16 октября 1997 года N 1360 ------------------------------------------------------------------ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, поддержания устойчивости биосферы, контроля за изменением ее состояния, ведения экологического мониторинга, а также экологического воспитания населения. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними с расположенными на них природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти частично или полностью из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны; режим особой охраны - система ограничительных или запретных мер в отношении традиционного хозяйственного использования, посещения, рекреации и иных видов деятельности на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и памятников природы, обеспечивающая выполнение вышеуказанными природоохранными учреждениями возложенных на них задач. Режимы особой охраны устанавливаются настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами; охранная зона особо охраняемой природной территории - земельный участок (акватория), выделяемый по периметру особо охраняемой природной территории и выполняющий буферную роль. На территории охранных зон частично ограничена хозяйственная деятельность. Границы охранных зон особо охраняемых природных территорий определяются и утверждаются соответствующими положениями об охранных зонах и выделяются в натуре специальными опознавательными знаками; природно-заповедный фонд - совокупность особо охраняемых природных территорий, редких растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, имеющая целью сохранение и восстановление природных ресурсов и создающая его природно-экологический каркас; организация особо охраняемых природных территорий - процесс создания новых особо охраняемых природных территорий, включающий проведение проектно-изыскательских работ, принятие соответствующих нормативных правовых актов и осуществление организационно-хозяйственных мероприятий по формированию хозяйственной деятельности; экологическая ценность - свойство природных территорий и объектов, заключающееся в их высокой значимости с точки зрения экологии (в средообразовании, сохранении и восстановлении биологических ресурсов); ценотический фонд - совокупность уникальных и типичных исторически сложившихся сообществ растительных и животных организмов, ценная в экологическом, научно-информационном и социально-экономическом отношениях. Статья 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях Законодательство об особо охраняемых природных территориях состоит из Конституции Республики Татарстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан. Статья 3. Категории и формы особо охраняемых природных территорий С учетом различий правового статуса, особенностей режима охраны, экологической ценности устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты; зеленые зоны. Кабинет Министров Республики Татарстан, местные органы государственной власти Республики Татарстан в пределах своей компетенции могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаказники и другие). В целях защиты особо охраняемых природных территорий от отрицательных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Функциональная совокупность особо охраняемых природных территорий и их охранных зон составляет сеть особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан. Особо охраняемые природные территории включаются в состав территорий соответствующей категории по представлению Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан с согласия владельца(цев) земель после соответствующего научного и технико-экономического обоснования. Решение о включении земель в состав особо охраняемых природных территорий принимают соответственно Кабинет Министров Республики Татарстан и местные органы государственной власти. В случае несогласия владельца(цев) земель, включаемых в состав особо охраняемой территории, вопрос решается в соответствии с законодательством. Особо охраняемые природные территории могут находиться в ведении органов государственной власти Республики Татарстан, органов государственной власти Российской Федерации, в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан. Особо охраняемые природные территории местного значения являются коммунальной собственностью и находятся в ведении местных органов государственной власти. Территории государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников относятся к особо охраняемым природным территориям, находящимся в ведении органов государственной власти Республики Татарстан, органов государственной власти Российской Федерации, в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан. Территории памятников природы, дендрологических парков, ботанических садов и иных категорий особо охраняемых природных территорий могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям республиканского значения, либо к особо охраняемым природным территориям местного значения. Особо охраняемые природные территории, находящиеся в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан, определяются в соответствии с законодательством. Особо охраняемые природные территории республиканского значения определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан. Статья 4. Развитие и размещение особо охраняемых природных территорий Все особо охраняемые природные территории и их охранные зоны в обязательном порядке должны учитываться при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Мероприятия перспективных планов социально-экономического развития городов и районов, территориальных комплексных схем, схем землеустройства, районной планировки, иных мероприятий, в результате проведения которых может быть оказано негативное воздействие на состояние особо охраняемых природных территорий или изменен их состав, осуществляются только после положительного заключения государственной экологической экспертизы. Осуществление отдельных мероприятий по решению Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан может проводиться после согласования их с органом управления данной особо охраняемой природной территории. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и их охранных зон Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Статья 5. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении органов государственной власти Республики Татарстан, органов государственной власти Российской Федерации, в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан, осуществляются Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан, а также специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляются Кабинетом Министров Республики Татарстан и специально уполномоченными государственными органами Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются местными органами государственной власти и управления. Статья 6. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан содержит сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, социально-экономической, научно-информационной, эколого-просветительской, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития территорий Республики Татарстан. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется по единой схеме за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Статья 7. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие соответствующим государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений. РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ Статья 8. Общие положения Государственные природные заповедники - это территории, на которых полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью ведение экологического мониторинга, сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, уникальных экологических систем. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам в порядке, предусмотренном законодательством. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Положение о конкретном государственном природном заповеднике, находящемся в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан, его статус утверждаются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и органом, уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан. Положение о конкретном государственном природном заповеднике республиканского значения, его статус утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Статья 9. Основные задачи государственных природных заповедников На государственные природные заповедники возлагаются следующие основные задачи: осуществление охраны территории (включая акватории) заповедника, его генетического и ценотического фонда; организация и проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства и реконструкции хозяйственных объектов. Статья 10. Порядок образования государственных природных заповедников Государственный природный заповедник, находящийся в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан, учреждается Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации и Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Государственный природный заповедник республиканского значения учреждается постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, принимаемым по представлению специально уполномоченных государственных органов Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Расширение территорий государственных природных заповедников производится в том же порядке. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным положением о данном государственном природном заповеднике. Статья 11. Режим особой охраны государственных природных заповедников На территории (акватории) государственных природных заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике, в том числе: действия, изменяющие гидрологический и иной природный режим земель; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова; рубки главного и промежуточного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром; строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, открытие предприятий, организация подсобных хозяйств; строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций за исключением необходимых для обеспечения функциональной деятельности заповедника; промысловая, спортивная, любительская охота и рыболовство, иные виды пользования животным миром; интродукция растений и животных с целью их акклиматизации; применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений; прогон скота; нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования; сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках; пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами; нахождение на территориях заповедников с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами, сетями и другими орудиями охоты и рыболовства. Орудия охоты и рыбной ловли, а также добытые нарушителями объекты животного и растительного мира, изымаются охраной заповедника. Изъятые орудия охоты и рыбной ловли хранятся в заповеднике до решения вопроса об ответственности нарушителя, а добытые нарушителем объекты животного и растительного мира реализуются в установленном порядке; иная деятельность, нарушающая заповедный режим, отрицательно воздействующая на естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач. В пределах территорий (акваторий) государственных природных заповедников могут проводиться: мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий антропогенного воздействия; необходимые мероприятия по профилактике особо опасных массовых заболеваний животных. На территории государственного природного заповедника допускаются: мероприятия по поддержанию условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; мероприятия и деятельность, направленные на предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенных пунктов; отстрел (отлов) животных в регуляционных целях на территории охранной зоны в установленном законом порядке, в тех случаях, если предшествующие обязательные профилактические мероприятия не дали положительных результатов; отстрел (отлов) животных в научных целях только по решению государственных органов, в ведении которых находится заповедник; пребывание граждан и должностных лиц, не являющихся работниками заповедника, с разрешения администрации заповедника. В государственных природных заповедниках выделяются участки - "зоны покоя", где исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Статья 12. Особенности правового положения государственных природных заповедников Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями, и создаются в форме финансируемого за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан природоохранного учреждения. В ведении заповедников в качестве его структурных подразделений могут находиться сопредельные особо охраняемые природные территории (заказники, памятники природы и другие), представляющие природно-заповедный фонд Республики Татарстан. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке средствами, поступающими: от научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения вреда, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников и их охранных зон; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и объектов животного и растительного мира, добытых в результате незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов юридических и физических лиц. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе. Государственные природные заповедники не вправе участвовать в совместных предприятиях и какой-либо коммерческой деятельности, противоречащей целям и основным задачам государственных природных заповедников, сдавать в аренду или залог земельные участки, другие природные объекты и иное имущество заповедника. Земельные участки, здания, сооружения, включая жилищный фонд, не подлежат приватизации. Индивидуальные жилые застройки, находящиеся на территории государственных природных заповедников, подлежат выкупу или по мере старения сносу в соответствии с законодательством. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается в соответствии с законодательством. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников. Для государственных природных заповедников может устанавливаться льготное налогообложение в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ Статья 13. Общие положения Национальные парки являются природоохранительными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам в соответствии с законодательством. Историко-культурные объекты, расположенные на территории национальных парков, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с соответствующим государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, которые обязаны соблюдать установленный режим охраны национального парка. Национальные парки имеют исключительное право на приобретение указанных земель за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан и иных не запрещенных законом источников. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению специально уполномоченного государственного органа Республики Татарстан в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования, положение о которой утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Статья 14. Задачи национальных парков На национальные парки возлагаются следующие задачи: - сохранение природных комплексов, уникальных и типичных природных участков и объектов; - сохранение историко-культурных объектов; - организация экологического просвещения населения; - разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях рекреационного использования; - создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях; - восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Статья 15. Порядок образования национальных парков Решение об образовании национальных парков, а также о расширении территорий уже существующих принимает Кабинет Министров Республики Татарстан по представлению местных органов государственной власти и специально уполномоченных государственных органов Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. В период, предшествующий созданию национального парка, контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий осуществляется специально уполномоченными государственными органами Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Статья 16. Режим особой охраны национальных парков На территориях (акваториях) национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этих особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: - заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; - особо охраняемая, обеспечивающая условия сохранения природных комплексов и объектов, в пределах которых допускается строго регламентированное посещение; - познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; - рекреационная, предназначенная для отдыха, любительской рыбной ловли; - охраны историко-культурных объектов, обеспечивающая условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия; - обслуживания посетителей, предназначенная для размещения кемпингов, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; - хозяйственного назначения, в пределах которого осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным комплексам, растительному и животному миру, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам парков, в том числе: - разведка и разработка полезных ископаемых; - деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; - деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима; - предоставление на территории национальных парков садоводческих и дачных участков; - строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и иных коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных, жилых объектов, не связанных с деятельностью национальных парков; - рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промышленная заготовка дикорастущих растений и грибов, промысловые охота и рыболовство, уничтожение и отлов животных; - движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест; сплав леса по водотокам и водоемам; - организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест. Действующие нефтяные скважины, находящиеся в пределах особо охраняемых природных территорий, сохраняют режим работы до выработки их дебета. После завершения работы нефтяных скважин принимаются меры по рекультивации земель, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей природной среды в соответствии с режимом особо охраняемой природной территории. С национальными парками в обязательном порядке согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Статья 17. Особенности правового положения национальных парков Национальные парки являются некоммерческими организациями, которые создаются в форме финансируемого за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан природоохранного учреждения. Национальные парки распоряжаются в установленном порядке средствами, поступающими: от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам национальных парков; от арендной платы; в счет возмещения вреда, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и объектов животного и растительного мира, добытых в результате незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов юридических и физических лиц. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики национальных парков устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений и копий природных историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территориях национальных парков, ценностей из музейных фондов национальных парков осуществляется с разрешения дирекций национальных парков. Для национальных парков может устанавливаться льготное налогообложение в соответствии с законодательством. Статья 18. Организация обслуживания посетителей национальных парков Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, представляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют вреда природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Порядок выдачи лицензий утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан. При наличии соответствующих лицензий их владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в органах государственного управления, в ведении которых находятся национальные парки. Владелец лицензии представляет на утверждение дирекции национального парка и соответствующего государственного органа, в ведении которого находится национальный парк, проектную документацию на все виды работ, осуществленную им в соответствии с лицензией и договором аренды. РАЗДЕЛ IV. ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ Статья 19. Общие положения Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. На природные парки возлагаются следующие задачи: сохранение и восстановление природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. Статья 20. Порядок образования природных парков Решение об образовании природных парков, а также о расширении территорий уже существующих принимает Кабинет Министров Республики Татарстан по представлению специально уполномоченных государственных органов Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды по согласованию с соответствующими местными органами государственной власти и управления. Статья 21. Особенности правового положения природных парков Природные парки являются некоммерческими организациями, которые создаются в форме финансируемого за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан природоохранного учреждения. Природные парки распоряжаются в установленном порядке средствами, получаемыми: в счет возмещения вреда, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков; в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций. Природный парк может участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию природных парков в соответствии с законодательством. Статья 22. Режим особой охраны территорий природных парков На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, культурной и рекреационной ценности их территорий. С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению специально уполномоченного государственного органа Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды по согласованию с соответствующими местными органами государственной власти и управления. РАЗДЕЛ V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ Статья 23. Общие положения Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими (болотными, озерными, речными), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. Государственные природные заказники находятся в ведении специально уполномоченных на то Кабинетом Министров Республики Татарстан государственных органов Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды и финансируются за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан и иных не запрещенных законом источников. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. Для государственных природных заказников может устанавливаться льготное налогообложение в соответствии с законодательством. Статья 24. Порядок образования государственных природных заказников Государственные природные заказники учреждаются решением Кабинета Министров Республики Татарстан на основании представления специально уполномоченных на то государственных органов Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды по согласованию с соответствующими местными органами государственной власти и управления. Статья 25. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников На территориях (акваториях) государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным государственным органом Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды, по согласованию с соответствующими местными органами государственной власти и управления. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут в случае его нарушения ответственность в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ VI. ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ Статья 26. Общие положения Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть республиканского или местного значения. Статья 27. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы республиканского значения, а территории, занятые ими, особо охраняемыми природными территориями республиканского значения Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению специально уполномоченного государственного органа Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы местного значения, а территории, занятые ими, особо охраняемыми природными территориями местного значения соответствующими местными органами государственной власти по согласованию со специально уполномоченным государственным органом Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Органы государственной власти, принявшие решения об образовании особо охраняемых природных территорий, утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным государственным органом Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, особо охраняемыми природными территориями, допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков в соответствии с законодательством. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для государственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан. Вокруг территорий, занятых памятниками природы, соответствующими органами могут создаваться охранные зоны с ограничением некоторых видов хозяйственной деятельности. Статья 28. Режим особой охраны территорий памятников природы На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по соблюдению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, а также средств внебюджетного фонда. РАЗДЕЛ VII. ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ Статья 29. Общие положения Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть республиканского и местного значения и образуются соответственно решениями Кабинета Министров Республики Татарстан по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды или местными органами государственной власти по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды. Статья 30. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекцией дендрологических парков и ботанических садов; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; административную. Конкретные задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами государственной власти и управления, принявшими решения об образовании этих учреждений. Статья 31. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет Республиканского бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов и других не запрещенных законом источников. Дендрологические парки и ботанические сады распоряжаются в установленном порядке средствами, поступающими: в счет возмещения вреда, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов; в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций. Для дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться налоговые льготы в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ VIII. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ Статья 32. Общие положения Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, республиканское или местное значение. Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном законодательством. Статья 33. Режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования в соответствии с законодательством определяются Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан. РАЗДЕЛ IX. ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ Статья 34. Порядок организации и охраны зеленых зон Вокруг городов и других населенных пунктов образуются зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса как территории, выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Зеленые зоны, представляющие особую ценность для здоровья населения, по представлению местных органов государственного управления, решением Кабинета Министров Республики Татарстан могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических, рекреационных функций. РАЗДЕЛ X. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 35. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков. Статья 36. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется соответствующими государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан. Работники, осуществляющие охрану территорий государственных природных заказников республиканского значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных парков. Местные органы государственной власти и управления принимают меры по обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями. РАЗДЕЛ XI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 37. Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий Если международным договором Республики Татарстан в области особо охраняемых природных территорий установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора. РАЗДЕЛ XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 38. О введении в действие настоящего Закона Настоящий Закон ввести в действие со дня его опубликования. Президент Республики Татарстан М.ШАЙМИЕВ Казань, 16 октября 1997 года N 1360 ------------------------------------------------------------------