ЛЕСНОЙ КОДЕКС ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона Иркутской области от 13.11.96 № 50-оз).

 

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Лесное законодательство Иркутской области

Лесные отношения в Иркутской области регулируются Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Кодексом и нормативно-правовыми актами Иркутской области.

Настоящий Кодекс действует на всей территории Иркутской области. Решения органов местного самоуправления, принимаемые в пределах их компетенции, не должны противоречить настоящему Кодексу.

Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

Статья 2. Термины и определения

1. Лес - совокупность земли, древесной, кустарниковой и травяной растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга.

2. Лесные земли - земли, покрытые, а также не покрытые лесом (вырубки, гари, редины, прогалины и др.).

3. Нарушение лесного законодательства - противоправное виновное действие (бездействие), наносящее ущерб лесному хозяйству и (или) нарушающее установленный порядок пользования, воспроизводства и охраны лесов.

4. Лесное хозяйство - отрасль хозяйства, выполняющая комплекс мероприятий по выращиванию, защите, охране и организации разносторонней эксплуатации лесов.

5. Лесопользование - юридически и экономически регламентированная совокупность форм и методов использования лесных ресурсов.

6. Побочное лесопользование - сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и другие пользования.

7. Воспроизводство лесов - мероприятия, направленные на восстановление лесов (посев, посадка леса и содействие естественному заращиванию не покрытых лесом площадей).

8. Группа леса - часть лесного фонда, устанавливаемая в соответствии с хозяйственным и экологическим значением, его местонахождением и выполняемыми функциями.

9. Государственный лесной кадастр - систематизированный свод сведений о лесных ресурсах, содержащий информацию для организации рационального пользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, развития лесного хозяйства, размещения лесосечного фонда, контроля за количественным и качественным его изменением.

10. Лесной мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций.

11. Лесосечный фонд - запас спелых и перестойных насаждений, отведенный для заготовки древесины.

12. Лесосека - участок леса, отведенный для рубок главного или промежуточного пользования.

13. Вырубка - лесная площадь, на которой лес вырублен, а его молодое поколение (подрост) не сомкнулось кронами.

14. Рубки главного пользования - рубки спелых и перестойных деревьев для заготовки древесины.

15. Рубки реконструкции - замена малоценных насаждений хозяйственно-ценным путем проведения специальных рубок.

16. Рубки ухода - уход за лесом, осуществляемый путем удаления из насаждений нежелательных деревьев и создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород, направленный на формирование устойчивых и высопродуктивных насаждений.

17. Санитарные рубки - рубки, проводимые в древостоях неудовлетворительного санитарного состояния для предупреждения заболеваний деревьев и массового размножения насекомых-вредителей.

18. Сплошнолесосечные рубки - рубки главного пользования, при которых весь древостой на лесосеке вырубается за один прием.

19. Расчетная лесосека - норматив ежегодного объема рубок главного пользования, определяемый расчетным путем.

20. Возраст рубки - возраст древостоя, с которого он может быть назначен в рубку.

21. Живица - смолистое вещество, выделяемое при ранении хвойных деревьев.

22. Противопожарное обустройство лесов - система организационных, технических и лесоводственных мероприятий, направленных на предупреждение лесных пожаров, снижение степени пожарной опасности, повышение пожароустойчивости лесов, обнаружение пожаров в начале их развития и их ликвидацию.

Статья 3. Лесной фонд Иркутской области

Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Иркутской области.

В состав земель лесного фонда входят:

- лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом вырубки, гари, пустыри, погибшие насаждения, прогалины и другие);

- нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

В лесной фонд не входят:

- защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

- защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;

- озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;

- деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Использование насаждений, не входящих в состав лесного фонда, уход за ними и их охрана регулируются настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации и Иркутской области.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и Иркутской области, является достоянием населения региона.

Статья 4. Компетенция Российской Федерации в сфере

регулирования лесных отношений

Ведению Российской Федерации в области регулирования лесных отношений подлежат:

1) владение, пользование и распоряжение лесным фондом совместно с областью;

2) определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;

3) разработка и совершенствование лесного законодательства Российской Федерации по согласованию с областью;

4) определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством по согласованию с областью;

5) установление принципов отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности;

6) установление норм и правил пользования лесным фондом;

7) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов по согласованию с областью;

8) организация и координация научно-исследовательских проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;

9) организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройства;

10) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его проведения;

11) финансирование лесного хозяйства области из средств государственного бюджета в соответствии с заданиями по лесохозяйственным и лесокультурным работам, охране и защите лесов;

12) установление системы платежей за пользование лесным фондом;

13) разработка совместно с областью федеральных программ развития лесного хозяйства;

14) перевод лесных земель в лесах 1 группы в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;

15) установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства;

16) осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

(В ред. Закона Иркутской области от 13.11.96 № 50-оз, ст. 1, п.1. - Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 1997,

№ 4).

Статья 5. Компетенция Законодательного собрания Иркутской

области в сфере регулирования лесных отношений

Ведению Законодательного собрания области в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) утверждение совместно с Российской Федерацией областных программ по развитию лесного хозяйства;

2) участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства Российской Федерации;

3) принятие законодательных и иных нормативных актов по вопросам владения, распоряжения и пользования лесным фондом области;

4) установление, по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок и размеров лесных податей и арендной платы;

5) выделение из областного бюджета целевых средств на финансирование мероприятий по восстановлению и охране лесов от пожаров и контроль за их использованием;

6) установление льгот по платежам за пользование лесным фондом области;

7) установление по согласованию с органами местного самоуправления в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп границ территорий лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства.

Статья 6. Компетенция администрации области в сфере

регулирования лесных отношений

Ведению администрации области в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) владение, пользование и распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом области;

2) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов через государственные органы управления лесным хозяйством и охраной окружающей среды и природных ресурсов;

3) ограничение, приостановление и прекращение деятельности предприятий, учреждений и организаций, вредно воздействующих на леса;

4) утверждение расчетной лесосеки по согласованию с Российской Федерацией;

5) утверждение по административным районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством;

6) согласование решения, принятого органами местного самоуправления и владельцами лесного фонда, о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда;

7) утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов, залога прав на заготовку древесины на корню;

8) организация совместно с органами местного самоуправления и государственным органом управления лесным хозяйством области, национальным природным парком и заповедниками, колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными формированиями мероприятий по охране лесов от пожаров;

9) разработка совместно с Российской Федерацией областных программ развития лесного хозяйства;

10) участие совместно с Российской Федерацией в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;

11) организация экологического воспитания, образования и просвещения населения;

12) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов;

13) перевод лесных земель в нелесные (отвод земель) для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом - в лесах 2 и 3 групп;

14) изменение границ лесхозов по согласованию с государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации;

15) установление порядка возмещения и ущерба за вред, причиненный лесному фонду предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, и ответственности государственных органов управления лесным хозяйством области за непринятие мер по недопущению ущерба лесному фонду.

(В ред. Закона Иркутской области от 13.11.96 № 50-оз, ст. 1, п. 2. - Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 1997,

№ 4 ).

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления

Ведению органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) участие в разработке областных программ развития лесного хозяйства;

2) распределение утвержденного администрацией области лимита лесосечного фонда по пользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд; 3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;

4) осуществление совместно с государственными органами охраны окружающей среды и природных ресурсов контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

5) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование;

6) организация и проведение совместно с органом исполнительной власти области и местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

7) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда по согласованию с администрацией области;

8) определение совместно с владельцами лесного фонда формы выбора лесопользователя;

9) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Статья 8. Государственное управление в сфере использования,

воспроизводства, охраны и защиты лесов

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории области осуществляется администрацией области и государственными органами управления лесным хозяйством области.

В систему государственных органов управления лесным хозяйством области входят: управление лесами и его подразделения - лесхозы и лесничества, национальный природный парк.

Государственный орган управления лесным хозяйством области, его подразделения и национальный парк не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести ее переработку.

Деятельность государственных органов управления лесным хозяйством области регламентируется положениями, утверждаемыми государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации совместно с администрацией области.

Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов

Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством, настоящим Кодексом и другими нормативными актами Иркутской области.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на администрацию области через государственные органы управления лесным хозяйством, охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с администрацией области.

Статья 10. Владение лесным фондом

Лесной фонд области находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Во владение колхозов, совхозов, находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

Статья 11. Функции владельцев лесного фонда

В функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством входят:

1) учет лесного фонда;

2) предоставление участков лесного фонда, на основании решения органов местного самоуправления, администрации области и владельцев лесного фонда в долгосрочное пользование;

3) предоставление совместно с органами местного самоуправления участков лесного фонда в краткосрочное пользование;

4) ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров);

5) обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охраны;

6) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;

7) проведение рубок промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих работ;

8) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита от вредителей и болезней и борьба с ними;

9) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков и лесных культур, загрязнения леса химическими и радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами, отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;

10) привлечение в соответствии с решениями органов местного самоуправления для ликвидации лесных пожаров специализированных служб, лесопользователей и населения;

11) согласование с государственными органами охраны окружающей среды и природных ресурсов допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела;

12) определение совместно с органами местного самоуправления формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы);

13) участие вместе с органами местного самоуправления в организации и проведении лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

14) контроль за выполнение договоров аренды.

 

 

 

Раздел II

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 12. Основные требования, предъявляемые к ведению

лесного хозяйства

Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей лесопромышленного комплекса, других отраслей экономики и граждан в древесине и другой лесной продукции;

- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;

- рациональное использование земель лесного фонда;

- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

- сохранению биологического своеобразия объектов историко-культурного и природного наследия.

Статья 13. Отнесение лесного фонда к группам лесов

и категориям защитности

В соответствии с экономическим и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд в области относится к первой, второй и третьей группам лесов, а первой группы - к категориям защитности, установленным законодательными актами Российской Федерации и области.

Статья 14. Леса первой группы

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции и включающие следующие категории защитности:

- водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб;

- защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального и областного значения, другие леса в лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; - санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;

- леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехопромысловые зоны;

- леса природно-заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки.

Статья 15. Леса второй группы

Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в местностях с недостаточными лесными ресурсами, имеющие запас спелых и перестойных хвойных насаждений менее 25 % от общего запаса территории, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом, устанавливаемый законодательством Российской Федерации и нормативными актами области.

Статья 16. Леса третьей группы

К третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей в древесине лесопромышленного комплекса, других отраслей промышленности и населения без ущерба для экологических функций этих лесов.

Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные. К резервным относятся леса, которые не могут быть вовлечены в эксплуатацию, вследствие экономической нецелесообразности их освоения.

Статья 17. Определение границ земель, занятых лесами

каждой группы лесов и категории защитности

При отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы лесов и категории защитности, которые по возможности проводятся по квартальным просекам, дорогам, рекам, горным хребтам и другим естественным рубежам, хорошо опознаваемым на местности.

В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом пользования лесным фондом.

Статья 18. Порядок отнесения лесного фонда к группам

лесов и категориям защитности и выделение

особо защитных участков леса

Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса производится исходя из природоохранных, экологических и социальных функций лесов и их местоположения.

Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с областью.

Отнесение лесов к государственным защитным лесным полосам, защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального и областного значения, к городским лесам и лесопаркам, запретным полосам по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к другим лесам в лесостепных и малолесных горных районах, имеющим важное значение для защиты окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую, производится администрацией области.

К особо защитным участкам леса с ограниченным режимом лесопользования, выделяемым во всех группах лесов, относятся:

1) полосы леса шириной 200 метров по границам со степными участками и шириной 100 метров по границе с другими безлесными участками;

2) участки леса величиной до 100 гектаров, расположенные среди безлесных пространств;

3) полосы леса шириной 100 метров вдоль бровок, обрывов, оврагов, осыпей, оползней и 50-метровые полосы вокруг мест постоянного возникновения наледей и снежников, а также карстовых образований;

4) берегозащитные полосы шириной 300 метров по каждому берегу в запретных полосах вдоль рек, вокруг озер и водоемов площадью более 100 гектаров; полосы шириной 200 метров по каждому берегу рек, для которых не выделены запретные полосы, при протяженности их более 10 километров; 50-метровые берегозащитные полосы вдоль водотоков протяженностью от 5 до 10 километров и 25-метровые полосы - при меньшей протяженности водотоков; участки леса вокруг всех истоков рек и ручьев в радиусе 100 метров;

5) участки леса на развеваемых песках и полосы леса шириной 100 метров по периметру этих участков;

6) опушки леса шириной 100 метров, примыкающие к железным дорогам и автомобильным дорогам федерального и областного значения;

7) леса в полосе 1 километр вокруг санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских лагерей, туристических баз, других оздоровительных и лечебных учреждений, а также минеральных источников;

8) участки леса в радиусе 300 метров вокруг глухариных токов, но не более трех таких участков на 10 тысяч гектаров лесного фонда; полосы леса шириной 200 метров по каждому берегу рек, заселенных бобрами; особо охраняемые части заказников;

9) лесосеменные и другие участки леса, имеющие специальное или научное значение;

10) высокогорные леса, включающие субальпийский, подгольцовый и тундрово-гольцовый высотный пояса;

11) участки с выходом на поверхность камней и скальных обнажений более чем на 1/3 площади, а также полосы леса шириной 50 метров по периметру этих участков;

12) полосы леса шириной 150 метров вдоль постоянных русел снежных лавин и 300 метров - вдоль русел селевых потоков;

13) участки леса на склонах крутизной более 30 градусов, а в бассейне озера Байкал - более 20 градусов;

14) полосы леса шириной 200 метров вдоль водораздельных хребтов и гребней отрогов на всем их протяжении при величине разделяемых водосборных бассейнов более двух тысяч гектаров;

15) полосы леса шириной 250 метров по обе стороны от трасс туристических маршрутов федерального значения;

16) защитные полосы леса шириной от 50 до 100 метров вокруг природных памятников и других особо ценных участков;

17) орехоплодные участки леса, имеющие специальное хозяйственное значение.

По предложению управления лесами, согласованному с государственным органом охраны окружающей природной среды области, администрация области устанавливает иные критерии для выделения особо защитных участков леса и режимы ведения лесного хозяйства для них.

По возможности отражение особо защитных участков леса на картографических материалах и в таксационных описаниях осуществляется при проведении лесоустройства или специальных обследованиях.

В зависимости от группы леса и категории защитности устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд.

Статья 19. Порядок установления возрастов и оборотов

рубок леса

Возрасты и обороты рубок леса определятся исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими природоохранных и экономических функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.

Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.

Установление возрастов и оборотов рубок осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с областью.

Статья 20. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения

Расчетная лесосека по рубкам главного пользования рассчитывается по каждому лесхозу и лесничеству при лесоустройстве раздельно по преобладающим породам в пределах групп лесов и категорий защитности исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.

В тех случаях, когда лесной фонд лесхоза расположен на территории двух или нескольких административных районов, расчетная лесосека рассчитывается и утверждается по каждому району (если на район приходится более 5% площади лесхоза).

Расчетная лесосека по области определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по лесхозам.

При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, происшедших в лесном фонде, расчетная лесосека переутверждается в установленном порядке.

Расчетная лесосека утверждается администрацией области по согласованию с государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ, а также за годом ее пересмотра вследствие изменения границ лесного фонда, возрастов рубок и других причин.

Статья 21. Порядок перевода лесных земель в нелесные

в целях, не связанных с ведением лесного

хозяйства и пользованием лесным фондом

На основании Порядка перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, установленного Правительством Российской Федерации:

1) перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с губернатором области;

2) в лесах первой группы многолесной зоны при расширении лесных поселков для строительства жилья перевод лесных земель в нелесные производится главой местного самоуправления района (города) области по согласованию с государственным органом управления лесным хозяйством области;

3) перевод лесных земель в нелесные в лесах второй и третьей групп для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется администрацией области по представлению комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и государственным органом управления лесным хозяйством.

При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая районными (городскими) представительными органами местного самоуправления на основании кадастровой оценки изымаемого участка и направляется в бюджет района (города).

(В ред. Закона Иркутской области от 13.11.96 № 50-оз, ст. 1, п. 3. - Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 1997,

№ 4).

Статья 22. Порядок перевода лесных земель в нелесные

в целях, связанных с ведением лесного хозяйства

Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство шишкосушилен, складов для хранения семян, пожарно-химических станций, дорог лесохозяйственного значения, кордонов, организации лесных питомников и др.), осуществляется по инициативе владельцев лесного фонда или лесопользователей при условии согласования места расположения объекта с органами местного самоуправления.

Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, оформляется решением администрации области, в котором указывается местонахождение участка, площадь, цель его перевода и срок пользования.

Статья 23. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, в том числе геолого-разведочных и поисковых работ, согласовываются с администрацией области, органами местного самоуправления, управлением лесами и государственным органом охраны окружающей природной среды области, а на территории национальных парков - с администрацией области, государственным органом охраны окружающей среды и природных ресурсов области и национальным парком.

 

 

Раздел III

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Статья 24. Виды пользования лесным фондом

В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, коры, бересты, пихтовой, еловой и сосновой лапки);

4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха и другие виды побочных лесных пользований);

5) пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

6) пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;

7) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Статья 25. Сроки пользования лесным фондом

Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.

Статья 26. Лесопользователи

Лесопользователями в Иркутской области могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Статья 27. Порядок предоставления участков лесного

фонда в пользование

Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов.

Форма выбора лесопользования определяется органами местного самоуправления совместно с владельцами лесного фонда.

Лесные торги и конкурсы организуют и проводят органы местного самоуправления с участием лесхозов и лесничеств.

Лесные торги и конкурсы регламентируются Положением по продаже древесины на корню на торгах и конкурсах, утверждаемым администрацией Иркутской области.

Передача участков лесного фонда в пользование должна осуществляться гласно с учетом защиты интересов местного населения.

Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется лесозаготовительным предприятиям, длительное время работающим на данной территории, имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины и вкладывающим материальные и финансовые средства в развитие социальной сферы и инфраструктуры территории.

Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: распоряжения администрации области, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в пользование, устанавливаются государственным органом управления лесным хозяйством области по согласованию с администрацией области.

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно арендатору на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работ.

Статья 28. Пребывание граждан в лесах

Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд птиц и других лесонарушений.

Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов и лекарственно-технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом нормативным актом администрации области в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных природных парков и на других особо охраняемых территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования.

Статья 29. Антимонопольные требования

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также лесопользователей, направленные на:

- ограничение вопреки условиям лесных торгов и конкурсов доступа к участию в них юридических лиц, в том числе иностранных, и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования в соответствии с настоящим Кодексом;

- уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на лесных торгах или конкурсах;

- дискриминацию лесопользователей, создающих структуры, конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение в лесопользовании;

- дискриминацию лесопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Статья 30. Аренда участков лесного фонда

Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) регламентируется Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Законодательным собранием Иркутской области.

Передача участков лесного фонда лесозаготовительным и перерабатывающим предприятиям, работающим в едином технологическом процессе, производится на принципах совместной аренды.

Передача участков лесного фонда в аренду производится государственными органами управления лесным хозяйством, а в лесах, находящихся во владении колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, этими владельцами лесного фонда.

Субаренда участков лесного фонда запрещается.

Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок леса и пользований, указанных в договоре.

Статья 31. Договор на аренду участков лесного фонда

Договор аренды обеспечивает правовые и экономические гарантии хозяйственной самостоятельности арендатора, соблюдение прав и обязанностей арендодателя и лесопользователя.

Заключение договора аренды осуществляется в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Законодательным собранием Иркутской области.

Статья 32. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет

Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете предусматриваются местонахождение участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки проведения работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом или лесничеством, имеющим статус юридического лица, а также национальными природными парками и другими лесовладельцами.

Лесорубочные билеты по главному и промежуточному пользованию выписываются в соответствии с действующими региональными правилами рубок. При проведении прочих рубок (расчистке площадей под промышленные объекты и сельхозугодья) лесорубочные билеты выписываются в течение года на количество древесины, предусмотренное к освоению в планируемом году, без права предоставления отсрочек на заготовку.

При отводе покрытых лесом площадей под коллективные садоводства и огородничества, лесорубочные билеты выписываются на период освоения земель.

Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежа, сухостоя и бурелома, а также второстепенных лесных материалов.

Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение побочных лесных пользований. В нем предусматривается место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведение побочных лесных пользований. Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесничеством на один сезон.

Форма лесорубочного билета, ордера и лесного билета утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 33. Права лесопользователей

Лесопользователи имеют право:

- осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех площадей, объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;

- самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;

- строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом по согласованию с органами местного самоуправления, государственными органами управления лесным хозяйством и органом охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Статья 34. Обязанности лесопользователей

Лесопользователи обязаны:

- вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;

- соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение;

- не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;

- производить очистку лесосек от порубочных остатков, приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;

- проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ;

- осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет;

- выполнять условия, установленные договором на аренду;

- своевременно и в установленном размере вносить плату за пользование лесным фондом;

- соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей среды и природных ресурсов, изданные в пределах их компетенции;

- предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики.

Статья 35. Защита и гарантии прав лесопользователей

Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.

Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.

Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законодательными актами Российской Федерации и Иркутской области.

При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием.

Статья 36. Основания прекращения права пользования

лесным фондом

Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:

1) истечения установленных в разрешительных документах сроков пользования;

2) отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;

3) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.

Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено администрацией области по предложениям органов местного самоуправления государственных органов управления лесным хозяйством и охраны окружающей среды и природных ресурсов в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;

2) систематических (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;

3) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);

4) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;

5) ликвидация предприятия или иного объекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;

6) систематического (более двух раз) невнесения в установленный срок платежей за пользование участками лесного фонда;

7) выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;

8) возникновения или распространения пожара по вине лесопользователя.

Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием договора на аренду, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета, соответственно, администрацией области, лесхозом или лесничеством, выдавшими эти разрешительные документы.

При несогласии лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или арбитражный суд.

Статья 37. Порядок прекращения права пользования

лесным фондом

В случаях, предусмотренным пунктом 3 части первой, пунктами 1, 3 и 7 части второй статьи 34 настоящего Кодекса, пользование лесным фондом прекращается непосредственно после принятия администрацией области решения об этом с уведомлением лесопользователя в письменной форме.

В остальных случаях решение о досрочном прекращении права пользования лесным фондом принимается администрацией области по представлению органов местного самоуправления, государственных органов управления лесным хозяйством, органов охраны окружающей среды и природных ресурсов и по истечении установленного лесопользователю в предписании срока для устранения допущенных им нарушений и непринятии с его стороны мер по их устранению.

Статья 38. Основания приостановления и ограничения

права пользования лесным фондом

Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях:

- нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе;

- невнесения в установленный срок платежа за пользование участками лесного фонда.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным фондом, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или арбитражный суд.

Статья 39. Возмещение убытков лесопользователям

и потерь лесохозяйственного производства

Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

Статья 40. Виды рубок леса при заготовке древесины

Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях.

Заготовка древесины также осуществляется в порядке рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (сплошные санитарные рубки, расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей).

Статья 41. Способы и виды рубок в зависимости от групп

лесов и категорий защитности

Способы рубок главного пользования могут быть сплошнолесосечными, выборочными и постепенными. Они устанавливаются лесоустройством по группам лесов и категориям защитности, по каждой древесной породе в зависимости от конкретных лесорастительных условий и особенностей насаждений.

В лесах третьей группы рубки главного пользования направлены на эффективную и рациональную лесоэксплуатацию и проводятся способами, обеспечивающими их эффективное и своевременное восстановление.

В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно ценными древесными породами, на сохранение природоохранных функций этих лесов и позволяющими при этом вести их эффективную и рациональную эксплуатацию.

В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природоохранных функций этих лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев. Передача древостоев в рубку производится в соответствии с утвержденными государственным органом управления лесным хозяйством области планами рубок леса и согласованными органами охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, противоэрозионных лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также на особо защитных участках леса допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).

В лесах заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).

В горных лесах применяются способы рубок с учетом особого защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.

Статья 42. Порядок заготовки древесины

Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в соответствии с региональными Правилами рубок главного пользования, а рубок промежуточного пользования - в соответствии с Наставлением по рубкам ухода. Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений) устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с администрацией области.

Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации по согласованию с администрацией области.

Статья 43. Определение размера заготовки древесины

в порядке рубок главного пользования

Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается, за исключением случаев расчистки поврежденных насаждений и проведения прочих рубок.

Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. В пределах каждой группы лесов размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда заготовителям устанавливается в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Статья 44. Определение размера заготовки древесины

в порядке рубок промежуточного

пользования и прочих рубок

Размер заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства исходя из установленных норм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины в порядке прочих рубок в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, прокладке просек и для других подобных целей. При недоиспользовании расчетной лесосеки в лесхозе сплошные санитарные и прочие рубки проводятся в счет лимита лесосечного фонда.

Статья 45. Порядок заготовки живицы

Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для сплошнолесосечной рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений может допускаться подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.

Не допускается передача древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев. Документом, разрешающим вести подсочку хвойных насаждений, является лесорубочный билет, выдаваемый лесовладельцем на период подсочки до 10 лет с возможным продлением до 15 лет.

Правила подсочки древостоев, а также зоны из обязательной подсочки утверждаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с администрацией области.

Статья 46. Порядок пользования лесным фондом для заготовки

второстепенных лесных материалов, осуществления

побочных лесных пользований

Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в установленном настоящим Кодексом порядке.

Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществление побочных лесных пользований определяются правилами, утверждаемыми администрацией области.

(В ред. Закона Иркутской области от 13.11.96 № 50-оз, ст. 1, п.4. - Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 1997,

№ 4).

Статья 47. Порядок пользования лесным фондом для нужд

охотничьего хозяйства

Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам. В этих целях им предоставляются в пользование участки лесного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке.

На участках, переданных для ведения охотничьего хозяйства, пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.

Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными в случае превышения их численности сверх установленных нормативов.

Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с государственным органом охраны окружающей среды и природных ресурсов. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных. Перечень таких участков лесфонда и видов животных устанавливается администрацией области, по представлению государственного органа охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются Правилами пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства, утверждаемыми Законодательным собрание Иркутской области. В границах зеленых зон городов и других населенных пунктов запрещаются все виды охоты за исключением разрешенного отстрела волков, ворон, сорок.

Охотопользование на территории природных национальных парков осуществляется в соответствии с Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с областью.

Статья 48. Порядок пользования лесным фондом в

научно-исследовательских целях

Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям о них входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут предоставляться в пользование специальные участки лесного фонда.

На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.

Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях определяются положением, утверждаемым Законодательным собранием Иркутской области.

Статья 49. Порядок пользования лесным фондом в культурно-

оздоровительных, туристических и спортивных

целях

В целях организации отдыха населения органы местного самоуправления, владельцы лесного фонда, а также лесопользователи по согласованию с указанными органами проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.

Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях определяются и регулируются Правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, утверждаемыми Законодательным собранием Иркутской области.

Статья 50. Порядок пользования лесным фондом в местах

проживания и хозяйственной деятельности

малочисленных народов и этнических групп

В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп (эвенков, тофаларов) законодательством Российской Федерации и области устанавливаются порядок организации и способы пользования лесным фондом, обеспечивающие сохранение и поддержание необходимых условий для жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности этих народов и этнических групп.

 

Статья 51. Пользование лесным фондом в лесах

заповедников, национальных природных

парков

В лесах заповедников, национальных природных парков запрещается пользование лесным фондом, несовместимое с их назначением.

Порядок пользования указанным лесным фондом определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с областью.

Статья 52. Особенности ведения лесного хозяйства, лесополь-

зования в лесах колхозов, совхозов, других сель-

скохозяйственных формирований

Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется с целью обеспечения их потребности в древесине и другой продукции леса при условии соблюдения природоохранного законодательства.

Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.

Колхоза, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы, или по договорам с государственным органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим Кодексом, Положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с областью.

Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется администрацией области через государственные органы управления лесным хозяйством и охраны окружающей природной среды.

Администрация области может лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесным фондом колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство.

Статья 53. Особенности ведения лесного хозяйства, лесополь-

зования в лесах Министерства обороны Российской

Федерации

Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом с учетом обеспечения особого режима деятельности подразделений и удовлетворения их потребности в древесине.

Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов осуществляется администрацией области через государственные органы управления лесным хозяйством и охраны окружающей среды и природных ресурсов.

 

Раздел IV

ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ

ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ. ОХРАНА

И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

 

Статья 54. Основные требования к повышению

продуктивности и качества лесов

В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется их воспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорация, своевременное проведение уходов и другие лесоводственные мероприятия.

Статья 55. Порядок восстановления лесов

и лесоразведения

В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости и улучшения экологической обстановки на территории проводится восстановление лесов на лесных землях, а на прочих землях осуществляется лесоразведение.

Лесоразведение осуществляется путем создания лесных насаждений на нелесных землях лесного фонда, а также на землях сельскохозяйственного и иного назначения.

Установление объемов, способов и методов работ по восстановлению лесов, определение восстанавливаемых древесных пород осуществляются собственниками лесного фонда по материалам лесоустройства с учетом изменений, происшедших в лесном фонде.

Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как собственниками лесного фонда, так и лесопользователями.

Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные работы на вырубках способами и методами, указанными в разрешительном документе, своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и другие облесенные площади.

 

Статья 56. Обязанности лесопользователей по соблюдению

требований по сохранению благоприятных

условий для восстановления лесов

 

Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесных ресурсов. Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований.

Лесопользователи обязаны применять при работах на предоставленных им в пользование участках лесного фонда только ту технику и те технологии, по которым в установленном порядке была проведена государственная экологическая экспертиза.

 

Статья 57. Обязанности владельцев лесного фонда

по повышению продуктивности и качества лесов

В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности владельцы лесного фонда обязаны:

- осуществлять уход за лесом, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство кедра и других ценных древесных пород, повышение продуктивности и защитных свойств лесов;

- принимать меры по наиболее полному и эффективному использованию земель лесного фонда путем восстановления и создания новых лесов;

- оказывать лесопользователям методическую помощь в выборе способов и методов восстановления вырубок, составлении проектов культур, обеспечении посевным и посадочным материалом, выделением лесохозяйственной техники по заключенным договорам.

Статья 58. Цели и задачи охраны и защиты лесов

Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противозаконных действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.

 

Статья 59. Порядок осуществления мероприятий по охране

и защите лесов

 

Администрация области обеспечивает через государственные органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекает для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях запрещает на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.

Статья 60. Охрана и защита лесных насаждений в лесах

колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников

В лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников, природных национальных парков для охраны их от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана. Положение о ведомственной лесной охране утверждается Правительством Российской Федерации, в ведении которого находятся колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, и государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с областью.

Авиационная охрана указанных лесов осуществляется Иркутской авиационной базой охраны лесов, входящей в состав государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации по договорам с колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными формированиями, заповедниками.

Статья 61. Полномочия органов Государственной власти

по борьбе с лесными пожарами, вредителями

и болезнями леса

Администрации области и районов (городов) в целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:

- ежегодно организуют разработку и выполнение лесхозами и другими лесовладельцами, на которых возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;

- ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

- устанавливают порядок привлечения населения, а также работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций, в первую очередь, осуществляющих лесопользование, для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

- предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

- оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством (лесхозов) в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;

- организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

- обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территориях области, районов, городов, создавая специальные комиссии для этой цели;

- обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Статья 62. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и

воспроизводство лесов

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с администрацией области и государственным органом управления лесным хозяйством области технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Статья 63. Государственная лесная охрана

Государственная лесная охрана Иркутской области организуется в системе государственных органов управления лесным хозяйством области в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.

Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства.

Работники государственной лесной охраны имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба.

Работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Перечень работников государственной лесной охраны утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Деятельность государственной лесной охраны регламентируется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с областью.

Статья 64. Участие граждан и общественных объединений

в сфере лесных отношений

Граждане и общественные объединения могут участвовать в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

 

Раздел V

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Статья 65. Виды платежей

Пользования лесными ресурсами на территории области, за исключением случаев, указанных в статье 28 настоящего Кодекса, осуществляются за плату.

Система платежей за пользование лесным фондом включает:

- отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;

- лесные подати (плата за пользование лесным фондом);

- арендную плату.

(В ред. Закона Иркутской области от 13.11.96 № 50-оз, ст. 1, п. 5. - Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 1997,

№ 4).

Статья 66. Отчисления на воспроизводство, охрану

и защиту лесов

Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов производят все лесопользователи.

Размеры отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 67. Лесные подати (плата за пользование

лесным фондом)

Лесные подати являются платой, взимаемой за:

- древесину, отпускаемую на корню;

- заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, сенокошение, пастьбу скота, за другие виды побочных лесных пользований;

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.

Статья 68. Формы, ставки и размеры лесных податей,

порядок и условия взимания лесных податей

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых или регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом.

Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливаются Законодательным собранием области.

Размеры лесных податей определяются по ставкам, устанавливаемым за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.

Лесные подати вносятся в форме денежных платежей.

Статья 69. Арендная плата

За аренду участков лесного фонда вносится арендная плата.

Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов, местоположения участков лесного фонда.

Порядок и размеры арендной платы за участки лесного фонда и сроки ее внесения устанавливаются Законодательным собранием области.

В состав арендной платы входит плата за земли лесного фонда.

Статья 70. Распределение платежей за пользование

лесным фондом

Лесные подати и арендная плата поступают в областной и местные бюджеты. Распределение платежей производится Законодательным собранием области.

Статья 71. Финансирование лесного хозяйства

Финансирование лесного хозяйства области осуществляется из федерального бюджета и бюджета области.

Статья 72. Льготы по платежам за пользование

лесным фондом

Льготы по платежам за пользование лесным фондом устанавливаются Законодательное собрание области.

 

Раздел VI

ЛЕСОУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ

КАДАСТР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

ЛЕСНОГО ФОНДА. ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ

 

Статья 73. Лесоустройство

Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются:

- определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного предприятия, заповедника, национального парка;

- выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;

- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

- выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;

- обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую;

- исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования;

- определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;

- определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

- лесобиологические и другие обследования и изыскания;

- авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия.

Статья 74. Проекты, составляемые по материалам

лесоустройства

При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

Статья 75. Система проведения лесоустройства

Лесоустройство на всей территории лесного фонда Иркутской области проводится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 76. Государственный лесной кадастр,

государственный учет лесного фонда

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде.

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся государственными органами управления лесным хозяйством на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и специальных обследований по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 77. Лесной мониторинг

Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций. Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются совместно государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

 

Раздел VII

РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 78. Порядок разрешения лесных споров

Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользований разрешаются судом или арбитражным судом.

Статья 79. Ответственность за нарушение лесного

законодательства

Купля, продажа, дарение, залог, обмен участков лесного фонда предоставленного в пользование, а также переуступка права осуществления лесного пользования запрещается.

Древесина и иная лесная продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию и передаче органам местного самоуправления.

Физические, юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении указанных действий, а также других нарушений лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, настоящим Кодексом в случаях:

- умышленного уничтожения или существенного повреждения лесных массивов путем поджога;

- существенного повреждения лесных массивов в результате небрежного обращения с огнем или источниками повышенной опасности;

- незаконной порубки деревьев или кустарников в лесах первой группы, выполняющих защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, в лесах заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, природных памятниках, лесопарках;

- систематической незаконной порубки деревьев и кустарников в каких бы то ни было лесах, или совершенной впервые, но причинившей крупный ущерб;

- использования земель государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.д. без надлежащего разрешения на использование этих участков;

- нарушения установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, незаконной порубки и повреждения деревьев и кустарников, уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление;

- уничтожения или повреждения подроста в лесах;

- осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете;

- нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния и природного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию ресурсов спелой древесины;

- повреждения сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда;

- самовольного сенокошения и пастьбы скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, самовольного сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам; - сбора дикорастущих плодов, ягод и т.п. с нарушением установленных сроков их сбора;

- ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса;

- повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;

- засорения лесов бытовыми отходами и отбросами;

- уничтожения или повреждения лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда;

- уничтожения и повреждения ограничительных знаков в лесах;

- нарушения требований пожарной безопасности в лесах;

- иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области, настоящим Кодексом.

Владельцы лесного фонда - лесхозы, лесничества несут все виды ответственности, в том числе и материальную, за нерациональное ведение лесного хозяйства и нарушения, произошедшие по их вине.

Статья 80. Ответственность за самовольное занятие

участков лесного фонда

Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.

Затраты, понесенные органами власти по сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений и иной ущерб, причиненные незаконным пользованием лесным фондом подлежат возмещению виновными.

Статья 81. Ответственность за вред, причиненный

лесному фонду

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб за вред, причиненный ими лесному фонду, в размерах и порядке, устанавливаемым Законодательным собранием области в случаях:

- незаконной рубки леса;

- присвоения заготовленной древесины;

- повреждения растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста;

- уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем;

- уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев и саженцев, а также молодняков;

- повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами и отходами, влекущими его усыхание или заболевание;

- использования участков лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов без разрешительных документов на использование этих участков;

- самовольного сенокошения и пастьбы скота на землях лесного фонда;

- самовольного промышленного пользования второстепенными и побочными лесными ресурсами;

- уничтожения или повреждения плодородного слоя земель лесного фонда, муравейников, гнезд, нор и других мест обитания лесной фауны;

- уничтожения или повреждения гидролесомелиоративных систем;

- иных случаях нанесения вреда лесному фонду, предусмотренных правовыми актами области.

Размер ущерба, возникшего в результате неправомерных действий лесхозов, исчисляются согласно такс, установленных в лесном хозяйстве за те же виды нарушений. В случаях, когда нарушения не были связаны с нанесением ущерба, но повлекли за собой деяния, приведшие к материальным убыткам, размер ущерба исчисляется на основе фактически понесенных потерь в лесном фонде за счет нерационального или неправильного его использования.

Статья 82. Приостановление работ, представляющих

опасность для состояния и воспроизводства лесов

В случае, если предприятия, учреждения, организации или граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, и не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены администрацией области по представлению управления лесами и охраны окружающей природной среды области до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.

Статья 83. Ответственность за уничтожение или повреждение

защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящей в

лесной фонд

Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную Законодательным собранием области как за уничтожение или повреждение лесов особо охраняемых территорий.

 

Раздел VIII

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

 

Статья 84. Международные договоры

В случаях, если международным договором Российской Федерации определены иные положения, чем установлены в настоящем Кодексе, применяются положения международного договора.

 

 

Раздел IX

ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 85. Введение в действие Лесного кодекса области

 

Настоящий Кодекс вступает в действие со дня его официального опубликования.

Губернатор

Иркутской области

Ю.А. Ножиков

Иркутск

09.02.95

№ 27