СЕМЬ СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ | "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", #2, 11.02.2002

Земля покрыта снежным пологом. Для дворников наступило время тяжелой работы, для леса - сонной дремоты, а для экологов - подведения итогов минувшего сезона. Недавно состоялась заключительная акция детского экологического конкурса "Семь серебряных дел". Об этом событии мы попросили рассказать Эльвиру Николенко, члена совета Сибирского экологического центра, одного из координаторов программы экологического просвещения.

- Эльвира, почему ваша акция получила такое необычное название?

- C древности серебро считается символом чистоты. Очищение, как нам кажется, - это ключевое слово для современной экологической деятельности. Семь "серебряных" дел участников нашего конкурса направлены на воссоздание утерянной чистоты нашей среды обитания.

Сибэкоцентр постоянно ищет новые формы просветительской деятельности. Крупнейшей и важнейшей нашей акцией был и остается "День Земли" - целый комплекс экологических образовательных акций, который мы ежегодно проводим в апреле. Но для Сибэкоцентра важно, чтобы знания, которые участники приобрели в ходе "Дня Земли", не пропали втуне, а были использованы, преобразились в практику природоохранной работы.

Конкурс объединяет две независимые программы Сибэкоцентра: экологического образования и нашу "тему года" - программу по охране городских лесов. Мы считаем, что охранять их надо силами и возможностями горожан. Самая "податливая" прослойка здесь - учителя и школьники, которые всегда с радостью откликаются на подобные инициативы. Для того чтобы что-то изменить в обществе, эффективнее всего начинать дело с детей, с воспитания нового поколения.

Концепция нашей деятельности, быть может, является несколько непривычной для системы образования. Мы считаем, что мало знать о природе. Важно, чтобы дети учились чувствовать природу. Важно дать им эмоциональное, чувственное восприятие леса, живой природы, мира. Только через развитие этих качеств возможно как-то влиять на отношение людей к окружающему миру. Это основной подход в нашей работе, который проявился и в данном конкурсе.

В этом мы расходимся с сугубо информационными, образовательными "пристрастиями", к сожалению, господствующими в преподавании биологии и географии в современной школе. Нам очень хотелось бы, чтобы учителя-природоведы постепенно склонялись в эту сторону - не столько образования, сколько воспитания.

Конкурс был ориентирован на школьников 7-9 классов, хотя были и команды более младших классов, то есть возраст участников жестко не ограничивался. Ребятам предлагалось выбрать из семи предложенных заданий пять и выполнить их.

Мы не стремились найти победителя всего конкурса, у нас нет такого правила - выделять какую-то команду. Обычно мы вводим номинации, то есть определяем команду, отличившуюся в каждом задании.

Например, такое задание, как "Рисунки любимых деревьев", заключалось в том, чтобы дети сами нашли эти деревья и как минимум трижды с этим деревом "пообщались": познакомились, посмотрели внимательно, подружились с ним. Рисунок - это одновременно и повод к общению, и его вещественный результат. Кроме рисунка мы просили к отчету приложить свои впечатления об этих встречах.

Задание получилось интересным. Были такие работы, где дети встречались со своим деревом каждый день, приносили помногу рисунков этого дерева в разную погоду, писали про него сочинения. Были и просто замечательные рисунки, где образ дерева соединен с образом человека, через дерево подан какой-то характер.

Другое задание, понравившееся детям, - это "Зеленая экскурсия". Мы просили команды, выбравшие это задание, изучить растения, которые растут вокруг их школы, и провести 2-3 экскурсии для младших школьников.

В основном те, кто пришли на наш конкурс, - команды, строго следующие нашим условиям. Для них это было в новинку и они действительно описывали виды растений, проводили экскурсии. Но были и другие команды, для которых проводить экскурсии для младших ребят - дело обычное, поэтому они просто рассказывали о том, как у них это проходит. Наши задания были им менее важны. Они рассказывали детям не о видах растений, а что-то по школьной программе, то, что ближе учителям: о сезонных изменениях и т. д.

Довольно необычным стало задание "Лесная свалка". Здесь наша идея заключалась в том, чтобы дети нашли в ближайшем лесном массиве свалку - что, в общем, труда не составляет - и самостоятельно ее убрали. Когда дети при подведении итогов делились своими впечатлениями, почти все команды поставили это задание на последнее место, как самое неинтересное. Хотя дети и понимают, что это очень важно, все равно такое дело воспринимается ими как обязанность. Впрочем, одна команда поставила это дело на первое место. Они рассказывали о том, что сознание того, что они очищают лес, оказалось сильнее.

В финал конкурса вышли шесть команд. Причем нужно подчеркнуть, что только одна команда была из самого города, из Ленинского района (162-я школа). Еще одна команда представляла Краснообск, а точнее - местную Станцию юных натуралистов. Остальные участники прибыли из населенных пунктов Новосибирского района - школа 58 (Издревая), школа 121 (пос. Железнодорожный), школа 32 (Сосновка), школа 15 (хозяйство "Тулинское").

Тот факт, что Новосибирск оказался представлен так слабо, несомненно, отражает общее положение вещей. Областной центр далек и от общения с природой, и от заботы о своих городских и пригородных лесах.

Вообще, дети, которые приезжают на наши мероприятия, образовательные акции, сильно отличаются друг от друга. Мы видим, насколько они разные в зависимости от места проживания. Например, городские дети ориентированы на некоторую наукообразность. Может, это связано с тем, что городские учителя привыкли именно в этом ключе подавать материал. Кроме того, здесь играет свою роль тот стереотип, который возникает в результате участия в различных межшкольных и студенческих научных конференциях, а также опыт работы в рамках разнообразных грантов. У них в первую очередь видна попытка что-то изучить, исследовать, особо не привязываясь к практическим вещам: "а что я собственно могу сделать?". Этого они не любят.

Сельские команды, наоборот, реагируют гораздо лучше на конкретную, реальную деятельность и не очень любят писать "наукоемкие" тексты.

- Представьте, пожалуйста, команды-финалисты.

- Хочется рассказать о наших единственных горожанах - представителях школы 192 (руководитель - Елена Михайловна Красноперова). Это необычная команда. Дети, которые в ней собраны, занимаются в школьном экологическом клубе.

Эти ребята представили очень интересную работу о Бугринской роще. Они исследуют ее уже в течение двух лет, принесли очень хорошую карту, на которой зарисованы все свалки. Они проводили химические анализы почвы. Выявляли присутствие в ней тяжелых металлов, кишечной палочки. Участники команды оказались очень "подкованными" в экологических вопросах, им это было интересно, с азартом в глазах они рассказывали о том, что нашли. Своими силами они убрали огромную свалку вдоль одной из центральных аллей. Рассказали о свалках бытового мусора и металлолома. У них, конечно, не было цели полностью очистить территорию рощи, да это и не под силу одной детской команде.

Другие финалисты - шестиклассники из 58-й школы (руководитель - Людмила Михайловна Кошуваро) - порадовали тем, что с прилежностью отнеслись к нашему конкурсу. У них был самый замечательный отчет. Они больше всего прониклись заданием о семи любимых деревьях и стали победителями в этой номинации. Кроме того, эти дети получили у нас приз за посев красиво цветущих лесных растений. Это задание другие команды вообще не выбрали. Оно оказалось достаточно трудным. Надо было вовремя собрать и посеять семена. Результат будет виден только весной, но сделать это надо было поздней осенью, предоставить фотографии, образцы семян.

Победителями в номинации "Наствольные грибы" стала команда школы 121 во главе с Еленой Леонидовной Ревякиной. Здесь в основном мальчики 8-9 классов. Они несколько стеснялись рассказывать о других заданиях, но когда речь зашла о грибах, выложили собранные грибы на два стола! Они ходили на эту лесную прогулку с младшими школьниками, могли им даже что-то рассказать об этих грибах. Во всяком случае, им это запало в душу. Они просили нас помочь определить названия собранных грибов, собирались выставлять их в своей школе и в соседнем детском саду.

Они же победили в конкурсе "Посадка деревьев". В качестве отчета ребятам нужно было предоставить фотографии, рассказ о том, как это было сделано, и рисунок того, как данная посадка будет выглядеть через 30 лет. Рисунок команды был самый замечательный.

Семиклассники из школы 32 (руководитель - Надежда Михайловна Колопецына) получили призы за конкурс "Убрать лесную свалку". Именно эта команда оценила это задание как самое важное дело. У них также была собрана хорошая коллекция грибов. Еще они рассказывали про свои экскурсии, которые проводили впервые. В этом конкурсе мы просили команды предоставить отзывы младших школьников об экскурсиях. По реакции детей в отзывах было видно, что им более чем понравилось, что это было необычно и очень интересно.

Наконец, нельзя не сказать о команде из поселка Краснообск под руководством Лидии Николаевны Шипицыной и Ирины Георгиевны Андрусевич. Эти дети уже много лет занимаются на станции юннатов, куда ходят около 200 ребят. Там большой живой уголок, дети сами ухаживают за животными, у них нет выходных и они все делают самостоятельно.

Естественно, команда оказалась очень сильной и получила призы за конкурс "Карта зеленого массива". Дети провели подробную инвентаризацию своего СЮНовского участка, с указанием всех деревьев, кустарников, трав, с определением видов. Например, перечислили двадцать видов наиболее часто встречающихся трав.

- В чем вы видите значение таких конкурсов?

- Мы продуктивно пообщались с семью десятками детей, которые были рады собственным результатам и нашей оценке.

Наша работа, по сути, является непроверяемой. Никогда не знаешь, посеял ли ты в душах детей семена любви к природе, прорастут ли они. Это здесь мы видели по реакции детей, что многие вещи радовали их, остались в памяти.

Само проведение финала конкурса показало, что он не был формальным, как, к сожалению, зачастую бывает в школах. Видно, как детям даже слегка тяжело перестроиться. Они привыкли просто отчитываться, а здесь их просили в свободной манере поделиться с другими самым интересным заданием, сказать, какое из них было малоинтересным и что в таком случае в нем можно изменить. Это давалось им непросто. Но такое замешательство даже радует. На нашем мероприятии они столкнулись с чем-то новым, что требует от них нового образа поведения, дает им новый опыт, который они не могли бы приобрести у себя в школе.

- А преподаватели? Приобретают ли они здесь новый опыт?

- Мы всегда очень на это надеемся. Особенно когда проводим "День Земли", показываем учителям наши формы работы, которые им не свойственны. Мы надеемся на то, что учителя это воспримут и начнут где-то у себя это применять.

Одним из основных наших мероприятий в рамках акции "День Земли" является издание "Зеленой папки". Это подборка методических материалов для учителей, с помощью которых они сами могут проводить подобные конкурсы. Абсолютно все учителя отмечают острый недостаток методичек по экологическому образованию.

- Будут ли еще конкурсы "Серебряное дело"?

- Все упирается в финансирование. Мы хотим, чтобы дети уходили с наших мероприятий довольные, счастливые, получившие подарки. Все это требует денег. Даже при условии, что организаторы конкурса работают на чистом энтузиазме, все равно хотя бы дети должны быть вознаграждены за свою активность. Учителя тоже должны получать какие-то материалы для своих мероприятий. Например, на финале "Серебряных дел" мы подарили всем руководителям команд "Определитель растений Новосибирской области", новейшее издание Ботанического сада СО РАН.

Средства на наши акции регулярно обещает заместитель председателя комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды департамента экономического развития и промышленности администрации НСО Юрий Юрьевич Марченко. Обещали профинансировать нас 5 июня, когда мы собирали участников для объявления условий конкурса. Нам нужен был всего лишь автобус, чтобы привезти детей. В результате пришлось нанимать транспорт за свой счет, взяв деньги из небогатых "закромов" других проектов. Сейчас комитет снова обещал нам финансовую поддержку, но пока мы опять провели конкурс в долг.

Интервью вел Вадим Журавлев.