Закон Республики Тыва 14.01.93 N 416 Об охране окружающей природной среды (с изменениями от 21.12.95) +----------------------------+ | Из информационных банков | | АСДГ | | тел. (3832) 10-10-72 | +----------------------------+ Настоящий Закон основывается на том, что в соответствии с Догово- ром "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральны- ми органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации "земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народа Республики Тува. Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства Задачей природоохранительного законодательства Республики Тува является регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами Республики Тува в целях: сохранения природы Республики Тува; хозяйственного использования и воспроизводства природных ресур- сов; предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу; обеспечения граждан республики экологически благоприятной средой обитания. Статья 2. Основные принципы охраны окружающей природной среды При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей природной среды, местные Советы на- родных депутатов, главы местных администраций, министерства и ведомс- тва, государственные, кооперативные, коммерческие структуры, аратс- ко-крестьянские хозяйства и другие предприятия, учреждения, организа- ции, а также граждане Республики Тува, юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека; научно обоснованным сочетанием экологических и экономических ин- тересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов, с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необ- ходимости воспроизводства природных ресурсов; строгим соблюдением требований природоохранительного законода- тельства, неотвратимостью наступления ответственности за их наруше- ние; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач на территории рес- публики; международным сотрудничеством в области охраны окружающей природ- ной среды; единой системой экологического контроля. Статья 3. Объекты охраны окружающей природной среды 1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, уничтожения, исто- щения, пожаров подлежат: естественные экологические системы и их ком- поненты, климат, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверх- ностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, леса и иная растительность во всем их видовом многообразии, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. 2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, национальные природные парки, аржааны и грязелечебные озера, памятни- ки природы; редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды расте- ний и животных, места их обитания; уникальные природные территории и природные ресурсы; памятники и объекты исторического, культурного и природного нас- ледия (территории, объекты-памятники археологии: курганы, могильники, городища, поминальные комплексы, ритуальные сооружения, древние гор- ные выработки и другие культовые сооружения). Статья 4. Компетенция Верховного Совета К компетенции Верховного Совета Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов отно- сятся: определение правовых основ контроля законодательства Республики Тува, установление норм экологической безопасности и осуществление природоохранной деятельности на территории республики; рассмотрение и утверждение республиканских экологических прог- рамм; определение полномочий местных Советов народных депутатов в об- ласти охраны окружающей природной среды и использования природных ре- сурсов, обеспечение экологической безопасности; разработка и утверждение законодательных актов по регулированию отношений в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов на территории республики; установление правового режима зон чрезвычайной экологической си- туации, зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечения режима таких зон на территории республики; осуществление международного сотрудничества в области охраны ок- ружающей природной среды; регулирование вопросов охраны природы с регионами России и други- ми государствами; участие в разработке совместно с Верховными Советами России и других государств межреспубликанских экологических программ, их ут- верждение, контроль за их выполнением. Верховный Совет Республики Тува вправе рассматривать и другие вопросы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соот- ветствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Тува и нас- тоящим Законом. Статья 5. Компетенция Президента и Правительства Президент и Правительство Республики Тува в области охраны окру- жающей природной среды и использования природных ресурсов: осуществляют реализацию государственной экологической политики; устанавливают порядок образования и использования республиканско- го внебюджетного экологического фонда, организуют подготовку и расп- ространение ежегодного государственного доклада о состоянии охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов на тер- ритории Республики Тува; утверждают Красную книгу Республики Тува; принимают решения об организации особо охраняемых природных тер- риторий Российской Федерации и Республики Тува; координируют деятельность министерств, ведомств, предприятий, уч- реждений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов и выделяют средства на осуществление природоохранительных мероприятий; устанавливают порядок разработки и утверждения экологических нор- мативов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов; устанавливают порядок определения и размеры платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, другие виды вредного воздействия; принимают решения о приостановлении, прекращении, перепрофилиро- вании деятельности экологически вредных объектов независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранитель- ного законодательства; организуют систему всеобщего экологического образования и воспи- тания граждан; регулируют другие вопросы охраны окружающей природной среды и ис- пользования природных ресурсов, не входящие в компетенцию Российской Федерации. Статья 6. Компетенция специально уполномоченных на то государс- твенных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов К компетенции специально уполномоченных на то государственных ор- ганов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов относятся: комплексное управление в области охраны окружающей природной сре- ды в Республике Тува, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природ- ных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предп- риятий, учреждений, организаций и хозяйств независимо от форм собс- твенности в этой области; организация и осуществление государственного экологического конт- роля и государственной экологической экспертизы; организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды; получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреж- дений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности эколо- гической информации; ведение Красной книги Республики Тува, организация природно-запо- ведного дела, обеспечение деятельности особо охраняемых природных объектов; утверждение нормативов, правил участия в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий; выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих ве- ществ в окружающую природную среду, на использование природных ресур- сов в соответствии с законодательством Республики Тува; ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их экс- плуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законода- тельства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ; предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства; составление протоколов в области охраны окружающей природной сре- ды и использования природных ресурсов; разработка экологических программ, планов и других документов природоохранной деятельности; учет и оценка окружающей природной среды, состояния природных ре- сурсов, экологически вредных объектов, ведение кадастра природных ре- сурсов; ведение фонда охраны природы Республики Тува; обеспечение населения необходимой экологической информацией; участие в организации системы непрерывного экологического воспи- тания и образования; осуществление международного сотрудничества в области охраны ок- ружающей природной среды, обеспечение выполнения обязательств Рос- сийской Федерации и Республики Тува в соответствии с международными соглашениями и договорами. Решение специально уполномоченных на то государственных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и исполь- зования природных ресурсов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалова- ны в судебном порядке. Статья 7. Компетенция местных Советов народных депутатов К ведению местных Советов народных депутатов в области охраны ок- ружающей природной среды и природных ресурсов относятся: определение основных направлений охраны природы и использования природных ресурсов района, города, поселка и села; утверждение экологических программ и планов, а также осуществле- ние контроля природоохранной деятельности на своих территориях; установление норм и осуществление местных сборов, налогов за ис- пользование природных ресурсов; принятие решения об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности предприятий, учреждений, организа- ций независимо от форм собственности и подчинения на своих территори- ях; разрешение споров в области охраны окружающей природной среды; решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отне- сенных к компетенции местных Советов народных депутатов в соответс- твии с законодательством. Статья 8. Компетенция местных администраций К ведению местных администраций в области охраны окружающей при- родной среды и природных ресурсов относятся: учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории; учет и оценка объемов отходов производства на объектах, располо- женных на подведомственной территории независимо от форм собственнос- ти и подчинения; планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий; координация деятельности экологических служб предприятий, учреж- дений, организаций независимо от форм собственности и подчинения; организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды; подготовка и представление предложений об организации особо охра- няемых территорий и объектов на территории района, города, поселка и села; организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий; экологическое воспитание, образование и просвещение; обеспечение населения необходимой экологической информацией; право применять меры административного воздействия за экологичес- кие нарушения в соответствии с законодательством; решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отне- сенных к компетенции местных администраций в соответствии с законода- тельством. Статья 9. Права и обязанности граждан в области окружающей при- родной среды Граждане имеют право: на благоприятную для жизни природную среду; на экологическое образование и просвещение; на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; на достоверную информацию состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране и восстановлению; на участие в обсуждении планов, программы и проектов деятельнос- ти, опасной для природы и человека; требовать отмены решений, выполнение которых опасно для природы и человека; организовывать и принимать участие в общественных акциях в защиту природы; на возмещение в судебном или административном порядке причиненно- го их здоровью вреда в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий ава- рий и катастроф. Граждане обязаны: сохранять природу, бережно относиться к ее богатству; соблюдать законодательство; соблюдать режим особо охраняемых территорий и объектов. Статья 10. Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды Экологические и иные общественные объединения, выполняющие эколо- гические функции, имеют право: пропагандировать свои экологические программы, защищать экологи- ческие права населения, развивать экологическую культуру населения, выполнять работы по охране природы; содействовать государственным органам в борьбе с нарушениями при- родоохранительного законодательства, требовать в административном или судебном порядке отмены экологически опасных проектов, решений о строительстве экологически вредных объектов, перепрофилировании или прекращении деятельности уже имеющихся таких объектов; требовать назначения государственной экологической экспертизы; ставить вопросы о привлечении к административной или уголовной ответственности виновных лиц в нарушении природоохранительного зако- нодательства, предъявлять в суде или Высшем арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологи- ческими правонарушениями, в соответствии с существующим законодатель- ством Российской Федерации и Республики Тува; требовать предоставления достоверной информации о состоянии окру- жающей природной среды и о мерах по ее охране; организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, входить с предложениями о проведении референдумов, согласно порядку, установленному законодательством, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации. Экологическая деятельность общественных объединений проводится в соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и Республики Тува. Статья 11. Государственные гарантии экологических прав граждан и общественных объединений Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди- нениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реа- лизации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рес- публики Тува. Местные Советы народных депутатов и местные администрации, специ- ально уполномоченные на то государственные органы в области охраны окружающей природной среды, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализа- ции их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохран- ной деятельности. Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению обществен- ными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей, вытекающих из Конституции Российской Федерации, Конституции Республи- ки Тува и настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тува. Статья 12. Экономический механизм природопользования 1. Экономический механизм природопользования имеет своими задача- ми: планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размеще- ние отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использова- ние природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окру- жающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. 2. На государственные природоохранительные органы возлагаются ве- дение государственного земельного, водного, лесного кадастров, госу- дарственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природ- ных территорий и объектов. 3. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов со- циально-экономического развития на основе государственной экологичес- кой программы. 4. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет: федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Ту- ва и местных бюджетов; средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, республиканского и местных экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. 5. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканском и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материаль- но-техническими ресурсами. 6. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и специально уполномоченным на то государствен- ным органом Республики Тува на основании заключения экологической экспертизы и решения местных органов самоуправления на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии на комплексное приро- допользование. 7. Договор на комплексное природопользование предусматривает ус- ловия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ре- сурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разреше- ния споров. 8. Лицензии на комплексное природопользование выдаются природо- пользователю специально уполномоченными на то государственными орга- нами Республики Тува в области охраны окружающей природной среды с указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использо- ванию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. 9. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предп- риятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих ве- ществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства, и устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе специ- ально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов. 10. Срок достижения нормативов объемов природопользования и лими- ты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показате- лями государственных и региональных экологических программ. 11. Плата за природные ресурсы (земля и ее недра, вода, воздух, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие при- родные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установлен- ных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресур- сов. 12. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается в бесспорном (безакцептном) порядке за: выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. 13. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вред- ных веществ, размещение отходов перечисляется предприятием, учрежде- нием, организацией в бесспорном (безакцептном) порядке: 90 процентов - на специальные счета республиканских и местных го- сударственных экологических фондов; 10 процентов - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. 14. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использо- вание природных ресурсов определяется Правительством Российской Феде- рации и Правительством Республики Тува. 15. Внесение платы за использование природных ресурсов не осво- бождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окру- жающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. 16. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстанов- ления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая феде- ральный экологический фонд, республиканский и местные фонды. 17. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, уч- реждений, организаций независимо от форм собственности, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе: плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при- родную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за эколо- гические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитивам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц и граждан; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц. 18. Средства экологических фондов зачисляются на специальные сче- та учреждений, банков и распределяются в следующем порядке: 60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского значения; 10 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий фе- дерального значения. 19. Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, проведение мер и программ по охране окружающей при- родной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследова- ния, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вре- да, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воз- действиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды. 20. Запрещается расходование средств экологических фондов на це- ли, не связанные с природоохранительной деятельностью. 21. На территории Республики Тува осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. 22. Фонды экологического страхования используются на прогнозиро- вание, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и сти- хийных бедствий, аварий и катастроф. 23. Порядок экологического страхования и использования фондов ус- танавливается Правительством Республики Тува. 24. В Республике Тува осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем: установления налоговых и иных льгот, представляемых государствен- ным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных техно- логий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождения от налогообложения экологических фондов; передачи части средств экологических фондов на договорных услови- ях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям неза- висимо от форм собственности и гражданам для реализации мер по гаран- тированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, рацио- нальному использованию природных ресурсов; применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введения специального налогообложения экологически вредной про- дукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применения льготного кредитования предприятий, учреждений, орга- низаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 25. Законодательством Республики Тува могут быть установлены дру- гие виды экологического стимулирования охраны окружающей природной среды. Статья 13. Нормирование качества окружающей природной среды 1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружа- ющую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность насе- ления и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устой- чивого развития хозяйственной деятельности. 2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий утверждают- ся специально уполномоченными на то государственными органами Рос- сийской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей при- родной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуют- ся по мере развития науки и техники с учетом международных стандар- тов. 3. При нарушении требований нормативов качества окружающей при- родной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то госу- дарственных органов Российской Федерации и Республики Тува. 4. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий от концент- раций вредных веществ, выбросов и сбросов вредных физических воздейс- твий, уровня радиационного воздействия, применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, остаточных количеств химических веществ в продук- тах питания, нормы нагрузки на окружающую природную среду, экологи- ческие требования к продукции, нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются специально уполномоченными на то государственными ор- ганами Российской Федерации и Республики Тува. Статья 14. Государственная экологическая экспертиза 1. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. 2. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и за- конности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия, которая предшествует при- нятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. 3. Государственная экологическая экспертиза осуществляется за счет средств заказчиков согласно Положению о государственной экологи- ческой экспертизе. 4. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и прог- раммам производится только при наличии положительного заключения го- сударственной экологической экспертизы. 5. Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов федерального, республиканского или местного значения регули- руется законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. 6. Государственной экологической экспертизе подлежат все предпла- новые, предпроектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Республики Тува независимо от их сметной стоимости, форм собственности и принадлежности, а также экологическое обоснование лицензий и сертификатов. Статья 15. Ответственность за невыполнение требований государс- твенной экологической экспертизы и ответственность экспертов 1. Руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, другие должностные лица и иные работники, а также граждане несут ответственность за невыполнение требований зак- лючения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством. 2. Председатель и члены экспертных комиссий несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или Высший арбитражный суд. Статья 16. Общественная экологическая экспертиза 1. Общественная экологическая экспертиза, проводимая научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе, становит- ся юридически обязательной после утверждения результатов соответству- ющими органами государственной экологической экспертизы. 2. Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оце- нок в соответствии с законодательством. Статья 17. Экологические требования при размещении, проектирова- нии, строительстве, реконструк ции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов 1. При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, иных организаций и хозяйств независимо от форм собственности, при проклад- ке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объек- тов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружаю- щей природной среды, должны выполняться требования экологической бе- зопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству при- родных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. 2. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписа- нием специально на то уполномоченных государственных органов Российс- кой Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 18. Зоны чрезвычайной экологической ситуации 1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Республики Тува, где в результате хозяйственной и иной де- ятельности происходят устойчивые и глубокие отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и жи- вотных. 2. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются постанов- лением Верховного Совета Республики Тува либо указами Президента Рес- публики Тува по представлению специально уполномоченных на то госу- дарственных органов Республики Тува в области охраны окружающей при- родной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы. 3. В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается дея- тельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоп- риятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружа- ющую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользова- ния, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. 4. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, непосредственных виновников дегра- дации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых бюджетных средств Российской Федерации и Республики Тува. Статья 19. Зоны экологического бедствия 1. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Республики Тува, где в результате хозяйственной либо иной деятельнос- ти произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной сре- ды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, на- рушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. 2. Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме свя- занных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство реконструкций новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресур- сов и оздоровлению окружающей природной среды. Статья 20. Природно-заповедный фонд Республики Тува 1. Государственные природные заповедники, включая биосферные за- поведники, заказники, национальные природные парки, памятники приро- ды, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и живот- ные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Феде- рации, Красную книгу Республики Тува, образуют природно-заповедный фонд Республики Тува, обеспечиваются особой охраной государства в ин- тересах настоящего и будущих поколений. 2. Изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Тува зап- рещено. 3. Природно-заповедный фонд находится в ведении и управлении спе- циально уполномоченных государственных органов Российской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и природ- ных ресурсов. Статья 21. Экологический контроль 1. Экологический контроль ставит своими задачами наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и ме- роприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требо- ваний природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. 2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государс- твенного, производственного, общественного контроля. 3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствия- ми его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтере- сованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждения и прогнозами ее состояния и осуществляется специально уполномоченными на то госу- дарственными органами Республики Тува в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регио- нах. 4. Порядок организации и деятельности государственной службы наб- людения за состоянием окружающей природной среды регулируется положе- нием, утверждаемым Правительством Республики Тува. Статья 22. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль на территории Республи- ки Тува осуществляется Верховным Советом Российской Федерации, Вер- ховным Советом Республики Тува, Правительством Республики Тува, Пра- вительством Российской Федерации и местными органами самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического надзора. 2. Должностные лица органов государственного экологического конт- роля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном по- рядке: посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объ- екты и службы Министерства обороны, органов внутренних дел и госу- дарственной безопасности, знакомиться с документами, анализами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окру- жающей природной среды, природоохранительного законодательства, вы- полнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ; устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологи- ческого надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стацио- нарными источниками загрязнения окружающей природной среды; назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения; требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проекти- рованию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию объектов; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административ- ной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисцип- линарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или Высший арбитражный суд о возмещении вреда, причиненно- го окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями при- родоохранительного законодательства; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Указанные решения обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйства- ми независимо от форм собственности, должностными лицами и граждана- ми. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения прекращают финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля. 3. Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или Высший арбитражный суд. Статья 23. Производственный экологический контроль 1. Производственный экологический контроль осуществляется эколо- гической службой предприятий, учреждений, организаций и хозяйств не- зависимо от форм собственности и ставит своей задачей проверку выпол- нения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружаю- щей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. 2. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами независимо от форм собственности на осно- ве настоящего Закона. Статья 24. Общественный экологический контроль 1. Общественный экологический контроль осуществляется профессио- нальными союзами Республики Тува и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйствами независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. 2. Порядок проведения общественного экологического контроля регу- лируется соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Тува. Статья 25. Экологическое воспитание, образование, научные иссле- дования В целях повышения экологической культуры общества и профессио- нальной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образо- вания, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации. 1. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для фор- мирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных учрежде- ниях и учебных заведениях независимо от их профиля обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. 2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учеб- ных заведениях осуществляется преподавание специальных курсов по ох- ране окружающей природной среды и рациональному природопользованию. 3. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающее вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на террито- рии Республики Тува, обязаны иметь необходимую экологическую подго- товку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. 4. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к вы- полнению работы, требующей соответствующих экологических знаний. 5. В целях воспитания бережного отношения к природе, рационально- го использования ее богатств проводится распространение экологических знаний, а также природоохранительного законодательства. 6. Распространение экологических и эколого-правовых знаний, осу- ществляется государственными органами, профессиональными союзами Рес- публики Тува, общественными объединениями, средствами массовой инфор- мации. 7. Органы по охране окружающей природной среды, министерства и ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в об- ласти охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, и создают необхо- димые условия для эффективных экологических исследований и внедрения полученных результатов. 8. Ученые и специалисты научных учреждений принимают участие в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ (международных, республиканских, региональных), проектных работах, входят в составы научно-технических и экспертных советов, дают заклю- чения по экологической экспертизе проектов, оказывают помощь в реше- нии практических задач рационального природопользования и охраны ок- ружающей природной среды, участвуют в формировании экологической культуры общества и несут персональную ответственность за научные ре- зультаты своих разработок. Статья 26. Разрешение споров в области охраны окружающей природ- ной среды 1. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп- риятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственнос- ти разрешаются местными Советами народных депутатов в порядке, уста- новленном законодательством. 2. Споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке. 3. Имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причинен- ного окружающей природной среде и здоровью человека, разрешаются су- дом или Высшим арбитражным судом в соответствии с их компетенцией. 4. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп- риятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами независимо от форм собственности, расположенными на территории Республики Тува, рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных сторон. Если комиссия не приходит к согласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой Верховным Советом Республики Тува, а в случае необходимости - в су- дебном порядке. 5. Имущественные споры в области охраны окружающей природной сре- ды между предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами не- зависимо от форм собственности рассматриваются Высшим арбитражным су- дом, а при необходимости - арбитражным судом Российской Федерации. 6. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп- риятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами независимо от форм собственности, расположенными на территориях Российской Федера- ции и других суверенных государств, решаются в порядке, установленном соглашениями между суверенными государствами. Статья 27. Ответственность за экологические правонарушения 1. За экологические правонарушения, то есть противоправные дея- ния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, органи- зации и хозяйства независимо от формы собственности - административ- ную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и Респуб- лики Тува. 2. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприя- тие, учреждение, организация и хозяйство независимо от формы собс- твенности понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологи- ческим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями и хозяйствами независимо от форм собственности, учреж- дениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством. Статья 28. Административная ответственность за экологическое пра- вонарушение 1. Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, органи- зации и хозяйства независимо от форм собственности, виновные в совер- шении экологических правонарушений, несут ответственность за: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружаю- щей природной среды; невыполнение обязанностей по проведению государственной экологи- ческой экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологи- ческой экспертизы, а также в представлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений; нарушение экологических требований при планировании, технико-эко- номическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, соору- жений, технологических линий и иных объектов; загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, иму- ществу граждан и юридических лиц; порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комп- лексов и естественных экологических систем; нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, за- готовки, переработки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересыл- ки, ввоза на территорию Республики Тува и за ее пределы объектов рас- тительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоо- логических и минеральных коллекций; невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окру- жающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов; нарушение правил охоты и рыболовства; неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль; невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов; нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработ- ке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бы- товых отходов; самовольное водопользование, землепользование, рубку леса, несоб- людение экологических требований при хранении, транспортировке и ис- пользовании, и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ; превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия выбросов и сбросов, превышение установлен- ных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушение порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических ве- ществ; использование и хранение запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на природную среду; несвоевременное внесение платы предприятиями, учреждениями, орга- низациями и хозяйствами независимо от форм собственности; незаконное расходование средств республиканского и местных эколо- гических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятель- ностью; несвоевременную или искаженную информацию, отказ от предоставле- ния своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природ- ной среды и радиационной обстановки. 2.За экологические правонарушения подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке: - граждане - от одного до двадцати размеров минимальной месячной оплаты труда; - должностные лица - от одного до тридцати размеров минимальной месячной оплаты труда; - предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности - от двадцати до одной тысячи разме- ров минимальной месячной оплаты труда. 3. Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, на- лагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного право- нарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. 4. Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах ком- петенции специально уполномоченными на то государственными органами, санитарно-эпидемиологического надзора, а также технической инспекцией труда профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или Высший арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанностей возмещения причиненного вреда. 5. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальный вне- бюджетный счет государственного экологического фонда, согласно ут- вержденному Правительством Республики Тува Положению об этом фонде. Статья 29. Уголовная ответственность за экологические преступле- ния Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на уста- новленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологи- ческую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предус- мотренную Уголовным кодексом Российской Федерации. Статья 30. Возмещение вреда, причиненного экологическим правона- рушением 1. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от формы собственности и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нера- циональным использованием природных ресурсов, разрушением естествен- ных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. 2. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или Высшего арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. 3. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или Высшего арбит- ражного суда, возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. 4. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание произво- дится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций. 5. С согласия сторон по решению суда или Высшего арбитражного су- да вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. 6. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от форм собственности, деятельность которых связана с повышенной опас- ностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответс- твии с гражданским законодательством. 7. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприят- ного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций, хозяйств независимо от форм собственности или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. 8. При определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозмож- ностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. 9. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, упол- номоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего. 10. Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установле- ния - за счет средств соответствующих государственных экологических фондов. 11. Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагопри- ятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйствен- ной или иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме. 12. При определении ущерба, причиненного имуществу граждан в ре- зультате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций, хо- зяйств независимо от форм собственности и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества и упущенная вы- года от потери урожая, снижения плодородия почв и иных последствий. 13. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от формы собственности и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или Высший арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и иму- ществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. 14. Решение суда, Высшего арбитражного суда о прекращении эколо- гически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Статья 31. Международное сотрудничество в области охраны окружаю- щей природной среды 1. Республика Тува исходит в своей политике в области охраны ок- ружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей эколо- гической безопасности и развития международного природоохранного сот- рудничества в интересах настоящего и будущего поколений своего народа и руководствуется следующими принципами: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных эко- логических условиях; каждое государство имеет право на использование окружающей при- родной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечи- ваться за счет других государств или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории госу- дарства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, эколо- гические последствия которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и на- циональном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критери- ев и параметров; должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природ- ной среды и передовых природосберегающих технологий; государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях; все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами. 2. Если международным договором в области охраны окружающей при- родной среды, заключенным Республикой Тува, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в республиканском законодательстве, то применяются правила международного договора. 3. Иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны на территории Республики Тува соблюдать требования настоящего Закона, иных законодательных актов Республики Тува и Российской Феде- рации и несут ответственность за их нарушения. Президент Республики Тува Ш.Ооржак г. Кызыл 14 января 1993 года ь 416.