Спасем Катунь от плотин!

Катунь под хвост-2

«ЧС» уже несколько раз писало о реанимации зловещих планов строительства ГЭС на реке Катунь в Республике Алтай. И вот наконец к обсуждению проблемы присоединились власти. Правда, далеко не все. И мнения при этом представители властей высказывали самые диаметральные. Это показало проведение «круглого стола», который недавно прошел в Барнауле Напомним, что впервые ооекте строительства крупной ГЭС на Катуни заговорили в начале 90-х годов. Тогда экологам, литераторам (ведущую роль среди которых играл редактор знаменитого столичного журнала «Новый мир», коренной новосибирец Сергей Залыгин) удалось строительство предотвратить. Аргументы общественности были так весомы, что власть была вынуждена к ним прислушаться. В частности, было убедительно доказано, что водохранилище Катунской ГЭС станет вымывать накопления ртути, и эта ртуть дойдет (сначала по Катуни, а затем по Оби) до Новосибирска и далее.

Итак, проект был решительно закрыт. Казалось бы — навсегда. Между тем в стране произошли огромнейшие перемены. Собственно, сама страна стала совсем иной. Место СССР заняла Россия. И в этой новой России появились новые территориальные образования, новые ценности и стал складываться новый менталитет. Прежде всего я имею в виду национальное самосознание небольших народностей.

Многие забыли, но около десятка лет назад совершенно серьезно стоял вопрос о выходе из состава России (на манер тогдашней Чечни) Татарстана. Национальное самосознание татар потребовало от федерального центра совсем другого отношения к своим ценностям и правам. Тогда ситуацию удалось удержать «на волоске» благодаря мудрости двух президентов — Бориса Ельцина и Минтимера Шаймиева. Увы, уже в наши дни подобную мудрость демонстрирует далеко не все начальство.

…Вспоминается, как совсем недавно бывший Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Л. Драчевский отчитывал старейшин алтайского народа. Алтайцы до сих пор уверены, что многие их беды (например, страшное землетрясение осенью 2003 года) вызваны тем, что археологи тревожат прах их предков. И землетрясение эти люди напрямую связывают с тем, что археологи вывезли в Новосибирск и, похоже, не собираются возвращать мумию так называемой «алтайской леди». Так вот, Л. Драчевский в глаза алтайцам назвал такие мысли «средневековьем», «дикостью» и так далее…

…Интересно, сказал бы он то же самое о вояже через всю страну прошлым летом (с заездом в Томск, Барнаул, Кузбасс, Новосибирск) мощей великой княгини Елизаветы?..

К чему такое длинное отступление? Да к тому, что выросшее за последнее десятилетие национальное самосознание играет в планах возобновления строительства ГЭС на Катуни особенное значение. Впрочем, об этом немного позже. А пока вернемся к «круглому столу», прошедшему в Барнауле.

В его работе приняли участие депутат Госдумы от Алтайского края В. Рыжков, член Совета Федерации от Республики Алтай Р. Сафин (последний, правда, заочно), депутаты Алтайского краевого Совета и депутаты Госсобрания Республики Алтай — Эл Курултая, ученые и эксперты из Барнаула и Новосибирска, представители неправительственных организаций Горного Алтая. К сожалению, загодя приглашенные представители правительства Республики Алтай, заказчика (АО «Алтайская ГЭС») и инвестора (АО «Элиттехнострой») от участия в заседании «круглого стола» отказались.

Почему? Может быть, потому, что им нечего было противопоставить претензиям общественных организаций. Кратко перечень таких претензий очень прост. При подготовке проекта строительства ГЭС в Чемальском районе были допущены многочисленные нарушения действующего законодательства. При этом особую тревогу вызывают нарушения прав местных жителей. Скажем, согласие на строительство ГЭС фактически получалось путем обмана.

Участвовавшие в заседании «круглого стола» жители Чемальского района заявили, что в официальных документах просто игнорируются социально значимые проблемы, возникающие при строительстве ГЭС. Так, в материалах «Оценки воздействия на окружающую среду» отсутствуют статьи «Переустройство дорог» и «Строительство нового моста», хотя строительство таких объектов также необходимо обосновывать и подтверждать государственными экспертизами, в том числе и экологическими. Между тем, как уже писало «ЧС», только по дорогам районного центра Чемал планируется перевезти несколько миллионов тонн металлических конструкций. Понятно, что после этого трасса будет полностью разбита.

Практически все представители общественных организаций снова обратили внимание на то, что накопление ртути в биоте предполагаемого водохранилища скажется на здоровье сибиряков, а опосредованно окажет влияние на здоровье всех россиян. Между тем представители заказчика считают, что уменьшение плотины с планировавшихся в 90-е годы 180 метров (это выше плотины самой крупной в мире Красноярской ГЭС) до 57-ми с соответствующим уменьшением водохранилища снимает эту проблему. Однако никаких конкретных расчетов или заключений авторитетных экспертов они почему-то не приводят.

Неудивительно, что участники «круглого стола» обратились к депутату Госдумы В. Рыжкову с просьбой взять под контроль соблюдение законодательства, касающегося прав граждан, которые затрагиваются при реализации планов строительства Алтайской ГЭС. В. Рыжков поддержал требования защитников Катуни. Депутат прямо заявил, что не верит в экономическую целесообразность проекта и считает крайне неразумным использовать жемчужину Алтая, священную реку Катунь, для реализации технологий позапрошлого века.

…Это верно — сегодня технологии строительства ГЭС, при которых под воду уходят тысячи гектаров земель, считаются позавчерашним днем. Но мы хотим обратить внимание на характеристику депутата Госдумы реки Катунь как «священной». Эти слова имеют самое прямое отношение к новому национальному самосознанию, о котором мы говорили раньше. Для алтайцев Катунь действительно священная река. Более того, в передающихся из поколения в поколение преданиях алтайцев сказано, что перекрытие Катуни (что и произойдет при строительстве Алтайской ГЭС) нарушит связь времен. И это станет концом всей нации. Ну что же, давайте и это объявим «средневековьем» и «дикостью». И при этом будем стоять в православных храмах и ставить свечи иконам. Будем веровать во второе пришествие Иисуса, отказывая в собственных верованиях другим народам. В верованиях, тоже основанных на многовековой истории.

Правда, В. Рыжков в своих суждениях гораздо прагматичней. И в этом видна уже другая особенность наших дней. Так, депутат акцент сделал на том, что даже после затраты немалых средств ГЭС на Катуни не улучшит снабжение электроэнергией жителей Горного Алтая и не снизит тарифы на электроэнергию, которые сейчас являются самыми высокими в Сибирском федеральном округе. По мнению В. Рыжкова, Республика Алтай также может понести значительный ущерб от оттоков в туристическом бизнесе. Еще одной ошибкой В. Рыжкова является то, что он считает разрешение проблемы исключительно прерогативой жителей Горного Алтая. «Надо, чтобы народ принимал решение, — сказал во время проведения «круглого стола» В. Рыжков. — Если жители республики захотят построить ГЭС, то тогда ее надо строить. Тут я ничего поделать не смогу. Но надо, чтобы о последствиях строительства ГЭС знали все люди».

Согласие или несогласие на строительство ГЭС местных жителей, вне любых сомнений, очень важно. Однако есть еще и… закон. И если согласно законодательству экологическая экспертиза признает проект негодным, то согласие «жителей республики», разумеется, никакого значения иметь не будет.

…Ну, а если вопрос поставлен именно так — «согласие жителей» — то давайте спросим «согласия» и у жителей Новосибирска или Барнаула, до которых докатится ртутная волна с Алтайской ГЭС…

Разумеется, представители Республики Алтай высказывают по поводу строительства ГЭС на Катуни совершенно иную точку зрения. Но при этом все они оперируют некими экономическими категориями и полностью обходят экологический аспект проблемы. Так, член Совета Федерации от Республики Алтай, в недалеком прошлом нефтяной магнат Ралиф Сафин (отец популярной звезды эстрады Алсу) заявил, что поддерживает проект строительства Катунской ГЭС. Эта оговорка (нынешняя ГЭС, в отличие от «зарубленного» проекта 90-х годов, называется «Алтайской») не случайна. В основе аргументов Ралифа Сафина все то же — деньги. Сенатор заявил, что «если бы ГЭС была построена, это был бы огромный плюс для республики. Можно было бы продавать энергию и зарабатывать налоги». «Это было бы счастье для Алтая, если бы этот проект был реализован», — сказал сенатор. Однако, по мнению Ралифа Сафина, решить вопрос о строительстве ГЭС сложно, поскольку «необходимы инвестиции в размере 150 — 200 миллионов долларов». Свое решение этой финансовой проблемы предложил депутат Госсобрания Республики Алтай — Эл Курултая Александр Алчубеев. Сделав вид, что он забыл (или действительно забыв) верования своего народа, он предложил найти инвесторов проекта… среди самого народа. В качестве одного из вариантов привлечения средств депутат называет распространение акций ГЭС среди простого (и фактически, по данным Госкомстата, нищего. — «ЧС».) населения республики. «Аналогичные примеры, — уверяет депутат, — есть в российской дореволюционной истории. Это достаточно хороший ход, ведь население, которое вложило деньги в строительство гидроэлектростанции, будет поддерживать эту стройку».

И в этом случае прагматические соображения берут верх над всем иным. Не случайно А. Алчубеев сказал, что, «если не строить гидроэлектростанцию, то нужно найти эквивалентный вариант по объему выпускаемой продукции и занятого населения, вклада в экономику и бюджет республики». «Мне кажется, — заметил депутат, — у нас нет других вариантов».

Между тем другие варианты развития экономики Республики Алтай имеются. И об этом уже писало «ЧС». Это — туризм. То, на чем многие страны (например, Юго-Восточной Азии) полностью строят всю свою экономику. А в Республике Алтай доходы от туризма в уникальную экологическую зону превышают показатели всех «туристических мекк мира». Только за два последних года эти доходы выросли на 211 (!!!) процентов. Казалось бы, ну и развивай эту отрасль. Но… не тот менталитет!

Если у малочисленных народов России за последние 10 — 15 лет самосознание продвинулось в сторону осознания собственной уникальности, то у возглавивших эти народы волей случая «лидеров» ничего подобного не произошло. Эти деятели по-прежнему мыслят «глобальными» категориями, в которых их народу отводится роль «пушечного мяса». Глава правительства Республики Алтай М. Лапшин, похоже, как раз из этой категории. Фактически завалив восстановление разрушенных во время землетрясения поселений (об этом прямо говорили и экс-полпред Л. Драчевский и нынешний Полпред Президента А. Квашнин), Михаил Лапшин, видимо, решил доказать собственную политическую состоятельность проектом Алтайской ГЭС. Увы, такая «система доказательств» едва ли сработает. Не случайно законодательный орган Республики Алтай накануне нового 2005 года призвал М. Лапшина (в соответствии с новым порядком избрания глав регионов) подать президенту В. Путину прошение об отставке. При этом едва ли кто сомневается в том, что «правление» М. Лапшина будет президентом России продлено. Однако это вовсе не значит, что проект строительства гидроэлектростанции на Катуни будет похоронен. Электроэнергия от этой ГЭС должна поступать в Китай, а КНР сегодня имеет мощное влияние на Россию.

Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО», 12.01.2005, № 3 (417)

Вверх