Сибирскую тайгу жгут и вырубают

Сибирь - обширная территория, сохраняющая значительную часть тайги. Огромная роль лесных экосистем бореального пояса для биосферы в целом все более осознается человеком. Но, как обычно, мы можем опоздать со своими правильными решениями. Особенно тяжело лесам приходится в сильно заселенной южной части бореальной зоны.

Если ехать из Новосибирска в южном направлении и через 80 километров повернуть направо, то через час вы окажетесь в поселке Сузун. Это один из старейших в области и наиболее богатый лесами районный центр. Еще при Петре Первом промышленник Строганов плавил здесь медь и чеканил монеты. Для выплавки меди использовался древесный уголь, получаемый тут же. В итоге за три с лишним столетия сузунские сосняки были пройдены рубками не единожды.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

Особенно сильно тайга пострадала в 60-80 годах ХХ-го века, когда было заготовлено рекордное количество древесины, в основном зря, в погоне за показателями в социалистическом соревновании. В результате практически не осталось старовозрастных, не тронутых человеком участков. Евгения Клещева, научный сотрудник Сибэкоцентра, исследующая сосновые леса Новосибирской области, считает, что теперь даже оставшиеся участки не соответствуют представлению о старовозрастном лесе. Большая часть таких лесов образовалась в результате различных рубок, многие участки имеют одновозрастной древесный ярус, некоторые леса, особенно вблизи населенных пунктов, активно используются для рекреации.

В последние годы сузунский лес подвергся еще одной напасти - он потерял хозяина. Сузунский лесхоз перестал контролировать рубки. Участки леса сдаются в аренду. Арендаторов стало множество, количество заготавливаемой древесины растет, при этом ее большая часть вывозится за пределы региона. Сузунский район лишился всех преимуществ богатого лесного края - в местный бюджет не поступает ничего, а запасы древесины тают на глазах.

СИГНАЛ ТРЕВОГИ

Ходят упорные слухи о том, что через подставных лиц половина сузунской древесины переправляется в Китай. Эта страна ввела запрет на рубку в своих северных районах, но продолжает развивать свою лесоперерабатывающую промышленность. Так что эти слухи не беспочвенны.

В этом году сузунские власти забили тревогу. Можно сказать, что в райцентре произошла тихая "лесная революция" - председатель комитета экологии Владимир Нормайкин стал заместителем главы администрации. Главная его задача теперь - разобраться в тяжелой ситуации с лесами и взять ее под конроль. Можно предположить, что сделать это будет не легко, зная нынешнюю ситуацию в лесном хозяйстве и несовершенство российского законодательства.

Тайга в Сибири стала чаще гореть. И дело здесь не в потеплении климата. Просто пожары кому-то очень нужны. Вот что происходит на Байкале - в Бурятии и Иркутской области. В 2002 году пожары в этих регионах были столь масштабными, что привлекли внимание самых высоких чиновников. Их приезжали "тушить" сибирский полномочный представитель Леонид Драчевский и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Они оба пришли к выводу, что в пожарах повинны недобросовестные лесопользователи, поджигающие леса, чтобы воспользоваться санитарной рубкой горелого леса в местах более доступных для техники и сэкономить на этом. Количество пожаров в Прибайкалье возросло в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. В этом году пострадало от пожара более 50 тысяч га лесов.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БОЙКОТ

Новосибирский журналист Дмитрий Виноградов подробно исследовал эту проблему. Он утверждает, что через аукцион "делового" леса власти стараются продать лес в труднодоступных местах, а горят "почему-то" те леса, которые власти не собирались отдавать на вырубку. Они расположены близко к населенным пунктам, транспорным магистралям, в водоохранных зонах рек, где его нельзя вырубать, чтобы берега не осыпались. Так лес из не подлежащего вырубке превращается в горельник, который надо срочно вырубить. Его слова подтверждают и компетентные органы.

Сергей Шапхаев, руководитель экологической организации "Бурятское региональное объединение по Байкалу" уверен, что "горельник вывозится преимущественно в Китай. Это огромный рынок, всасывающий в себя, как пылесос, практически любую древесину".

Из Прибайкалья в 2001 году ушло на экспорт 8,1 миллионов(!) кубометров леса. Объемы экспорта, по свидетельству очевидцев, так велики, что даже не хватает вагонов. Кроме этого, государство низкими зарплатами в лесном секторе стимулирует коррупцию среди лесников. Что ждет работников леса в ближайшем будущем - не ясно, так как в очередной раз переписывается Лесной кодекс.

Европа закупает в России огромное количество древесины. Но критика из потребительских организаций Западной Европы звучит все громче. В результате прошлой весной руководители крупных лесных компаний в Мурманске призвали губернатора региона расширить список природных территорий, имеющих статус охраняемых. Они сделали это, чтобы помешать возможности объявления потребительского бойкота в Западной Европе, который мог бы поставить под угрозу выгодный бизнес по экпорту древесины. Однако, российское правительство до сих проявляет недовольство. Этой весной президент Путин назвал российскую лесную промышленность "нецивилизованной", что ведет к росту "упущенных индустрией возможностей".

По мнению Путина, управление этим сектором экономики должно быть пересторено таким образом, чтобы его деятельность приносила больше пользы государству. Российский премьр Касьянов поставил условия лесной промышленности и ответственным министрам увеличивать разработку древесины на 8%в год до 2010 года. Российские леса составляют 25% процентов всех лесных территорий планеты, но в мировых продажах древесины на долю России приходится только 3%.

Экологические организации в России будут бить тревогу как можно громче. И не только в России; девственные леса северных районов Канады, леса Скандинавии и Соединенных Штатов Америки тоже находятся под угрозой.

ОТ ЙОККМОККА ДО ВИННИПЕГА

В 1992 году в шведском городе Йоккмокк собрались активисты экологических организаций и представители коренных народов. Они были озабочены исчезновением бореального пояса Земли, вызванного разрушительной деятельностью лесопромышленных и прочих компаний. Именно тогда и именно там была создана международная сеть Taiga Rescue Network.

Прошлым летом члены Taiga Rescue Network из Соединенных Штатов, Канады, Европы и России встретились в канадском городе Виннипег, чтобы провести инвентаризацию состояния северных лесов. Алексей Ярошенко, руководитель Лесной программы Гринпис в России представил и прокомментировал проект карты малонарушенных лесных ландшафтов бореального пояса.

- Бореальные леса (тайга) представлены в Канаде, России, Скандинавских странах, на Аляске, севере Японии и Китая. Если говорить о бореальных лесах и тайге как о единой территории, пока ситуация не самая плохая. Примерно две трети бореальных лесов - это до сих пор территория дикой природы, не фрагментированная дорогами, не населенная, не подвергающаяся рубкам или добыче полезных ископаемых. С другой стороны, бореальные леса - это очень широкая зона от южной тайги до притундровых лесов и местами лесотундры.

И, если юг бореальных лесов - достаточно богатые в плане биологического разнообразия экосистемы, очень динамичные, способные к самоподдержанию и восстановлению, то север бореального пояса - территория более бедная, более однообразная, но и более ранимая.

Пожар в бореальных лесах - это не редкое явление в природных условиях. Бывают пожары от молнии, но в большинстве случаев человек является источником пожара. Такие пожары преобладали в доиндустриальное время - это пожары в южных районах, связанные с подсечноогневым земледелием, а в более северных районах - с оленеводством, охотой, рыболовством. Сколько пожаров приходится на долю человека, сколько на долю молнии до начала промышленного освоения тайги - это вопрос пока еще спорный и в какой-то степени не такой важный. Важно то, что был устойчивый уровень пожаров. Сейчас, когда людей становится в тайге все больше и больше - геологоразведка, сейсморазведка, охотники на вертолетах - пожаров становится больше. Площадь сгоревших лесов стала гигантской - и в России, и в Канаде, где ситуация даже хуже, чем в России.

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

До сих пор слишком мало исследовалось влияние бореальных лесов на изменение климата. Но все эксперты убеждены, что влияние это огромно. Доктор Ярошенко продолжает:

- Бореальные леса - это тот биом, роль которого в углеродном балансе атмосферы хуже всего изучена. Его роль высока, но даже в докладах экспертов много недосказанного про роль тайги. Например, не соответствует действительности общепринятая концепция о роли тайги в балансе углерода в процессе ее роста после гари. В теоретических построениях не учитывается огромная роль подстилки и почвы в аккумуляции органического вещества. Поэтому динамика уменьшения утилизации лесом углерода в процессе роста выглядит не столь очевидной. Скорее, все выглядит по-другому. Совершенно выпали из рассмотрения лесные болота. Ведь тайга - это огромное количество болот, которые сейчас активно осушаются. В России осушено примерно 5 млн га, в соседней Финляндии - 6 млн га, в Белоруссии тоже счет идет на миллионы гектаров. Каждый гектар осушенного болота это плюс дополнительный выброс порядка 10 тонн углекислоты!

По словам Алексея Ярошенко, торговля квотами в рамках Киотского протокола - это чисто политический процесс, так как экспертные заключения могут отличаться с точностью наоборот. Похоже, что для сохранения лесов, как и вообще природы, мало пригодны прагматические желания политиков, даже обличенные в экономически правдоподобные выводы экспертов.

Сегодня российские политики живут нынешним днем, не заглядывая вперед. Россия огромна и обладает практически бескрайними лесами. "Защита тайги может подождать до завтра", - таково отношение политиков. Участники Taiga Rescue Network, объединившей более 170 организаций из Европы, Северной Америки и России, видят много оснований для спасения тайги. Из них три самые главные. Права коренных народов - индейцев и шорцев, удеге и саами, и других, не оторвавшихся от своей Матери-Земли в той степени, как большинство людей, живущих в городах. Права растений и животных, обитающих на лесных территориях, на еду, на возможность вывести потомство и укрыться от хищника. Права наших детей видеть и чувствовать красоту и силу нетронутой природы, быть ею защищенной. Сохранение тайги - задача жизненной необходимости.

За дополнительной информацией обращаться: www.taigarescue.org и www.forest.ru

www.ecoclub.nsu.ru и http://greens.krc.karelia.ru

Александр Дубынин, директор Сибирского экологического центра, Новосибирск

Источник: http://www.cyrillic.milieukontakt.nl/

От редакции. В настоящий момент "Сибирский экологический центр" вместе с Кольским центром охраны природы и Сетью спасения тайги начинает реализацию проекта "Усиление участия общественности в управлении российскими лесами", поддержанного ТАСИС.