Спасем Катунь от плотин!

Московские инвесторы идут к нам с малюткой

В воскресенье, 3 октября, группа энтузиастов во главе с непотопляемым инженером-гидроэнергетиком А. Пигалёвым провела пресс-конференцию по проблемам намеченного строительства Алтайской ГЭС. Представляя журналистам очередное своё детище, главный инженер проекта (в дальнейшем — ГИП) сказал о том, что высота плотины определена в 50 метров, мощность новой станции — 140 мегаватт, а в год она способна вырабатывать 800 миллионов киловатт-часов. Её неоспоримым преимуществом перед всеми предшественницами ГИП считает работу на так называемом «бытовом стоке».

Проектанты определяли мощность станции, «исходя из пропускной способности линий Горного Алтая». Во времена Советского Союза, по словам А.Пигалёва, строительство электролиний финансировалось «из отдельного бюджета», а теперь у нас рынок, и строить эти линии или нет, решает инвестор. Присутствовавший на пресс-конференции представитель московских инвесторов дал понять присутствующим, что большого интереса к электролиниям у москвичей нет.

ГИП признаёт, что электроэнергия в течение года будет вырабатываться неравномерно: 2/3 придётся на тёплое время с мая по октябрь, ещё треть — на зимнее время. При этом зимой «Алтайка» способна покрывать около 40 процентов наших потребностей. Но, заверил ГИП всех присутствующих, два района — Чемальский и Шебалинский — смогут перейти «на полное электроотопление», горячую воду в течение всего года он обещает.

Единственной проблемой, по которой могут быть какие-то споры, он назвал качество воды. А что касается сейсмоустойчивости, никаких вопросов у общественности просто быть не может, новая ГЭС рассчитана на 9 баллов. И потом, рассуждал АЛигалёв, нынешнее водохранилище в 29 раз (!) меньше того, которое закладывали в проект конца 80-х годов, его объём всего лишь 210 миллионов кубометров.

Со слов ГИПа, с появлением в горах таких водохранилищ «балльностъ землетрясений снижается». Что же касается зоны затопления, то под воду уходят, по его расчётам, всего-то 770 га земель разного назначения. Проектанты предусмотрели компенсацию: отводят жителям «зоны» новые земли и собираются оплатить упущенную выгоду «при переходе на другие земли».

Мы сведём в зоне затопления всю растительность, заверил ГИП. Появится новая дорога и новый мост через Катунь—для жителей Ороктоя. Для возведения плотины понадобится 2 миллиона «кубов» земли и 380 кубометров бетона. Построить новую ГЭС можно за 3,5 года или на худой конец — за четыре. Максимальное число строителей — 460. Никаких вахтовых посёлков, работать будут по преимуществу местные. А специалисты приедут со стороны, жить они будут в гостиницах, и долго они у нас не задержатся. А когда всё закончится, на эксплуатацию «Алтайки» привлекут 66 человек.

Что будет иметь республика от этой новостройки? Прежде всего, рассудил АЛигалёв, более надёжное энергоснабжение. А во-вторых, республика получит доходы от налогов на продукцию ГЭС, где-то в пределах 300 миллионов рублей в год, плюс к тому 13 миллионов рублей в бюджет Чемальского района.

Будет ли у нас «электричество» таким же дешёвым, как в соседней Хакасии? Нет, снижения тарифов ждать не приходится, ошарашил журналистов АЛигалёв, но рост тарифов, по его прогнозам, замедлится. Он пояснил, что будущие владельцы станции обозначили конкретную цель — с выгодой для себя продавать энергию, в т.ч. к соседям в Алтайский край. А кто конкретно решил завладеть Алтайской ГЭС? Секретов нет: две московские фирмы — ЗАО «Элиттехнострой» и ООО «Энергостройфинанс».

Работа над проектом длилась с сентября прошлого года по май 2004-го. В какую сумму можно оценить задуманное строительство? Это коммерческая тайна, заявил ГИП, добавив при этом, что у правительства РА «хорошие отношения с инвесторами», и те «не зря вкладывают свои деньги».

Проект прошёл государственную экспертизу, и теперь должна начаться региональная экспертиза. Председателем региональной экспертной комиссии назначили небезызвестного «семипалатинца» г-на Мешкова, а его замом—столь же известного агрария И. Сумачакова. В комиссии много москвичей, есть новосибирцы, а в природоохранной группе в основном горно-алтайцы. Юридическая часть возложена на г-на Прокопенко и В. Максимова.

Куда будет уходить выручка от продажи электроэнергии? На этот уточняющий вопрос журналиста М. Тарпакова ГИП ответил по-простому: конечно, в карман инвесторов. А куда конкретно пойдёт наша энергия? Ответ был тоже простым: в «Алтайэнерго». Но, правда, в создаваемом акционерном обществе одной из республиканских структур выделят 10 процентов акций, этого вполне достаточно, считает ГИП.

Перед последними выборами главы Чемальского района группа учёных Нового Сибирского университета представила районному активу программу развития на ближайшие годы. И одним из направлений они предлагали создание народных предприятий — скажем, в сфере туризма или гидроэнергетики. Создаётся акционерное общество, его руководство выпускает акции, а местные жители в зависимости от толщины кошелька покупают эти акции, вкладывая личные сбережения не в доллары, а в новое производство, и потом получают свои дивиденды с прибыли. Народных предприятий даже в США с каждым годом становится всё больше и больше. Слушая А. Пигалёва и его сподвижников, я лишний раз убедился: нет, нам это не грозит. Наши власти долго ещё будут пренебрегать народным капиталом, выпрашивая деньги где-нибудь на стороне. Откуда у них такое пренебрежение к своим избирателям?

Один из экологов, пришедший на пресс-конференцию вместе с А.Пигалёвым, абсолютно уверен в том, что «поголовье рыбы в водохранилище будет больше, чем сейчас во всей реке Катунь», и жители республики даже не представляют, каким будет в оконцовке «рыбное стадо». Много шумят по поводу ртути, а на самом деле она наблюдается в 2-3 километрах около Акташа, заметил эколог, «а дальше нет ни грамма», и вообще по ртути Катунь - одна из самых чистых в России.

Журналиста В. Слободчикова из «Алтайской правды» интересовал вопрос, когда может начаться строительство ГЭС, если все обстоятельства будут складываться в пользу проектантов? А. Пигалёв полагает, что это может начаться уже в декабре. В Еланде намечается строительство трёх водозаборных колонок, а также новой подстанции, и ещё забота о жителях этого села выразится в том, что гидростроители начнут возведение «шумозащитной стены» вдоль дороги, чтобы не беспокоить сельчан своим присутствием. Трогательно, не правда ли?

ГИП с большим удовлетворением отметил, что никакой общественной экспертизы вроде той, что была в 1987 году, в этот раз не будет. По закону, такая экспертиза должна проводиться или до, или во время работы государственной экспертизы. Никто от общественности к ним не обращался. Значит, теперь возможно только общественное обсуждение. Правда, А. Пигалёв не исключает, что результаты государственной экспертизы могут быть отменены по решению суда.

Н.ВИТОВЦЕВ.
(Постскриптум, 7 октября 2004 г.)

Вверх