достойный сожаления, как, положим, Новосибирская ГЭС, отнявшая у крестьян более тысячи квадратных километров самых плодородных земель.
К счастью, в конце девяностых годов строительство Катунской ГЭС прекратилось, оставив для размышления народу огромные корпуса завода ЖБИ, которые сейчас используют для тренировки местные омоновцы, развороченный бом Аскат, опоры под мост в селе Эликманар да изуродованные до безобразия поля в урочище Толгоек.
Народ, по всей вероятности, "размышлял" недолго. Тот же Ю. И. Тошпоков, директор Катунской ГЭС в восьмидесятых, согласился возглавить корпорацию "Энергия рек Алтая", то есть согласился строить Катунскую ГЭС. Начать, правда, он предлагает с контррегулятора, с Чемальской ГЭС; что совершенно не меняет дела. Главное, при всех отрицательных показателях Катунской ГЭС проблемы, поднятые , "зелеными" остаются. Это, как я думаю:
Во-первых, изменение климата в долине Катуни, а следовательно, и в курортном местечке Чемал. Хотя эксперты и дают на этот счет осторожные заключения, но все мы знаем последствия строительства Красноярской ГЭС - зимой город пребывает в постоянных туманах, а незамерзающая полынья на Енисее -более двухсот километров. В санаториях же Чемала лечение основано на сухом воздухе. В. В. Селигей рекомендует перенести курорт на 100 -150 метров вверх. Я что-то плохо представляю, куда из долины Катуни можно перенести санатории.
Во-вторых, затапливаются самые плодородные земли в долине Катуни, хотя А. С. Пигалев называет их почему-то "галечниковыми террасами". Но именно эти земли испокон веков были кормилицами алтайского народа, на них при советской власти существовало три колхоза-миллионера, и этими же землями едет любоваться сейчас со всех концов Сибири, и не только, огромное количество людей, желающих отдохнуть в Горном Алтае. С каждым годом число желающих подышать свежим воздухом, испить чистой воды, полюбоваться на горные пейзажи растет в геометрической прогрессии. В Новосибирске, например, говорят: "Если не был в Горном Алтае - не человек".
В-третьих, потеря огромной сельскохозяйственной поймы в долине реки Оби от Бийска до Камня-на-Оби.
В-четвертых, ущерб флоре и фауне. Очевидцы помнят, что после перекрытия Оби в Новосибирске перед плотиной стоял многометровый слой рыбы. То же будет и на Катуни. Строительство ГЭС приведет к сокращению ареалов 20 редких и "исчезающих растений" (заключение Сибирского Ботанического сада).
В-пятых, потеря огромного количества археологических памятников.
В-шестых, повышение концентрации ртути в водохранилище, последствия которого до конца не изучены.
В-седьмых, размыв берегов.
В-восьмых, отрезанные от внешнего мира села Эдиган и Ороктой.
Перечислять можно еще много негативных факторов, связанных со строительством большой Катунской ГЭС. Вопрос антропогенного влияния от прихода в долина Катуни двадцати тысяч строителей и тяжелой техники, например, заслуживает особого внимания. А. С. Пигалев рекомендует "закрыть" от них Горный Алтай. Выполнить это пожелание очень проблематично. Поэтому, думается, что бед от Катунской ГЭС будет больше, чем пользы. Ну, а поскольку я уже упомянул вначале, что строительство столь серьезного объекта возможно через 10-15 лет, то не хочется, чтобы время это прошло даром.
Есть ли альтернатива Катунской ГЭС? Думаю, что есть. В далекие теперь уже времена, когда Горный Алтай не был опутан сетью высоковольтных проводов, старожилы помнят, что на малых реках было построено более пятидесяти ГЭС.
Сохранилась из них только одна, на реке Чемал, исправно работающая вот уже почти 70 лет. Сгубила малые ГЭС политика государства -в сельские районы подвели ЛЭПы и продавали электроэнергию по одной копейке за киловатт-час. В наше время подход к экономике изменился, и настала, вероятно, пора задуматься о малых ГЭС серьезно.
По оценке, сделанной АН СССР в 1937 году, общий потенциал рек Ойротии (без Бии и Катуни) выражается цифрой 50 - 55 миллиардов киловатт-часов. В книге "Энергетические ресурсы СССР"("Наука", Москва, 1967г.) отмечается, что в Горном Алтае можно построить гидроэлектростанции на реке Кокса общей мощностью до 68 мВт, на реке Бия - 296 мВт, на реке Аргут -1000 мВт, на реке Чуя - 200 мВт.
Это, понятно, все огромные проекты времен социализма. А если взять участок реки Чуя в районе поселка Акташ длиной 18 километров, то по проработкам Красноярского института "Гидропроект" на нем возможно строительство малых деривационных ГЭС мощностью 50-60 мВт с годовой выработкой электроэнергии 400 - 500 миллионов киловатт-часов. Это уже годовое потребление электроэнергии Республикой Алтай в настоящее время. С этих ГЭС или хотя бы с одной из них можно было бы начать. Ущерб для природы минимальный, отдача огромная.
Есть проработки по каскаду малых ГЭС на реке Мульта - годовая выработка до 100 миллионов кВт-часов. Да разве мало в Горном Алтае энергоемких рек? Урсул, Сумульта, Песчаная, Челушман, Башкаус, Уимень, Чарыш, Кадрин, Лебедь, Кучерла - каждая из этих рек могла бы стать большим подспорьем в деле обеспечения электроэнергией республики. Строительство малых ГЭС привлекательно еще и тем, что ввод мощностей может быть постепенным. Если отдачу от большой Катунской ГЭС ждать нужно как минимум 8-10 лет, то ввод малых ГЭС можно осуществлять ежегодно. А это, в части окупаемости вложенных средств, очень важно.
Кроме того, учитывая малую выработку электроэнергии малыми ГЭС в зимнее время, специалисты предлагают создать в районе поселка Акташ Чуйский энергокомплекс, в состав которого включаются малые ГЭС. ветро- и тепловые установки, работающие в зимнее время. По предварительным проработкам установка в долине реки Чуя ветроагрегатов мощностью 10-15 мВт вполне возможна. Возможна также установка тепловых электростанций, работающих на угле Талды-Дюргонского месторождения, которое находится в непосредственной близости от выбранного участка. Названная схема позволяет добиться стабильной круглогодичной выработки электроэнергии. По подсчетам специалистов, стоимостные показатели получаются вполне приемлемыми.
Создание Чуйского энергокомплекса помогло бы решить проблему отопления Кош-Агачского и части Улаганского районов и, естественно, мощностей его хватило бы для обеспечения всех потребностей в электроэнергии Республики Алтай. Деньги на создание данного комплекса не такие уж и большие, и за несколько лет, учитывая наличие эколого-экономической зоны, республика сама могла бы профинансировать строительство, а следовательно, иметь собственные источники электроэнергии и энергетическую независимость.
Сторонники Катунской ГЭС самым веским аргументом считают, что, когда будет много электроэнергии, она будет у каждого жителя. Наша республика имеет плотность населения около двух человек на квадратный километр, а территорию - большую, чем две Швейцарии, т. е. до каждого-то жителя как раз проводами не дотянуться. И в этой связи большим подспорьем могли бы служить возобновляемые, нетрадиционные источники энергии. Установить на чабанской стоянке автономную ветроэлектростанцию или микроГЭС вполне реально. Большой интерес представляет использование солнечной энергии - по числу ясных дней Горный Алтай занимает одно из первых мест в России. Есть еще ряд источников энергии, которые заслуживают пристального внимания. Только комплексное решение проблемы энергетики может дать положительный результат.
Каким путем пойдет республика? Строительство Катунской ГЭС грозит еще и тем, что Горный Алтай может превратиться в большую промышленную площадку, как, положим, Кузбасс, а сам коренной народ - алтайцы может ассимилироваться подобно шорцам.
Этого хотел В. И. Чаптынов? Думаю, что нет. Так, может быть, учитывая влияние времени, отдать красавицу Катунь на откуп туристам и курортникам? Народу же республики не бросать своих традиционных занятий сельским хозяйством, а энергетику развивать строительством малых ГЭС, когда их будет много и будут они наши, тогда и продавать излишки энергии будет не грех.
В. БАХМУТОВ, инженер.
г. Горно-Алтайск.
Звезда Алтая N43 (16946) от 22 марта 2002 года