ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОЦЕНКЕ ЗЕМЛИ Принят Самарской Губернской Думой 2 марта 1999 года Настоящий Закон устанавливает правовые основы оценки земли, применяемые для обеспечения экономического регулирования земельных отношений на территории Самарской области. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство об оценке земли 1. Правовую основу оценки земли на территории Самарской области составляют федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие вопросы, связанные с оценкой земли. 2. Законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, правовые акты органов местного самоуправления, связанные с оценкой земли, не могут противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Закону. Статья 2. Основные понятия Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус, качественную оценку, стоимость, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. Кадастровая оценка земли - совокупность административных и технических действий, направленных на определение стоимости земельных участков в границах оценочных зон. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость земельного участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости и сложившегося уровня рыночных цен. Оценка земли - процесс определения стоимости земли с учетом ее качественных и количественных характеристик, местоположения, целевого назначения, состояния окружающей среды и других ценообразующих признаков. Оценочная зона - единица территориального деления района, города, поселка, сельского населенного пункта с одинаковыми базовыми стоимостями земельных участков однородных по целевому назначению. Оценщик - юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), профессионально занимающееся оценкой земли, деятельность которого регулируется федеральным законодательством. Рыночная оценка земли - совокупность технических действий, осуществляемых оценщиками, направленных на определение стоимости земельных участков на свободном конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения. Территориальное оценочное зонирование - установление границ оценочных зон. Целевое назначение земель - порядок, условия, предел использования земель для конкретных целей. Статья 3. Объекты оценки Объектом оценки является земельный участок или совокупность земельных участков. Статья 4. Субъекты оценки земли Субъектами оценки земли являются, с одной стороны, юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется федеральным законодательством (оценщики), а с другой стороны, потребители их услуг (заказчики), в качестве которых могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные юридические лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления по регулированию отношений, связанных с оценкой земли 1. Самарская Губернская Дума принимает законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие оценочную деятельность в соответствии со своей компетенцией. 2. Администрация Самарской области утверждает: а) порядок и методику оценки земли для налогообложения и иных государственных целей, предусмотренных областным и федеральным законодательством; б) материалы территориального оценочного зонирования земель, отнесенных к государственной собственности Самарской области. 3. Органы местного самоуправления утверждают: а) материалы территориального оценочного зонирования земель, находящихся в муниципальной собственности и на подведомственных им территориях; б) порядок проведения оценки земли, находящейся в муниципальной собственности и в ведении органов местного самоуправления, для целей налогообложения в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 6. Полномочия комитета по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области и его структурные подразделения в районах и городах осуществляют координацию по вопросам оценки земли в пределах, установленных федеральным и областным законодательством. Статья 7. Содержание оценки земли 1. Содержание оценки земли включает в себя сбор и анализ данных, расчет оценочной стоимости, составление отчета об оценке земли и установление ее стоимости за определенный период времени. 2. Оценка земли осуществляется на определенную дату. 3. Оценка земли подразделяется на кадастровую и рыночную. Статья 8. Кадастровая оценка земли 1. Кадастровая оценка земли проводится одновременно на всей территории оценочных зон или их совокупности в границах района, в черте города, поселка, сельского населенного пункта. 2. Целью кадастровой оценки земли является определение ее качественных характеристик и условий, влияющих на стоимость земли (состав и свойства почв, месторасположение, рельеф, конфигурация, дифференциальный доход и др.) 3. Кадастровая оценка земли проводится на основе данных государственного земельного кадастра, а также информации о сделках на рынке земли и иных объектов недвижимости, при их отсутствии - на основе анализа рентообразующих факторов. 4. Результаты кадастровой оценки земли используются при установлении размера земельного налога и величины нормативной цены земли. 5. Кадастровая оценка земли является обязательной на всей территории Самарской области. Статья 9. Рыночная оценка земли 1. Целью рыночной оценки земли является определение ее рыночной стоимости. 2. Рыночная оценка земельного участка является обязательной в случаях, установленных федеральным и областным законодательством. 3. Основанием для проведения рыночной оценки земельного участка является договор, заключенный между оценщиком и заказчиком оценки. Статья 10. Открытость сведений об оценке земли (оценочной деятельности) 1. Оценка земли носит открытый характер. Орган, осуществляющий ведение базы данных по оценке земли, утвержденный в соответствии с федеральным и областным законодательством, обязан представлять имеющиеся сведения об оценке земли любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. Исключение составляют сведения, содержащие государственную тайну. Порядок предоставления сведений об оценке земли и размер оплаты за их предоставление определяется Администрацией Самарской области. 2. Юридические и физические лица обладают равными правами на доступ к сведениям об оценке земли. 3. Использование сведений об оценке земли способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам лиц, в пользу которых произведена оценка земли, влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством. Статья 11. Лицензирование оценочной деятельности 1. Оценку земли могут проводить граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридические лица, обладающие государственной лицензией на право осуществления оценочной деятельности. 2. Условия и порядок лицензирования определяются федеральным и областным законодательством. ГЛАВА II. ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗЕМЛИ Статья 12. Территориальное оценочное зонирование 1. Территориальное оценочное зонирование предусматривает проведение системы мер по разграничению земель района, города, поселка, сельского населенного пункта на отдельные зоны с учетом однородности земель по целевому назначению и их одинаковых базовых стоимостей. 2. Территориальное оценочное зонирование является обязательным, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Статья 13. Проведение территориального оценочного зонирования 1. Территориальное оценочное зонирование земель, отнесенных к государственной собственности, производится на основании постановления Губернатора Самарской области. 2. Территориальное оценочное зонирование земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления, а также отнесенных к муниципальной собственности, проводится на основании постановлений органов местного самоуправления. 3. Предложения по проведению территориального оценочного зонирования подготавливаются комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области и его структурными подразделениями в районах и городах совместно с органами архитектуры и градостроительства. 4. Территориальное оценочное зонирование осуществляется юридическими, физическими лицами, обладающими соответствующими лицензиями. Статья 14. Определение границ оценочных зон 1. Определение границ оценочных зон осуществляется в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией. 2. Границы оценочных зон могут совпадать с границами кадастровых кварталов, элементами планировки и застройки населенных пунктов, линейными объектами (улицами, дорогами, реками, путепроводами, водотоками). 3. Документация по границам территориально-оценочных зон утверждается Администрацией Самарской области или органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности земель. 4. На основании полученной информации комитет по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области составляет оценочные карты, на которых отображаются границы оценочных зон и величина нормативной цены земли. ГЛАВА III. ОЦЕНКА ЗЕМЛИ Статья 15. Проведение оценки земли 1. Проведение рыночной оценки земли является обязательным в случае вовлечения в сделку земельных участков, находящихся полностью или частично в государственной собственности Самарской области и (или) в ведении органов местного самоуправления либо в собственности муниципальных образований. 2. Для проведения оценки земли заключается договор между оценщиком и заказчиком оценки. Порядок заключения договоров между участниками оценочной деятельности, условия их действия и расторжения определяются федеральным законодательством. К договору об оценке земельного участка в обязательном порядке прилагается план земельного участка, удостоверенный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района, города. 3. Проведение кадастровой и рыночной оценки земли осуществляется оценщиками, обладающими соответствующими лицензиями. 4. Кадастровая и рыночная переоценка земли не должна проводиться чаще, чем этого требует экономическая целесообразность. Статья 16. Методика оценки земли Оценка земли осуществляется по методике, утвержденной Администрацией Самарской области, с учетом действующих стандартов оценки. Статья 17. Отчет об оценке земли 1. По итогам проведенной оценки земли оценщик составляет в письменной форме и передает заказчику отчет. 2. В отчете в обязательном порядке указывается итоговая величина стоимости земли в денежном выражении, дата проведения оценки, примененные оценщиком стандарты оценки, а также иные сведения, необходимые для определения стоимости земли в соответствии с федеральным законодательством. Статья 18. Финансирование оценки земли 1. Финансирование работ по кадастровой оценке земли производится за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в рамках соответствующих налоговых платежей за землю. 2. Финансирование работ по рыночной оценке земли производится за счет средств собственника земли. Статья 19. Рассмотрение споров по результатам оценки земли Споры, возникшие в процессе оценочной деятельности, рассматриваются судом. ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 20. Порядок приведения областного законодательства и правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом Законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, правовые акты органов местного самоуправления, связанные с оценкой земли и принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Самарской области К. А. Титов г. Самара 22 марта 1999 года N 12-ГД