Спасем Катунь от плотин!



<<  Назад     Оглавление     Далее  >>



7. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА АЛТАЙСКОЙ ГЭС

Для оценки эколого-экономической эффективности Алтайской ГЭС произведен анализ мощности и выработки электроэнергии в зависимости от площади земель, используемых для строительства гидроэлектростанций и водохранилищ. В таблице 7-1 приводятся параметры 11 гидроэлектростанций, включая их мощность МВт, годовую выработку электроэнергии ТВт-ч., площади отвода земель под строительство, площади древесной растительности, затрагиваемой строительством, а также количество переселяемых жителей. В качестве показателей эколого-экономической эффективности ГЭС являются показатели мощности и выработки электроэнергии на 1 гектар земель, используемых для строительства ГЭС (табл. 7-1).

На рисунках 7-1 и 7-2 показаны графики зависимости показателей эффективности ГЭС по мощности и выработки электроэнергии в зависимости от площадей, используемых для строительства. Как видно на этих графиках, показатели эффективности Алтайской ГЭС по мощности и выработке электроэнергии, отнесенные к площади используемых земель, являются одними из наиболее высоких среди рассматриваемых гидроэлектростанций.

Кроме этого надо учитывать, что водохранилище Алтайской ГЭС на затапливает ни одного населенного пункта и не требует переселения жителей (табл. 7-1).

Для более корректного сравнения следует рассматривать ГЭС, использующих для строительство площади, менее 100 тыс. га. Как видно из таблицы 7-2, показатели эколого-экономической эффективности Алтайской ГЭС превосходят средние показатели в 1,5 раза по мощности и почти в 3 раза по выработке электроэнергии.


Таблица 7-1
Показатели эколого- экономической эффективности ГЭС По мощности, отнесенной к площади используемых земель, МВт/га По выработке электроэнергии, отнесенной к площади используемых земель, ТВт-ч.
Среднее для ГЭС с используемой площадью земель менее 100 тыс. га 0,123 0,406
Алтайская ГЭС 0,187 1,136
Отношение эффективности Алтайской ГЭС к средней эффективности ГЭС 1,52 2,80

Эти цифры показывают высокую эколого-экономическую эффективность Алтайской ГЭС, выражающуюся в наименьшем использовании земель для создания ГЭС определенной мощности и годовой выработки электроэнергии.

С другой стороны эколого-экономическую эффективность Алтайской ГЭС можно оценить по изменению состояния окружающей среды под воздействием возведения гидроэлектростанции, рассмотренному в разделе "6 Комплексная количественная оценка воздействия Алтайской ГЭС на окружающую среду".


Таблица 7-2
№ п/п Энергети- ческие объекты Мощ- ность. МВт выработ- ка электро- энергии, ТВт-ч. Отвод земель под промыш- ленное и граждан- ское строитель- ство, тыс. га Площадь древесной раститель- ности затраги- ваемая строитель- ством, тыс. га Пересе- ление жителей, тыс. чел. Показатели эффективности
по мощности и выработке энергии, отнесенным к площади земель, используемых под строительство по мощности и выработке энергии, отнесенным к площади древесной растительности, затрагиваемой строительством
МВт/га ТВт-ч./га МВт/га ТВт-ч./га
1 Алтайская ГЭС 140 0.850 0.748 0.017 - 0.187 1.136 8.235 50.000
2 Богучанская ГЭС 4000 17.800 149.500 113.100 12.200 0.027 0.119 0.035 0.157
3 Братская ГЭС 4400 22.600 547.000 357.300 70.000 0.008 0.041 0.012 0.063
4 Красноярская ГЭС 6000 20.000 176.000 38.000 51.300 0.034 0.114 0.158 0.526
5 Нурекская ГЭС 2700 11.200 21.456 0.200 1.500 0.126 0.522 13.500 56.000
6 Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС 6721 25.020 55.056 30.760 16.384 0.122 0.454 0.218 0.813
7 Средне-енесейская ГЭС 6000 30.100 272.000 170.800 48.430 0.022 0.111 0.035 0.176
8 Токтогульская ГЭС 1200 4.100 31.910 29.300 0.038 0.128
9 Усть-Илимская ГЭС 4320 21.800 187.300 127.800 16.049 0.023 0.116 0.034 0.171
10 Чарвакская ГЭС 600 2.000 4.600 2.666 9.184 0.130 0.435 0.225 0.750
11 Чиркейская ГЭС 1000 2.470 5.047 3.545 0.198 0.489


Как показано в разделах 3.1-3.7 и разделе 6, воздействие строительства Алтайской ГЭС практически не оказывает негативного влияния на природную среду, состояние которой оценивается как хорошее. В то же время, выявлено положительное влияние строительства на социально-экономическую сферу (разделы 4.1-4.7 и 6), состояние которой от неудовлетворительного в настоящее время улучшается до хорошего после введения в строй Алтайской ГЭС. При этом общее состояние окружающей среды также изменяется под влиянием гидроузла от удовлетворительного до хорошего после окончания строительства (табл. 7-3).


Таблица 7-3
Компоненты окружающей среды Состояние компонентов окружающей среды по критериальным показателям
В бытовых условиях до начала строительства При эксплуатации Алтайской ГЭС
Природная среда Хорошее Хорошее
Социально-экономическая сфера Неудовлетворительное Хорошее
Окружающая среда в целом Удовлетворительное Хорошее

Таким образом, приведенные данные подтверждают достаточно высокую эколого-экономическую эффективность строительства Алтайской ГЭС.

8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА АЛТАЙСКОЙ ГЭС

Проект Алтайской ГЭС уходит своими корнями в проект Катунской ГЭС, первая редакция которого была выпущена Гидропроектом в 1986 г. Этот проект решал одну главную задачу - обеспечение дополнительной электроэнергией Единую энергетическую систему СССР. Первая редакция проекта Катунской ГЭС встретила отрицательное отношение со стороны общественности. Экспертиза Госстроя РСФСР признала необходимым доработку проекта, несмотря на полное соответствие его нормативным документам. В связи с этим Гидропроектом были разработаны вторая и третья редакции, отклоненные экс-пертными комиссиями Госплана РСФСР, Госстроя РСФСР и Госкомприроды РСФСР, соответственно, в 1988 и 1989г.

Основными вопросами, выдвинутыми экспертизами, были недостаточная экономическая эффективность, отрицательное воздействие на пойменные земли Верхней Оби, возможное негативное воздействие процесса метилирования ртути на состояние окружающей среды и на здоровье населения.

На основании продолженных по этим вопросам исследований и с учетом замечаний экспертизы проект был доработан и выпущен в новой редакции в 1991 г. (Проект 1991). В этой редакции проекта были решены все вопросы, поставленные экспертизой и общественностью. В процессе разработки "проекта-91" были выполнены впервые в отечественной практике обширные исследования проблемы транспортировки и накопления ртути, решен вопрос с возможной наведенной сейсмичностью, разработан оптимальный график заполнения и сработки водохранилища, позволяющий смягчить отрицательное влияние водохранилища на пойменные земли Верхней Оби. Кроме решения этих технических вопросов, были проведены специальные этно-демографические и социальные исследования, разработана комплексная программа раскопок и переноса памятников культуры и археологии из зоны затопления (Институт истории, филологии и философии СО РАН), проведены общественные обсуждения проекта в городах Алтайского Края и Республики Алтай. При этом использован опыт создания гидроэнергетического комплекса Ла Гранд в Канаде.

"Проект-91" прежде всего был ориентирован на обеспечение развития Республики Алтай в соответствии с интересами ее населения. Электроэнергия Катунской ГЭС в зимний период полностью использовалась для нужд Республики Алтай, а продажа ее избытка в остальное время года также способствовала улучшению экономических условий республики. Для повышения уровня жизни местного населения в проект Катунской ГЭС было включено строительство жилых домов, детских учреждений, больниц, а также домостроительного комбината. Для исключения опасений того, что алтайское население растворится среди приезжих строителей различных национальностей, были разработаны ограничения притока в регион строителей. Сделана ставка на использование местной рабочей силы и на вахтовый метод производства работ, требующих особой квалификации. Таким образом, в "проекте-91" были учтены не только замечания экспертизы, но и все высказанные при общественных обсуждениях пожелания местного населения. Впервые в отечественной и зарубежной практике был разработан проект социально-экологического мониторинга при строительстве и эксплуатации Катунской ГЭС, подключающий к социально-экологическому контролю местное население и общественность (раздел 9).

Все это нашло свое отражение в отношении местного населения к проекту Катунской ГЭС. Если первая редакция проекта вызвала отрицательное отношение населения Республики Алтай (в то время Горно-Алтайской АССР), то "проект-91" одобрило более 75% местного населения. Об этом свидетельствует поддержка избирателями тех "кандидатов в Народные депутаты СССР и РСФСР, в Государственную Думу и в местные органы самоуправления, которые включали в свою программу строительство Катунской ГЭС.

Изменение хозяйственно-экономических условий в России и в Республике Алтай заставило пересмотреть проектные положения "проекта-91". Резкое повышение стоимости получаемой Республики Алтай извне электроэнергии, а также отсутствие возможности финансирования за счет федеральных средств крупномасштабного строительства, привели к разработке проекта малой Катунской ГЭС, который в дальнейшем был переработан для обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС. При этом, в связи с ростом стоимости электроэнергии резко повысилась эффективность ГЭС, отсутствие регулирования речного стока водохранилищем Алтайской ГЭС сняло вопрос об отрицательном воздействии ГЭС на пойму Верхней Оби. Разработан прогноз процесса метилирования ртути в водохранилище, который был апробирован на Международном симпозиуме НАТО по ртути (Новосибирск, 1995), Международной конференции по безопасности и экологии горных территорий (Владикавказ, 1995) и 30-м Международном геологическом конгрессе (Пекин, 1996). Прогноз показал отсутствие опасности метилирования и накопления ртути при строительстве гидроузла.

Проект малой Катунской ГЭС рассмотрен и одобрен в 1995 г. Государственной Экспертной комиссией Республики Алтай с привлечением экспертов из Москвы, Одессы и Ташкента.

Проект широко обсуждался в местных средствах массовой информации. В местной печати опубликована Декларация Дирекции ГЭС (раздел 9), в которой дирекция не только берет на себя обязательства по соблюдению интересов местного населения, но и предлагает механизм контроля за соблюдением этих обязательств в виде системы социально-экологического мониторинга с широким привлечением общественности и местного населения.

Местное население активно приветствует возобновление работ, связанных с обоснованием инвестиций в строительство Алтайской ГЭС.

9. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Целью социально-экологического мониторинга при строительстве и эксплуатации Алтайской ГЭС является обеспечение оптимального состояния природной и социальной среды, а также предупреждение чрезвычайных (экстремальных) ситуаций. Под оптимальным состоянием среды поднимается состояние, обеспечивающие наиболее благоприятную социальную и экономическую обстановку, то есть:
- отсутствие факторов, отрицательно влияющих на здоровье, деятельность, уро вень жизни населения и на другие стороны социальной сферы;
- нормативное состояние (отсутствие деградации) животного и растительного мира, ландшафтов и земных недр, искусственных ландшафтов и сооружений.

Указанные установки нашли свое отражение в Экологической декларации Дирекции ГЭС, опубликованной в местных средствах массовой информации:

4.1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДИРЕКЦИИ ГЭС


- Приоритет интересов людей и минимальный ущерб природе.
- Сохранение культурных и этнических традиций алтайского народа - основное условие строительства.
- Предвидеть и максимально сократить негативные последствия строительства.
- Допущенный ущерб природе людям должен быть восполнен.
- Экологический контроль и мониторинг - гарантия сохранения окружающей среды.
- Контроль строительства общественностью.
- Диалог, заинтересованность, взаимопонимание.
- Совместное решение спорных вопросов.
- Доступность информации и гласность.
- Квалификация и ответственность - всегда и везде.

Социально-экологический мониторинг, организуемый при строительстве и эксплуатации Алтайской ГЭС, позволяет общественности и местному населению осуществлять контроль за соблюдением указанной выше декларации.

Социально-экологический мониторинг включает в себя службы режимных наблюдений, обработки результатов наблюдений и подготовки управляющих решений, функционирование которых показано на рисунке 9-1.

Мониторинг должен вестись за сооружениями, гидрологическими, инженерно-геологическими, гидрохимическими процессами, а также за санитарно-гигенической, и социально-экономической обстановкой в зоне воздействия Алтайской ГЭС и водохранилища с окружающей средой (рис. 9-1).

Кроме этого проектируется организация специальной службы по связям с местными жителями для оперативного разрешения возникающих спорных вопросов (рис. 9-1).

Задачей служб наблюдений за сооружениями, водохранилищем, природной и социальной средой является фиксирование фактического состояния объекта и окружающей среды для оценки этого состояния по критериям безопасности. Принципиальная схема производства такой оценки показано на рисунке 9-2.

Состояние гидротехнических сооружений оценивается при помощи критериев безопасности К1 и К2, устанавливаемых в соответствии с Методикой определения критериев безопасности гидротехнических сооружений (Москва РАО "ЕЭС России" 2001).

Состояние прилегающей к Алтайской ГЭС и водохранилищу территории оценивается при помощи критериев безопасности развития техно-природных процессов, определяемых в соответствии с методикой, изложенной в работе "Обеспечение безопасности: управление и защита от природных опасностей (Природные опасности России под ред. В.И.Осипова и С.К.Шойгу, т. 1, М., 2002).

Создание и функционирование социально-экологического мониторинга, и в первую очередь за содержанием ртути в природной среде, является гарантией обеспечения безопасности, в том числе экологической, при строительстве и эксплуатации Алтайской ГЭС.

1 - информация,2 - управление.

КС, КД, КЭ - критерии безопасности: критерий стабильности, критерий дестабилизации, критерий экстремальности развития техно-природно-социальных процессов

Рис. 9-2 Принципиальная схема оценки состояния объекта и окружающей среды для принятия управляющих решений по индикационным показателям (ИП) и критериям безопасности (КС, КД, КЭ) в целях предотвращения аварийных ситуаций при социально-экологическом мониторинге при строительстве и эксплуатации Алтайской ГЭС. NOT

Одной из задач мониторинга является как можно более раннее выявление непрогнозированных негативных последствий для своевременного их предотвращения.

Социально-экологический мониторинг нацелен не только на обеспечение экологической безопасности, но и на снятие социальной напряженности и создание благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности населения, проживающего в зоне влияния Алтайской ГЭС. В связи с этим в составе мониторинга предусматривается служба связи с местным населением (рис. 9-1).

Предполагается также создание постоянно действующего общественного Совета из представителей местного населения, Дирекции ГЭС, строительной организации и местных властей. В задачу этого Совета будет входить наблюдение за выполнением взятых на себя Дирекцией ГЭС обязательств, а также оперативное решение возникающих спорных вопросов.

Результаты социально-экологического мониторинга при строительстве и эксплуатации Алтайской ГЭС предполагается публиковать в периодических технических изданиях и в средствах массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Строительство Алтайской ГЭС намечается в створе проектируемой ранее Катунской ГЭС с существенно меньшими параметрами: высота плотины - 50 м, объем водохранилища 0,21 км3 и площадь зеркала водохранилища - 12,1 км2, то есть плотина в 3,4 раза ниже Катунской ГЭС, водохранилище - в 28 раз меньше по объему и в 7 раз меньше по площади. Водохранилище Алтайской ГЭС не регулирует речной сток Катуни.

Для оценки воздействия Алтайской ГЭС на окружающую среду кроме специально проведенных исследований использован также весьма значительный объем изыскательских и исследовательских работ, выполненных для обоснования проекта Катунской ГЭС. Проект Катунской ГЭС рассматривался ранее экспертными комиссиями Госплана РСФСР, Госстроя РСФСР и Госкомприроды РСФСР в 1988, 1989 и в 1992 гг. и был отклонен по следующим основаниям:
недостаточная экономическая эффективность,
отрицательное воздействие на пойменные земли Верхней Оби,
возможное негативное воздействие процесса метилирования ртути на состояние окружающей среды и на здоровье населения.

Резкое повышение стоимости получаемой Республики Алтай извне электроэнергии, а также отсутствие возможности финансирования за счет федеральных средств крупномасштабного строительства, привели к разработке проекта малой Катунской ГЭС, который в дальнейшем был переработан для обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС. При'этом, в связи с ростом стоимости электроэнергии резко повысилась эффективность ГЭС, отсутствие регулирования речного стока водохранилищем Алтайской ГЭС сняло вопрос об отрицательном воздействии ГЭС на пойму Верхней Оби. Разработан прогноз процесса метилирования ртути в водохранилище, который был апробирован на Международном симпозиуме НАТО по ртути (Новосибирск, 1995). Прогноз показал отсутствие опасности метилирования и накопления ртути при строительстве гидроузла.

Алтайская ГЭС с водохранилищем без регулирования речного стока проектируется г узкой горной долине, сложенной прочными скальными породами. Создание водохранилища практически не сказывается на изменении микроклимата и гидрологического режима. Водохранилище не затрагивает особо охраняемые территории. Водохранилище затапливает малопродуктивные земли, среди которых лес и кустарник составляют мене 4% площади. Вследствие широкого ареала обитания животных затопление мест их обитания на весьма ограниченной площади практически не нанесет ущерба их воспроизводству и биологическому разнообразию. Создание водохранилище Алтайской ГЭС практически не будет вызывать ущерб ихтиофауне, воспроизводству рыб и рыболовству в верхнем и нижнем бьефах гидроузла и в Верхней Оби.

Проектируемая ГЭС располагается в 9-тибалльной зоне по сейсмичности, что с учетом скального основания позволяет учитывать сейсмическое воздействие в 8 баллов. Однако, устойчивость сооружений проверена расчетами на 9 баллов. Незначительный объем водохранилища и небольшая глубина исключают появление наведенной сейсмичности.

Выполненные прогноз качества воды показал соответствие, в основном, воды в водохранилище Алтайской ГЭС требованиям, предъявляемым к водоемам культурно-бытового и хозяйственно-питьевого назначения.

В связи с тем, что в 150 км выше по течению реки Катуни и ее притока Чуй имеется ртутный рудник Акташ, специально разработан прогноз накопления ртути в водохранилище Алтайской ГЭС и в компонентах природной среды для общей ртути и органических ее соединений (метилртути). При этом содержание ртути определялось по более 5 тысячам проб поверхностных и подземных вод, донных отложений, почв и рыбы.

Прогноз накопления общей ртути, выполненный на основе балансовых расчетов, показал, что в водохранилище и в нижнем бьефе содержание ртути практически во всех компонентах природной среды будет на порядок ниже ПДК.

Прогноз накопления метилртути, в соответствии с мировой практикой, выполнен по завершающему звену трофической цепи - рыбе. Прогноз показал, что содержание ртути в 2,5 раза ниже ПДК, а в дальнейшем будет соответствовать естественному фону в 5 раз ниже ПДК. Специально выполненные исследования влияния ртути и других тяжелых металлов на местное население показали весьма низкое содержание этих элементов в крови, моче и в волосах жителей.

В зону затопления водохранилищем не попадает ни одного населенного пункта. Создание Алтайской ГЭС положительно скажется на условиях жизни местного населения, в том числе улучшится благоустроенность жилья, повысится занятость населения, появится возможность внедрения новых технологий.

В зоне Алтайского водохранилища имеются археологические памятники, представленные поселениями и курганными могильниками, исследования которых совместно проводят Институт истории, филологии и философии СО РАН (Новосибирск), Алтайский Государственный Университет (АТУ, Барнаул) и Институт алтаистики им. С.С.Суразакова (Горно-Алтайск). АТУ разработана программа археологических работ по зоне водохранилища.

Комплексная оценка воздействия Алтайской ГЭС на окружающую среду произведена по модернизированной методике Бателле (США). В целом состояние природной среды в бытовых условиях оценивается как хорошее, оно временно несколько ухудшается в период строительства до удовлетворительного, а после окончания строительства снова будет хорошим. Состояние социально-экономической сферы в настоящее время оценивается как неудовлетворительное, оно улучшается в период строительства до удовлетворительного, а при эксплуатации гидроузла состояние будет хорошим.

Для оценки эколого-экономической эффективности Алтайской ГЭС произведено сравнение зависимости выработки электроэнергии и мощности ГЭС от площади отводящихся под строительство земель для 11 гидроэлектростанций. По этому показателю Алтайская ГЭС является одним из самых эффективных гидроузлов, особенно с учетом того, что водохранилищем не затапливается ни один населенный пункт.

В целом эколого-экономическая эффективность строительства Алтайской ГЭС проявляется прежде всего в общем улучшении состояния окружающей среды района гидроузла от удовлетворительного до хорошего, при чем социально-экономическая сфера под воздействием Алтайской ГЭС изменяется от неудовлетворительного состояния до хорошего.

Общественные обсуждения проекта Алтайской ГЭС прошли три этапа: обсуждение проекта Катунской ГЭС, обсуждение проекта малой Катунской ГЭС и обсуждение проекта Алтайской ГЭС.

Первоначально проект Катунской ГЭС вызвал отрицательную реакцию местного населения в связи с основной его задачей выдачи электроэнергии в Единую Энергетическую Систему государства. В дальнейшем проект был переработан с учетом повышения благосостояния местного населения и экономического развития Республики Алтай. Местное население активно поддерживало переработанный проект строительства Катунской ГЭС, проект малой Катунской ГЭС, также как в настоящее время поддерживает строительство Алтайской ГЭС. Впервые в практике гидротехнического строительства России Дирекция ГЭС приняло Экологическую Декларацию, опубликованную в местных средствах массовой информации, в которой Дирекция берет на себя ответственность за повышение благосостояния населения при сохранении природной среды и национальных особенностей алтайского народа.

Для контроля за выполнением обязательств Дирекции при строительстве и эксплуатации Алтайской ГЭС организуется социально-экологический мониторинг с привлечением к его работе местных жителей и общественности.

Социально-экологический мониторинг является гарантией технологической, экологической и социальной безопасности строительства и эксплуатации Алтайской ГЭС.

СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

по рассмотрению материалов "Обоснования инвестиций в строительство Алтайской гидроэлектростанции на р.Катуни в Республике Алтай", разработанного Филиалом ОАО "Инженерный центр ЕЭС" "Институт Гидропроект", представленного Дирекцией ОАО "Горно-Алтайская ГЭС".

1. Председатель комиссии - Мешков Николай Алексеевич, заслуженный врач России, д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института проблем безопасности развития атомной энергетики ИБРАЭ РАН, научный руководитель федеральной целевой программы по изучению влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на здоровье населения Алтайского края и Республики Алтай, г. Москва. Телефоны: рабочий-(095) 955-23-50, домашний-(095) 362-87-32.

2. Заместитель председателя комиссии - Сумачаков Игнатий Иванович, председатель Комитета по аграрной политике и природопользованию Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, г.Горно-Алтайск. Телефон-(38822) 22-792, 22-076.

3. Секретарь комиссии - Николаева Марина Николаевна, главный специалист Министерства промышленности, строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, г.Горно-Алтайск. Телефоны: рабочий-(3 8822)42-150, домашний-(38822)24-433.

Члены комиссии:

4. Соболев Геннадий Александрович, д.ф.-м.н., член.-корреспондент РАН, директор геофизического центра ИФЗ РАН, г. Москва. Телефоны: рабочие-(095)254-91-41,930-05-46, домашний-(095) 417-77-28.

5. Комаров Игорь Сергеевич, д.г.-м.н., профессор Технического геолого разведочного Университета (МГРИ), г. Москва. Домашний телефон-(095)112-05-90

6. Янин Евгений Петрович, к.г.-м.н. старший научный сотрудник Института геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН, г. Москва. Телефоны: рабочий-(095) 137-83-56, домашний-(095)564-91-82.

7. Прудовский Александр Михайлович, д.т.н., заместитель начальника отдела гидравлических исследований ОАО "НИИЭС", г. Москва. Телефоны: рабочий-(095)492-73-65, домашний-(095)190-14-14.

8. Малаханов Вячеслав Васильевич, к.т.н., профессор кафедры гидротехники Московского инженерно-строительного университета, г. Москва. Телефон-(095)261-49-56.

9. Осипов Альберт Дмитриевич, к.т.н., гидротехник, пенсионер, г. Москва. Домашний телефон-(095)263-03-08.

10. Кирюшин Юрий Федорович, д.и.н., ректор Алтайского Государственного Университета, г. Барнаул. Телефон-(3852)26-06-06,

11. Папина Татьяна Савельевна, к.х.н., заведующая химико-аналитическим центром Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Барнаул. Телефоны: рабочий - (3852)66-64-42, домашний - (3852)51-84-59.

12. Моторин Александр Викторович, главный инженер ОАО "Алтайэнерго", г. Барнаул. Телефон-(3852)77-14-51.

13. Атавин Аркадий Анатольевич, к.т.н., директор филиала Института водных и экологических проблем СО РАН, г.Новосибирск. Телефон-(3832)34-34-84.

14. Попов Петр Алексеевич, д.б.н., ведущий научный сотрудник филиала Института водных и экологических проблем СО РАН, г.Новосибирск. Телефон-(3832)34-34-84.

15. Савкин Валерий Михайлович, д.г.н., заведующий сектором гидрологии и водных ресурсов филиала Института водных и экологических проблем СО РАН, г.Новосибирск. Телефон-(3 832)34-34-84.

16. Малков Николай Петрович, к.б.н., чл.-корр. РАЕН, доцент Государственного Горно-Алтайского Университета, г. Горно-Алтайск. Домашний телефон-(38822) 26-166.

17. Маринин Александр Михайлович, академик МАНЭБ, профессор кафедры физической географии Государственного Горно-Алтайского Университета, г. Горно- Алтайск. Домашний телефон-(3 8 822)22-125.

18. Манеев Александр Григорьевич, к.б.н., доцент Государственного Горно- Алтайского Университета, г. Горно-Алтайск. Домашний телефон-(38822)41-548

19. Соёнов Василий Иванович, к.и.н., доцент Государственного Горно-Алтайского Университета, г. Горно-Алтайск. Телефоны: рабочий-(38822)25-377, домашний-(3 8 822)22- 195.

20. Чевалков Лев Мирославович, к.и.н., заведующий лабораторией археологии Института алтаистики им. С.С.Суразакова, г. Горно-Алтайск. Телефоны: рабочий- (38822)26-635, домашний-(38822)93-228.

21. Троицкая Тамара Александровна, к.ф.н., заведующая лабораторией социологии Института алтаистики им. С.С.Суразакова, г. Горно-Алтайск. Телефоны: рабочий- (38 822)26-63 5, домашншЦЗ 8 822)22-3 3 6.

22. Коробко Анатолий Иванович, заместитель, главного государственного санитарного врача Республики Алтай, г. Горно-Алтайск. Телефоны: рабочий-(3 8 822)26- 580, домашний-(38822)26-883.

23. Терехов Михаил Алексеевич, начальник управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск Телефон- (38822)26-484.

24. Максимов Василий Степанович, начальник отдела по организации местногс управления Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, г.Горно-Алтайск. Телефоны: рабочий-(38822)23-138, домашний-(38844)21-718.

25. Прокопенко Пётр Георгиевич, пенсионер, с.Майма. Домашний телефон- (38844)21-417.

26. Букачаков Родион Борисович, Глава Администрации Чемальского района Республики Алтай, пос. Чемал. Телефон-(38841)22-371.

27. Бардин Александр Киндышевич, Председатель Совета Зайсанов Республики Алтай, пос. Чемал. Домашний телефон-(38841)22-327

28. Кыдыев Владимир Эмильевич, предприниматель, Председатель Правления общества "Энэ Тил", г. Горно-Алтайск. Телефоны: рабочий-(38822)24-156, домашний- (38822)41-985.

29. Манузин Вячеслав Васильевич, заместитель начальника управления - начальник отдела надзорной деятельности управления ГПН МЧС России РА, г.Горно-Алтайск. Телефон-(38822)23-758.

30. Устюжин Андрей Владимирович, начальник отдела инженерно-технических мероприятий упрвления по защите населения территорий и гражданской обороны МЧС России РА, г.Горно-Алтайск. Телефон-(38822)23-758.

31. Дударев Александр Иванович, государственный инспектор по технологическом) надзору по Республике Алтай Бийского отдела Управления Алтайского округа по технологическому и экологическому надзору,пос. Майма. Телефон-(38844)21-149.

Представители Заказчика:

1. Макаров Александр Юрьевич, Генеральный директор ОАО "Горно-Алтайская ГЭС", г. Горно-Алтайск. Телефон-(3 8 822)63-023.

2. Медведев Василий Николаевич, заместитель генерального директора ОАО "Горно-Алтайская ГЭС" по капитальному строительству, гХорно-Алтайск. Телефон-(3 8822)63-023.

Представители проектной организации - Филиала ОАО "Инженерный центр ЕЭС" "Институт Гидропроект", г.Москва.

1. Пигалёв Александр Степанович, главный инженер проекта. Телефоны: рабочий- (095)741-44-84, домашний-(095)337-68-98.

2. Каякин Валерий Викторович, к.г.-м.н., главный геоэколог. Телефоны: рабочий- (095)155-05-57, домашний-(096)312-79-42.

3. Трофимова Ольга Николаевна, заместитель главного инженера проекта. Телефоны: рабочий-(095)741-44-83, домапший-(095)305-90-92.



Вверх