В Департаменте природных ресурсов по Дальневосточному региону состоялся брифинг по поводу выхода нового Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Долго блуждающий в недрах Государственной Думы, он наконец-то обрел официальный статус и был подписан Президентом РФ 10 января этого года. В.Болтрушко, заместитель руководителя департамента, отметил положительные стороны документа: это и наличие основных понятий, чего не было в старом законе, и подробное разграничение полномочий органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, и учет новых направлений деятельности экологов. Наряду с этим, для эффективного использования закона необходима разработка целого ряда подзаконных актов, а этот процесс зачастую растянут во времени, что вызывает некоторую тревогу.

Руководитель юридической службы департамента Л.Матюшина отметила, что недавно принятый Кодекс об административной ответственности дополняет новый закон в части ответственности за экологические правонарушения и содержит более прогрессивные статьи по наказаниям за причиненный вред окружающей среде. Суммы штрафов, закрепленные старым законом 1991 года были смехотворно малы и не являлись действенным наказанием. Сегодня система наказания ужесточилась, причем это проявляется не только в материальном плане (увеличение сумм штрафов), в кодексе дано понятие должностного лица, т.е. расширяется круг лиц, несущих ответственность за правонарушение. Впервые в кодексе прописаны и гарантии осуществления должностных полномочий специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. Теперь, на должностное лицо, препятствующее выполнению работы инспектора на предприятии, может быть наложен административный штраф до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Конечно, заметил В.Болтрушко, новый закон - непрямого действия, является как бы упорядочением нормативной базы; ведь нельзя в одном законе учесть все особенности природоохранных нарушений. Уже существует Лесной, Водный, Уголовный, Гражданский кодексы, Кодекс об административной отвественности, где предусматривается индивидуальный подход к каждому делу. Кстати, из названия нового закона не случайно исчезло слово "природная" среда, теперь мы будем охранять окружающую среду, что является более широким понятием.

Проведенный брифинг стал первой реакцией на новый закон, еще не прозвучало мнение ученых-экологов, других природоохранных органов, общественности. Впереди - более детальное изучение документа и обсуждение особенностей его применения за "круглым столом".

М.Чесалина, пресс-служба ДПР ДВ