24310 Постановление Законодательного Собрания Омской обл. 17.11.98 N 221 Закон 25.11.98 N 166-ОЗ О прекращении прав на зем. участки и порядке их изъятия на территории Омской области +----------------------------+ | Из информационных банков | | АСДГ | | тел. (3832) 10-10-72 | +----------------------------+ Рассмотрев во втором чтении проект закона Омской области "О прек- ращении прав на земельные участки и порядке их изъятия на территории Омской области", поправки и предложения к указанному законопроекту, Законодательное Собрание Омской области постановляет: 1. Принять Закон Омской области "О прекращении прав на земельные участки и порядке их изъятия на территории Омской области", назвав его в последующем "О прекращении прав на земельные участки на терри- тории Омской области". 2. Опубликовать Закон Омской области "О прекращении прав на зе- мельные участки на территории Омской области" в "Ведомостях Законода- тельного Собрания Омской области", "Сборнике нормативных актов Омской области", газете "Омский вестник". 3. Ввести в действие Закон Омской области "О прекращении прав на земельные участки на территории Омской области" с 1 января 1999 года. 4. Поручить комитету по аграрным вопросам подготовить на основе данного закона законодательную инициативу в Государственную Думу Фе- дерального Собрания Российской Федерации. Председатель Законодательного Собрания В.А.Варнавский ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования Настоящий Закон устанавливает основания и порядок прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки на территории Омской области. Прекращение прав на земельные участки осуществляется в соответс- твии с Конституцией Российской федерации, в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом. Статья 2. Основные понятия и термины Земельный участок - часть земной поверхности, имеющая фиксирован- ное местоположение, замкнутые границы, площадь, правовой режим и ка- дастровый номер. Изъятие земельного участка - совокупность действий компетентных органов, направленных на прекращение прав на земельный участок. Отказ от земельного участка - направление гражданином или юриди- ческим лицом в орган государственной власти или орган местного само- управления заявления об отказе от земельного участка, а также совер- шение собственником земельного участка других действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распо- ряжения земельным участком без намерения сохранить какие-либо права на этот участок. Государственные или муниципальные нужды - потребность в конкрет- ных земельных участках, которая определяется в соответствии с целевы- ми программами или иными нормативными актами, принятыми Законодатель- ным Собранием Омской области или органом местного самоуправления и финансируемыми из соответствующих бюджетов. Нерациональное использование земельного участка - это деятель- ность землевладельцев (землепользователей) на землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства, которая выражается в: 1) использовании сельскохозяйственных угодий способами, приводя- щими к снижению плодородия почв; 2) использовании сельскохозяйственных угодий способами, приводя- щими к деградации земель и к ухудшению состояния окружающей природной среды; 3) необеспечении утвержденных в установленном порядке мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудше- нию свойств земли и экологической обстановки на ней, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением - фактическое использование земельного участка в целях, не соответствующих назначению, установленному нормативным актом, в соответствии с которым предоставлен земельный участок. Неиспользование земельного участка - неиспользование в течение срока, установленного настоящим Законом, земельного участка, предназ- наченного для сельскохозяйственного производства, жилищного строи- тельства, а также для иных целей. Статья 3. Органы, принимающие решения о прекращении прав на зе- мельный участок Решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользова- ния, пожизненного наследуемого владения земельным участком принимает- ся органом государственной власти области или органами местного само- управления в соответствии с их компетенцией. Принудительное прекращение прав собственности на земельный учас- ток осуществляется в судебном порядке. РАЗДЕЛ II. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК Статья 4. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается в случаях: 1) отказа пользователя от земельного участка; 2) использования земельного участка не в соответствии с его целе- вым назначением; 3) нерационального использования земельного участка; 4) неиспользования в течение трех лет земельного участка, пред- назначенного для сельскохозяйственного производства, за исключением времени, необходимого для мелиоративного строительства, а также вре- мени, в течение которого участок не мог быть использован по назначе- нию из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключаю- щих такое использование; 5) неиспользования в течение трех лет земельного участка, пред- назначенного для жилищного или иного строительства, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назна- чению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключа- ющих такое использование; 6) перехода прав собственности на строение, сооружение к другим юридическим лицам или гражданам; 7) изъятия земельного участка для государственных или муниципаль- ных нужд; 8) ликвидации юридического лица. Прекращение прав на земельный участок в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5 настоящей статьи, производится без возмещения произведенных затрат на улучшение земель. Статья 5. Основания прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прек- ращается в случаях: 1) отказа от земельного участка; 2) использования земельного участка не в соответствии с его целе- вым назначением; 3) нерационального использования земельного участка; 4) неиспользования в течение трех лет земельного участка, предос- тавленного для сельскохозяйственного производства, за исключением времени, необходимого для мелиоративного строительства, а также вре- мени, в течение которого участок не мог быть использован по назначе- нию из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключаю- щих такое использование; 5) неиспользования в течение трех лет земельного участка, предос- тавленного для жилищного или иного строительства, за исключением вре- мени, в течение которого участок не мог быть использован по назначе- нию из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключаю- щих такое использование. 6) изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Статья 6. Основания прекращения права собственности на земельный участок Право собственности на земельный участок или его часть прекраща- ется в случае: 1) отказа собственника от земельного участка; 2) изъятия земельного участка для государственных или муниципаль- ных нужд; 3) использования земельного участка не в соответствии с его целе- вым назначением; 4) нерационального использования земельного участка; 5) неиспользования в течение трех лет земельного участка, пред- назначенного для сельскохозяйственного производства, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в тече- ние которого участок не мог быть использован по назначению из-за сти- хийного бедствия или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое ис- пользование; 6) неиспользования в течение трех лет земельного участка, пред- назначенного для жилищного или иного строительства, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в тече- ние которого участок не мог быть использован по назначению из-за сти- хийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое ис- пользование; 7) утраты права собственности на земельный участок в иных случа- ях, предусмотренных действующим законодательством. РАЗДЕЛ III. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК Статья 7. Порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при отказе от земельного участка Прекращение права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при отказе от земельного участка производится по письменному заявлению его пользователя орга- ном государственной власти или органом местного самоуправления, при- нявшим решение о предоставлении данного участка в пожизненное насле- дуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование. Статья 8. Порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, нерациональном использовании, неиспользовании земельных участков Прекращение права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, предус- мотренным пунктами 2, 3, 4, 5 ст. 4 и пунктами 2, 3, 4, 5 ст. 5 нас- тоящего Закона, производится в следующем порядке: 1) при выявлении нарушений земельного законодательства орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии со своей компетенцией выносит нарушителю пред- писание по устранению нарушений земельного законодательства с уста- новлением месячного срока для устранения допущенных нарушений; 2) в случае неустранения допущенных нарушений в установленный предписанием срок, виновный подвергается штрафу, налагаемому в адми- нистративном порядке, после чего орган, осуществляющий государствен- ный контроль за использованием и охраной земель, повторно выносит предписание об устранении допущенных нарушений; 3) при непринятии пользователем мер по ликвидации указанных нару- шений в установленный срок орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, направляет в соответс- твующий орган государственной власти или орган местного самоуправле- ния, предоставивший данный земельный участок, заключение о необходи- мости прекращения права на земельный участок с приложением материалов о применении к нарушителю мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи. На основании представленных материалов орган государственной власти или орган местного самоуправления выносит решение о прекраще- нии права на земельный участок. Решение органа государственной власти или органа местного самоуп- равления о прекращении указанных прав на земельный участок может быть обжаловано в судебном порядке. Прекращение права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, предус- мотренным пунктами 2, 3, 4, 5 ст. 4 и пунктами 2, 3, 4, 5 ст. 5 нас- тоящего Закона, производится без возмещения виновному лицу произве- денных затрат на улучшение земель. Ущерб, причиненный использованием земельного участка не в соот- ветствии с его целевым назначением, нерациональным использованием зе- мельного участка, возмещается виновным лицом в соответствии с дейс- твующим законодательством. Статья 9. Порядок прекращения права собственности на земельный участок при отказе собственника от земельного участка При отказе собственника от земельного участка прекращение права собственности осуществляется в порядке, предусмотренном соответствую- щими статьями (ст. ст. 225 и 236) Гражданского кодекса Российской Фе- дерации. Статья 10. Прекращение права собственности на земельный участок при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, нерациональном использовании или неиспользовании земель- ного участка Прекращение права собственности на земельный участок по основани- ям, предусмотренным пунктами 3, 4, 5, 6 ст. 6 настоящего Закона, про- изводится в следующем порядке: 1) при выявлении нарушений земельного законодательства орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии со своей компетенцией выносит нарушителю пред- писание по устранению нарушений земельного законодательства с уста- новлением месячного срока для устранения допущенных нарушений; 2) в случае неустранения допущенных нарушений в установленный предписанием срок, виновный подвергается штрафу, налагаемому в адми- нистративном порядке, после чего орган, осуществляющий государствен- ный контроль за использованием и охраной земель, повторно выносит предписание об устранении допущенных нарушений; 3) при непринятии пользователем мер по ликвидации указанных нару- шений в установленный срок орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, направляет в орган госу- дарственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший данный земельный участок, заключение о необходимости прекращения пра- ва собственности на данный участок, с приложением материалов о приме- нении к нарушителю мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи. На основании представленных материалов орган государственной власти или орган местного самоуправления выносит решение о прекраще- нии права собственности на данный участок. Если собственник земельного участка письменно уведомит соответс- твующий орган государственной власти или орган местного самоуправле- ния, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согла- сии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных тор- гов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд. Ущерб, причиненный использованием земельного участка не в соот- ветствии с его целевым назначением, нерациональным использованием зе- мельного участка, возмещается виновным лицом в соответствии с дейс- твующим законодательством. Статья 11. Порядок прекращения права собственности на земельный участок в связи с его изъятием для государственных или муниципальных нужд Земельный участок может быть изъят у собственника для государс- твенных или муниципальных нужд путем выкупа. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, дру- гой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Решение об изъятии земельного участка для государственных (Омской области) нужд принимается Главой Администрации (Губернатором) Омской области, для муниципальных нужд - Главой Администрации (Губернатором) Омской области на основании представления органов местного самоуправ- ления. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собс- твенника. Решение об изъятии земельного участка для государственных или му- ниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осу- ществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник зе- мельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или му- ниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа опре- деляются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Омской области или муниципаль- ного образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участ- ка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе и упущенную вы- году. Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государс- твенных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия су- дом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоря- жаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначени- ем. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осу- ществляется Омской областью или муниципальным образованием. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земель- ного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или на других условиях выку- па, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участ- ка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику решения об изъ- ятии земельного участка. Статья 12. Порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с его изъятием для государственных или муниципальных нужд Прекращение прав на земельный участок, изымаемый для государс- твенных или муниципальных нужд, находящийся в пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона, при этом вы- купная цена не включает в себя стоимость земельного участка. Статья 13. Обжалование решений о прекращении прав на земельный участок Решение органа государственной власти или местного самоуправления о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в су- дебном порядке. Статья 14. Распоряжение изъятыми земельными участками Земельные участки, на которые прекращены права собственности, по- жизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользова- ния по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 8 статьи 4; пунктами 1, 2, 4, 5, 6 статьи 5; пунктами 1, 3, 4, 5, 6 статьи 6 настоящего Закона, переводятся в земли запаса в соответствии с дейс- твующим законодательством. Глава Администрации (Губернатор) Омской области Л.К.Полежаев г. Омск 25 ноября 1998 года N 166-ОЗ