12 мая 1998 года 29-ЗС ------------------------------------------------------------------ АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Принят Алтайским краевым Законодательным Собранием 6 мая 1998 года Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности по защите урожая на территории Алтайского края от вредителей, болезней, сорняков с применением пестицидов и других средств защиты растений. Глава I. Общие положения Статья 1. Общие положения 1. Действие Закона распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности, а также на граждан. 2. Защите растений от вредителей, болезней и других средств неблагоприятного влияния вредных объектов подлежат все земельные площади независимо от размера и способа использования. 3. За осуществление мероприятий по защите растений отвечают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы. 4. Настоящий закон направлен на обеспечение защиты здоровья населения, окружающей природной среды, полезной флоры и фауны. Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе Вредный объект - организм, отрицательно действующий на растения или плоды. Пестициды - химические вещества, используемые для борьбы с вредными организмами, повреждающими растения, вызывающими порчу сельскохозяйственной продукции, материалов, изделий, а также для борьбы с сорняками и паразитами - переносчиками заболеваний человека. Регламент - ограничение для каждого препарата, обеспечивающее эффективное и безопасное его применение. Стандарт - норма установления единых требований, предъявляемых к сырью, материалам, готовой продукции и оформлению документов. Сертификат на продукцию - документ, удостоверяющий состояние продукции растительного происхождения в соответствии с ГОСТом. Токсикология - наука о ядах и их действии на организм. Статья 3. Правовая основа Закона края Правовое регулирование отношений в области защиты растений осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ней законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края, а также законов и иных нормативных правовых актов края в этой области. Глава II. Служба защиты растений Статья 4. Структура службы защиты растений Органом государственной службы защиты растений в Алтайском крае является Алтайская краевая станция защиты растений. В состав Алтайской краевой станции защиты растений входят районные станции защиты растений с пунктами сигнализации и прогнозов появления и развития вредителей и болезней растений, лаборатории: диагностики и прогнозов, контрольно-токсикологические, биологического метода защиты растений. Начальник Алтайской краевой станции защиты растений является одновременно главным государственным инспектором по защите растений края, а начальники районных станций - главными государственными инспекторами по защите растений районов. Статья 5. Задачи службы защиты растений 1. Организация систематических обследований сельскохозяйственных культур и угодий для определения их фитосанитарного состояния, сроков и методов проведения борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками. 2. Разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов появления вредителей, болезней растений и сорняков для обоснования текущего и перспективного планирования мероприятий по защите растений. 3. Внедрение комплексных систем по защите растений от вредителей, болезней и сорняков с учетом экологической обстановки. 4. Осуществление государственного контроля за своевременным и качественным проведением мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков всеми землепользователями и соблюдением установленных регламентов применения пестицидов и других средств защиты растений, а также правил их хранения и транспортировки, обеспечивающих недопущение накопления остаточных количеств этих средств в продукции растениеводства, почве, водоисточниках и других объектах внешней среды. 5. Предотвращение несанкционированного завоза пестицидов в область их захоронения. 6. Организация проведения всеми землепользователями независимо от их ведомственной принадлежности комплекса необходимых мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков. 7. Определение потребности в пестицидах, биопрепаратах и других средствах защиты растений, машинах, аппаратуре и самолетах для их внесения, а также индивидуальных средствах защиты людей. 8. Планирование и распределение средств защиты растений в соответствии с фитосанитарной обстановкой по районам края, создание резерва пестицидов для ликвидации массового распространения вредителей, болезней растений и сорняков. 9. Руководство деятельностью и организация районных станций защиты растений с пунктами сигнализации и прогнозов, лабораториями и другими подразделениями, находящимися в составе станции или в ее непосредственном подчинении. 10. Недопущение неблагоприятного влияния мероприятий по защите растений на природную среду и накопления остатков использованных пестицидов в производственной продукции, почве и воде в размерах, превышающих допустимые нормы. Статья 6. Компетенция государственной службы защиты растений 1. Государственная служба защиты растений в соответствии с возложенными на нее задачами и функциями имеет право: беспрепятственного доступа на земельные угодья граждан и сельских товаропроизводителей независимо от форм собственности для установления их фитосанитарного состояния и соблюдения действующих нормативов, инструкций, рекомендаций по применению и хранению средств защиты растений и требовать от них сведения о фитосанитарном состоянии и проводимых мероприятиях по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками; отбирать образцы химических, биологических и других средств защиты растений для определения их качества в соответствии с действующими ГОСТами и техническими условиями на них, а также образцы почв и продукции растительного происхождения для определения в них остаточных количеств пестицидов без оплаты за эти образцы; предъявлять землепользователям, землевладельцам независимо от форм их собственности и подчинения обязательные для исполнения предписания по вопросам защиты растений от вредителей, болезней и сорняков; представлять протоколы и акты о нарушениях действующих нормативов, инструкций и рекомендаций по защите растений, повлекших за собой ущерб урожаю, окружающей природной среде и здоровью людей, в органы исполнительной власти и природоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также передавать материалы об этих нарушениях в органы прокуратуры в случаях, предусмотренных действующим законодательством; запрещать использование складов, хранилищ и других производственных помещений для приема и хранения химических, биологических и других средств защиты растений и протравленного семенного и посадочного материала, а также технических средств при их применении, не отвечающих требованиям техники безопасности; приостанавливать работы по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками, проводимые с нарушениями действующих инструкций, рекомендаций по защите растений, до устранения исполнителем этих нарушений; проводить обязательное обучение землепользователей (владельцев) осуществлению мероприятий по защите растений, устанавливать необходимый в вопросах защиты растений минимальный объем знаний и выдавать удостоверения, предоставляющие право приобретать и применять необходимые пестициды и биологические средства защиты растений для борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками. 2. Должностные лица государственной службы защиты растений в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Глава III. Полномочия органов государственной власти края, органов местного самоуправления в области защиты растений Статья 7. Полномочия краевого Законодательного Собрания Краевое Законодательное Собрание: принимает законы и иные нормативные правовые акты края в области защиты растений; утверждает бюджетное финансирование мероприятий края в области защиты растений, контролирует его использование; утверждает краевые целевые программы по защите растений, их финансирование; осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в данной сфере. Статья 8. Полномочия администрации края Администрация края: разрабатывает законы, иные нормативные правовые акты края в области защиты растений; обеспечивает разработку и реализацию краевых программ и мероприятий в области защиты растений от вредителей, болезней, сорняков и других средств неблагоприятного влияния (вредных объектов); осуществляет сотрудничество и обмен информацией с другими регионами, государствами по вопросам защиты растений; осуществляет координацию деятельности землевладельцев, землепользователей по проведению комплекса мер по защите растений; осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в данной сфере. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления: осуществляют сбор и обмен информацией в области защиты растений; оказывают помощь должностным лицам государственной службы защиты растений при исполнении ими служебных обязанностей; осуществляют в пределах своей компетенции иные полномочия в данной сфере. Органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. 2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь государственным инспекторам по защите растений при исполнении ими служебных обязанностей. Глава IV. Средства защиты растений. Мероприятия по защите растений Статья 10. Средства защиты растений и их применение 1. На территории Алтайского края для защиты посевов, насаждений и пастбищ от вредных объектов применяются химические, биологические и другие средства, прошедшие в установленном порядке государственные испытания и включенные в список разрешенных средств защиты растений для применения в сельском и лесном хозяйствах. 2. Применение средств защиты растений производится с учетом действующих нормативов и допустимого уровня их остаточного количества в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей природной среды и регистрируются в установленном порядке. 3. Предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским и крестьянским хозяйствам, другим землевладельцам и землепользователям, гражданам запрещается производить, закупать, использовать и реализовывать средства защиты растений, не прошедшие государственные испытания и регистрацию, а также запрещенные и непригодные к применению средства защиты растений. 4. Сельскохозяйственная продукция, выращенная товаропроизводителями всех форм собственности, подлежит реализации и переработке только при наличии сертификата, удостоверяющего отсутствие в этой продукции остаточных количеств пестицидов, токсикантов и тяжелых металлов выше установленных допустимых норм. 5. Сертификат выдается производителю продукции уполномоченным, в соответствии с существующим законодательством, органом на основании проведенных исследований на показатели безопасности и тестов на базе аккредитованных лабораторий. Продукция, содержащая токсиканты и другие нормируемые показатели выше допустимых норм, не подлежит реализации. 6. Землевладельцы, землепользователи независимо от форм собственности перед началом проведения мероприятий по защите растений обязаны их согласовать с Алтайской краевой службой защиты растений для получения разрешения по завозу, хранению и применению средств защиты растений. 7. Применение пестицидов в санитарных и водоохранных зонах, в непосредственной близости от жилых, животноводческих и других производственных помещений, рыбохозяйственных водоемов и питьевых источников, при производстве продукции для детского и диетического питания регулируется соответствующими нормативными актами. 8. Применение средств защиты растений на приусадебных участках допускается в соответствии с перечнем химических и биологических средств защиты растений, разрешенных для продажи и использования населением. Производитель несет ответственность за соблюдение регламентов и техники безопасности при применении средств защиты растений и отсутствие их остатков в сельскохозяйственной продукции. Статья 11. Обязанности производителя сельскохозяйственных культур 1. Производитель, возделывая сельскохозяйственные культуры, перерабатывая их, обязан вести борьбу с вредителями, болезнями и сорняками и предотвращать их распространение. Мероприятия по защите растений разрешается выполнять лицам, прошедшим специальную подготовку. 2. В случае неисполнения производителем защитных мероприятий при массовом появлении вредных организмов, представляющих опасность распространения в другие районы, органы Государственной службы защиты растений имеют право обязывать производителя выполнять указанные мероприятия. Статья 12. Торговля пестицидами и другими средствами защиты растений 1. К реализации населению и хозяйствам всех форм собственности допускаются только те средства защиты растений, минеральные удобрения, регуляторы роста и гербициды, которые включены в установленном порядке Госхимкомиссией в список препаратов, разрешенных для применения в Российской Федерации. 2. Реализуемые пестициды должны отвечать установленным ГОСТам и техническим условиям на их применение. 3. Торговля пестицидами регулируется специальными правилами, установленными законодательством Российской Федерации. Глава V. Меры по охране здоровья населения и окружающей природной среды при применении пестицидов и других средств защиты растений Статья 13. Перевозка и хранение средств защиты растений 1. Перевозка, хранение химических и биологических средств защиты растений должны отвечать требованиям инструкции по технике безопасности и санитарным правилам охраны здоровья населения, животных и окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14. Порядок обращения с пестицидами и другими средствами защиты растений 1. Хранение пестицидов и других средств защиты растений допускается только в складских помещениях, специально оборудованных в соответствии с гигиеническими и строительными нормами. Транспортировка пестицидов осуществляется только специально оборудованным транспортом или в специальных контейнерах в соответствии с действующими нормами и правилами. 2. На упаковке средств защиты растений, находящихся в складах и торговле, должны быть разборчиво написаны: название пестицида, регистрационный номер, название активного вещества и его концентрация в препарате, срок годности, инструкция по применению и меры оказания первой медицинской помощи при отравлениях и других поражениях организма. 3. Юридические лица всех форм собственности, а также граждане обязаны обеспечить прохождение медицинских осмотров работающих в контакте с пестицидами и не допускать к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или имеющих противопоказания по состоянию здоровья. 4. Уничтожение (утилизация) пестицидов, непригодных для применения в народном хозяйстве, производится в соответствии с действующими нормами и правилами по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов под контролем сотрудников краевой станции защиты растений. Статья 15. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, землевладельцев и землепользователей, а также граждан по защите растений 1. При возделывании сельскохозяйственных культур, хранении и реализации сельскохозяйственной продукции юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся землевладельцами и землепользователями края, независимо от форм собственности и подчинения, а также граждане обязаны: систематически проводить комплекс рекомендуемых мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками в целях предупреждения массового развития и распространения и предотвращения ущерба урожая; строго соблюдать установленные правила и регламенты при хранении и транспортировке средств защиты растений, технологию их применения, не допуская случаев загрязнения окружающей природной среды и продукции растениеводства; представлять специалистам государственной службы защиты растений, государственной инспекции по карантину растений края информацию о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, мероприятий по защите их от вредителей, болезней и сорняков, применении и движении средств защиты растений, а также возможность беспрепятственно посещать обследуемые объекты. Глава VI. Ответственность за нарушение закона. Заключительные положения Статья 16. Основания ответственности 1. Юридические лица всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, должностные лица органов государственной власти края и органов местного самоуправления, а также граждане привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством, если они: противодействуют специалистам краевой государственной службы защиты растений при исполнении ими своих служебных обязанностей по проведению на территории края мероприятий по защите сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков; не обеспечили организацию своевременных профилактических и истребительных мероприятий на территории хозяйств, фермерских участков, сельских населенных пунктов, городов и районов края; нарушили регламенты применения пестицидов, чем нанесли материальный ущерб, связанный с заражением окружающей среды. 2. Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в нарушении регламентов применения, транспортировки и хранения пестицидов и других средств защиты растений, обязаны компенсировать материальный ущерб, связанный с загрязнением окружающей среды, а также возместить затраты на лечение пострадавших и проведение санитарно-гигиенических мероприятий. 3. Ответственность за нарушение санитарно-гигиенических требований к сельскохозяйственной продукции и продуктам питания несут их производители, а закупаемых за рубежом - организации и граждане, осуществляющие их закупку в соответствии с действующим законодательством. 4. Лица, виновные в загрязнении пестицидами сельскохозяйственной продукции, кормов, продуктов питания и объектов окружающей среды выше установленных норм, а также реализующие продовольственное сырье и продукты, содержащие остаточные количества пестицидов выше нормативных, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству. Статья 17. Введение в действие Закона. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда". Глава администрации Алтайского края А.А.СУРИКОВ г. Барнаул 12.05.98 N 29-ЗС