КАК НОВЫЙ КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПОВЛИЯЕТ НА ОХРАНУ ПРИРОДЫ | комментарий подготовлен В.Б.Степаницким (ВВФ)

Выдержки

C 1 июля 2002 года вводится в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях и утрачивает силу ранее действовавший КоАП РСФСР.

Административная ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях устанавливается статьей 8.39 КоАП РФ. В сравнении с п.1 ст.36 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо - нарушителя законодательства об ООПТ, уменьшен вдвое, минимальный - увеличен в 5 раз, на должностное лицо - более чем в 3 раза, установлена административная ответственность юридических лиц.

Кодекс значительно расширил и детализировал понятие "должностное лицо". Под этим термином понимается лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в вооруженных силах и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии со статьей 2.5.КоАП РФ военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, работники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за нарушение законодательства об охране окружающей среды несут на общих основаниях (ранее такое правило действовало лишь в отношении нарушений правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов). При этом административный штраф не может быть наложен лишь на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

КоАП РФ по сравнению с ранее действовавшим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (с учетом требований Закона Российской Федерации ) повысил минимальный размер административного штрафа, налагаемого за нарушения правил пожарной безопасности в лесах на физических лиц в 40 (!) раз. Согласно ст.8.32. КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов (главные лесничие, лесничие и др.) не вправе самостоятельно рассматривать дела о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах в силу требования части третьей ст.23.24. КоАП РФ (размер штрафа, налагаемый вышеупомянутыми должностными лицами не может превышать три минимальных размера оплаты труда (далее-МРОТ), тогда как ст.8.32 предусматривает наложение штрафа не менее 10 МРОТ. По этой же причине в отношении нарушителей правил пожарной безопасности в лесах согласно статье 28.6. КоАП РФ не допускается практика взимания административного штрафа на месте совершения нарушения.

Эффективность предстоящей практики наложения (с последующим взысканием) на граждан, нарушивших правила пожарной безопасности в лесах, штрафов размером не менее тысячи (!) рублей (причем с соблюдением всех требований КоАП РФ в части производства по делам об административных правонарушениях) не может не вызывать сомнений. В этой связи необходимо иметь в виду, что ст.8.39. КоАП РФ позволяет главным госинспекторам по охране территорий заповедников и национальных парков при рассмотрении дел о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах на территориях заповедников, национальных парков и их охранных зон налагать на нарушителей штраф все же меньшего размера - не менее 5 МРОТ (сегодня это 500 руб.), что во многих случаях будет в большей степени отвечать здравому смыслу.

Согласно ст.31.9. КоАП РФ постановление о назначении административного взыскания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу (ранее не подлежало исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения). Госинспектора вправе доставить нарушителя в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось.

Следует отметить, что вопрос о привлечении физического или юридического лица к административной ответственности должен решаться в строгом соответствии с требованиями презумпции невиновности.

В частности, соответствующая графа в бланке протокола об административном правонарушении не должна именоваться "сведения о личности нарушителя" (как было ранее), а излагается в редакции: "сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении".

Необходимо особо отметить еще одно существенное обстоятельство, отличающее новый КоАП РФ от ранее действовавшего (и продолжающего действовать до 1 июля 2002 г.) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Статья 234 КоАП РСФСР предусматривала возможность составления протокола об административном правонарушении представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности (в природоохранной практике таковыми главным образом являлись общественные инспектора по охране природы ВООП, общественные охотинспектора, общественные инспектора рыбоохраны, общественные лесные инспектора).

Согласно же статье 28.3 нового КоАП РФ, составление протокола - прерогатива должностных лиц государственных органов, перечисленных в настоящем Кодексе, составление же протоколов представителями общественных структур КоАП РФ не предусматривает.

Обзор подготовлен В.Б.Степаницким, Российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF)

Полный текст обзора можно найти на: http://www.forest.ru/rus/legislation/koap.html

Источник: рассылка Движения ДОП (dop-mvt@ecoline.ru)