Спасем Катунь от плотин!

Наш ответ Чубайсу

Недавнее повышение энерготарифов фактически в полтора раза не только вызвало волну возмущения, но и заставило призадуматься о столь быстром росте цен, обоснованность которых зачастую неизвестна простому обывателю. И в этих условиях по большей части негативные разговоры о строительстве ГЭС предстают несколько в другом свете.

Может ли в сегодняшних условиях строительство гидроэлектростанции на Катуни реально и, главное, не во вред помочь республике иметь свой рынок электроэнергии? Может ли такая “щадящая” гидроэлектростанция стать нашим ответом Чубайсу и стать панацеей от постоянного роста цен на электричество?

На состоявшейся в прошлое воскресенье пресс-конференции, прошедшей в редакции нашей газеты, перед СМИ выступали проектировщики и разработчики Алтайской ГЭС. Этот проект был заказан Правительством Республики Алтай, и именно он, по мнению многих, призван стать очень важным шагом в решении многих вопросов, в частности привлечения в республику крупных инвесторов. Но самой главной проблемой все же остается импорт электроэнергии из других регионов, который и обусловливает ее запредельную стоимость.

Для сравнения можно сказать, что тарифы в республике превышают на 18 процентов тарифы в Алтайском крае; на 20 - в Новосибирской области; в 2,5 раза у нас выше стоимость киловатта, чем в Красноярском крае; в 3,7 – в Иркутской области и в 4,7 раз превышают тарифы Хакасии.

Возвращаясь к пресс-конференции и проекту Алтайской ГЭС, который на ней обсуждался, следует сказать, что для того, чтобы понять всю экономическую выгоду данного проекта, стоит совершить небольшой экскурс в историю. Первый проект гидроэлектростанции обсуждался еще в 80-х годах прошлого века. В 1991 году был разработан проект известной Катунской ГЭС. В это же время многочисленные экологические организации всерьез задумались над тем, что предлагают республике, поскольку тот проект, по их мнению, мог принести с собой необратимые природные последствия. Запуск такой мощной гидроэлектростанции кардинально поменял бы климат как минимум в Чемальском и Шебалинском районах, а как максимум создал бы угрозу безопасности проживания в бассейне не только Катуни, но и Оби, включая города Бийск, Барнаул, Новосибирск.

В 1996 году был разработан более щадящий проект малой Катунской ГЭС. По своим параметрам та ГЭС совпадала с “Алтайской”, речь о которой как раз и велась в редакции “Звезды Алтая”.

Проект Алтайской гидроэлектростанции предназначен для улучшения энергоснабжения Республики Алтай. Это малая гидроэлектростанция, работающая на бытовом стоке Катуни. Говоря проще, для запуска ГЭС нет необходимости в строительстве огромной плотины, ее работа будет осуществляться на естественном русле Катуни, что специалисты и называют бытовым стоком.

Экономический эффект от Алтайской ГЭС будет заключаться в улучшении энергоснабжения Республики Алтай. Все жители Чемальского района и большая часть жителей Шебалинского будут круглогодично обеспечены таким количеством электроэнергии, которое позволит организовать полную электрификацию их быта (отопление, горячее водоснабжение, пользование различными электроприборами и так далее). Предполагается снижение темпов роста тарифов на электроэнергию на территории Республики Алтай; пополнение поступлений в региональный (Республика Алтай) и местный (Чемальский район) бюджеты. Говоря о бюджетной выгодности данного проекта, можно сказать, что, исходя из действующего в настоящее время налогового законодательства, пополнение в республиканский бюджет от Алтайской ГЭС составит порядка 200 миллионов рублей в год. В местный бюджет, то есть в бюджет Чемальского района, ежегодно пойдет 13 миллионов рублей. Это при том, что Республике Алтай будет принадлежать только лишь десять процентов акций, а остальные девяносто – инвесторам: филиалу ОАО “Инженерный центр ЕЭС”, институту “Гидропроект” (Москва). Кстати, именно этот вопрос вызвал наибольшее оживление у присутствовавших. “А какая нам выгода?” - вопрошали газетчики из Чемальского района. Если прекращение роста цен на электроэнергию (а со временем и их снижение), полная обеспеченность всех социальных объектов по республике в электроэнергии, значительное пополнение республиканского и муниципального бюджетов не являются убедительным доводом в выгодности строительства ГЭС, то мы так и дальше будем молча взирать на то, с какой легкостью монополист диктует нам цены, которые, по всей видимости, не обоснованы ни по экономическим, ни по каким-либо другим параметрам.

Если экономическая выгода очевидна, то сам собой напрашивается вопрос об экологической безопасности такой гидроэлектростанции, ведь, как мы помним, “предшественницы” Алтайской ГЭС как раз в этом отношении были весьма слабо разработаны. Разработчики проекта Алтайской ГЭС, в частности Александр Пигалев (главный инженер проекта), Василий Медведев (заместитель генерального директора по капитальному строительству), Валерий Каякин (главный геоэколог, кандидат геолого-минералогических наук ОАО “Институт “Гидропроект”), утверждают, что их проект по максимуму безопасен. По поводу климатических изменений в республике было замечено, что возможно незначительное изменение микроклимата в прибрежной полосе водохранилища шириной 100 - 150 метров и на пятикилометровом участке долины вниз по течению от плотины. Говоря проще, ущерб, нанесенный животному миру, будет минимален. Что касается ихтиофауны, воспроизводства рыб и рыболовства, то и здесь негативное воздействие ГЭС будет мизерным. Принципиально важным в проекте Алтайской ГЭС является тот факт, что она (ГЭС) будет строиться на бытовом стоке. Это позволит избежать огромного затопления земель, о котором шла речь в первоначальных проектах. В общем, площадь затопляемых земель составит 748 гектаров (это в 29 раз меньше, чем в проекте Катунской ГЭС). Для обеспечения оптимального состояния природной и социальной среды, а также предупреждения чрезвычайных (экстремальных) ситуаций предусмотрена организация социально-экологического мониторинга, включающего наблюдения за сооружениями, гидрологическими, гидрохимическими процессами, а также за санитарной и социально-экономической обстановкой в зоне воздействия ГЭС. Более того, по-своему уникальна конструкция самой ГЭС, называемая “плавающей”. Именно эта конструкция является безопасным решением для реализации данного проекта в зоне повышенной сейсмичности.

На сегодняшний день нет смысла отрицать, что нам нужен реальный выход из сложившейся ситуации с отсутствием собственного рынка электроэнергии. Алтайская ГЭС, может статься, и есть этот единственный выход. Ее строительство, согласно проекту, продлится три с половиной года. В целом это срок достаточно небольшой для такого крупного объекта. Ко всему прочему есть еще один немаловажный момент этого строительства – привлечение в республику очередного крупного инвестора, а это уже шаг более широкий и взвешенный - шаг в будущее.

Ю.Чепкина
Звезда Алтая, пятница, 08 октября, 2004 г.

Вверх