Нам пишут

Еще раз об экологическом образовании в сельской школе

Ирина Позябкина

 

Перед вами отклик на статью "Экологическое образование в сельской школе" (журнал "Медвежий угол" №2, лето 2002) Николая Дубровского. Автор затронул очень важную и злободневную тему определения содержания экологического образования. Однако некоторые высказывания автора мне кажутся спорными.

При всех минусах Концепции школьного экологического образования (ред. И.Д. Зверева и И.Л. Суравегиной) нельзя не отметить ряд существенных положительных моментов. Во-первых, наконец-то государство признало необходимость экологического образования, а экологические знания стали частью федерального (т.е. обязательного) компонента образования. Во-вторых, сделана попытка очертить минимальный, но доступный и достаточный для школьников объем экологических знаний. В третьих, школе предоставлены возможности для углубления и совершенствования содержания учебного материала по экологии за счет часов из регионального и школьного компонентов учебного плана. Согласитесь, что это не так уж плохо. А ведь совсем недавно таких возможностей у учителей не было, как и не было никаких ориентиров в организации экологического образования. Лет 12 назад мне довелось присутствовать на открытом факультативном занятии по онкологии в 6 (!) классе в одной из школ. Бедные дети! Весь этот кошмар проходил под лозунгом формирования здорового образа жизни и экологических знаний. Сейчас мы имеем хоть какой-то ориентир.

Да, негативные моменты неумелой экологизации предметов, низкий воспитывающий и развивающий эффект отдельных мероприятий, неверно расставленные акценты в природоохранной работе имеют место в школьной практике. Но мне кажется, что это своеобразные "болезни роста", ведь экологическое образование лишь начинает входить в школьную практику. Этого можно избежать, если работать в определенной системе не одному педагогу, а кругу единомышленников.

Приведу в пример нашу сельскую школу. В нашей школе обучается 166 детей из трех близлежащих деревень. Мы, педагоги и родители, считаем, что основной целью школы является формирование личности, обладающей экологической культурой. Для достижения этой цели мы и ищем свои пути, так как готовых моделей организации экологического образования в сельской школе нет. Мы внимательно изучили проект стандарта экологического образования И.Т. Суравегиной, сопоставили его с целями школы, проанализировали возможности используемых программ в реализации экологического образования. Затем выстроили блок основного образования так, что наши дети получают экологические знания, начиная с 5 лет (в школе работает группа развития для дошкольников) и заканчивая 11 классом. Мы используем как раз ту самую смешанную модель экологического образования, столь резко раскритикованную Н. Дубровским. Ввели факультатив по экологии в 1-7 классах, спецкурс "Здоровье" в 9-10 классах, курс "Экология" в 11 классе. Программы этих курсов подобрали и откорректировали так, что можно выстроить логические цепочки формирования понятий от простых к более сложным, от узких к более широким.

По возможности экологизировали содержание других школьных предметов. Только процесс этот мы понимаем иначе, чем автор вышеназванной статьи. Разве плохо, что часть экологических понятий органично переплетается с содержанием учебного материала по биологии, химии, географии? Большие возможности для формирования эмоционально-чувственного восприятия природы имеют уроки литературы, изобразительного искусства, музыки. А что плохого в том, что дети на уроках истории изучают народные традиции, связанные с взаимодействием человека и природы? Уроки математики и физики учат использовать количественные методы для анализа экологических проблем и путей их решения. Таких примеров можно привести много. Те экологические понятия, которые не рассматриваются на уроках или изучаются недостаточно, отрабатываются на факультативах. Курс "Экология" в 11классе - это углубление, обобщение и систематизация уже имеющихся у детей знаний.

Однако, кроме экологических знаний, школьники должны иметь возможность получать и опыт экологически грамотной практической деятельности в природе. Для этого в школе работают десять детских объединений по интересам, посещать которые школьники могут абсолютно бесплатно. Дошкольники и ребята начальных классов ведут циклические наблюдения за объектами живой природы, занимаются комнатным цветоводством (вырастили 93 разновидности комнатных растений). Ребята среднего и старшего звена выполняют более сложную работу: проводят опыты с растениями на пришкольном участке, занимаются уходом за саженцами хвойных деревьев (30 га), ведут большую работу по охране памятника природы областного значения "Барсуковская пещера". Наши экологические проекты выиграли на конкурсе грантов МОЭФ "ИСАР-Сибирь", ГГФ. Школа зарегистрирована во Всемирном банке данных "День Земли". О внеурочной работе можно писать много и долго.

Нам удалось добиться постепенного изменения отношения детей к природе. Потребительское отношение заменяется эмоционально-чувственным. Местное население тоже постепенно меняет свое отношение к экологическим проблемам. Конечно, говорить о том, что наши дети имеют сформированное экологическое мировоззрение, мы не можем, так как 3 года работы в этой области - срок очень небольшой. А с другой стороны, задача школы состоит в том, чтобы дать базу для формирования системы взглядов на мир и воспитать потребность у человека этот мир познавать, анализировать, обобщать. Требовать от школы, чтобы каждый ее выпускник имел в 17 лет уже сложившееся мировоззрение, мне кажется, некорректным, поскольку процесс этот очень уж индивидуален.

Меня возмутила оценка значения участия детей в природоохранной работе, данная в статье Н. Дубровского. Извините, коллега, но хам и пессимист вырастает из ребенка, занимающегося охраной природы тогда, когда у учителя не хватает ума правильно расставить акценты в этой работе. Не ловля браконьеров здесь главное. Главное - это просветительская работа среди населения. Объяснить, рассказать, в конце концов пристыдить нарушителя через листовки, плакаты, беседы, выступления агитбригады, аншлаги и т.п. - вот чем должны заниматься дети. Каждый ребенок должен знать и понимать, что в жизни ни одна проблема легко и быстро не решается. И наше, учительское, дело - объяснить это детям, научить их видеть пусть маленькие, но положительные результаты своей работы. Да, есть браконьеры, но подрастает 30 га саженцев, за которыми мы ухаживали; увеличилось число летучих мышей редких видов в нашей пещере; никто не тронул цветы в школьном цветнике; жители улицы Молодежной по своей инициативе убрали свалку с поляны и там все лето ребятишки играли в футбол, и т.д. и т.п.

Действительно, есть семьи, которые живут за счет браконьерства. Но есть и такие семьи, где родители воруют. Так что ж, уважаемый Н. Дубровский, не надо говорить школьникам о том, что воровать нельзя? Ведь и в этом случае учитель косвенно противоречит родителям.

Нужна, необходима детям деятельность по защите природы. Но чтобы она приносила пользу и природе, и душе ребенка, мы с Вами должны быть профессионалами. В этой работе у нас один контролер - наша учительская совесть.

Я против абсолютизации исследовательской деятельности школьников. Если есть консультанты, литература, у большей части детей хорошо развиты интеллектуальные способности - ради бога, выдвигайте эту деятельность на первый план. Но если условий нет, то вполне можно ограничиться внедрением лишь элементов исследования. Иначе исследование становиться игрой в науку, и неизвестно, чего от такой игры больше - вреда или пользы.

По моему мнению, переработка содержания образования по примеру Дьюи вызывает больше вопросов, чем ответов. Деятельность человека столь сложна и многообразна, что выделить основные ее виды для включения в школьные программы практически невозможно. К сожалению, не разработана еще концепция интеграции знаний. Мне до сих пор не приходилось встречать программы интегрированного курса "Естествознание", которая содержала бы целостную систему знаний. В лучшем случае это были понятия, вырванные из контекста биологии, физики, химии и собранные в едином курсе. В конечном итоге абсолютно непонятно, что у ребенка должно остаться в голове. Это не вина школы, это наша беда. Я буду очень рада, если это мое мнение станет ошибочным.

И все же, мне кажется, что экологическое образование постепенно выходит на первый план. Причем происходит это не столько внедрением "сверху", скорее инициатива исходит от детей, родителей, учителей. И пусть больше будет дискуссий, только так можно приблизиться к истине, а значит улучшить качество экологического образования.

Найти ключик к каждому ребенку...

Роза Цепаева, методист по краеведению Первомайского ЦДОД

В рамках единого образовательного пространства дополнительное образование детей рассматривается как его неотъемлемая часть и призвано максимально удовлетворять интересы каждого ребенка в соответствии с его склонностями, способностями в получении дополнительных знаний, выходящих за рамки школьных образовательных стандартов. Выстроить непрерывную цепь образования - от формирования интереса до профессиональной ориентации мне помогает разработанная многоуровневая программа.

Интерес к работе вызывает добровольно выбранное дело, а для того, чтобы выявить этот интерес, требуется определенное время. Для этого необходимо пройти два подготовительных этапа, на которых дети приобретают общеучебные навыки, проявляют себя в одном из 6 направлений работы нашего краеведческого объединения.

Мне удалось найти ключик к каждому ребенку, увлечь, заинтересовать его. Мой подход к обучению детей позволил каждому ребенку (и сильному, и слабому) найти себя в работе, выбрать посильное и интересное дело.

Одним из достоинств в работе нашего объединения является вовлечение детей в научно-исследовательскую, аналитическую и практическую деятельность. В этом нам помогают привлеченные специалисты разных отраслей: ЦРБ, станции Госсанэпиднадзора, гидрометеослужбы, лесхозов, сельского хозяйства. Вместе с ними мы разрабатываем индивидуальные исследовательские задания. Они же являются научными руководителями.

Большинство работ дети, особенно старшеклассники, связывают со своей будущей специальностью:

экология и здоровье;
проблемы малых рек района (Чулым, Куендат, Тутанайка, Белекма);
воздух и окружающая среда;
экология населенных пунктов, школ, квартир;
погода и фенология;
проблемы охраны лесов;
засорение полей сорняками;
болезни и вредители
картофеля;
клещевой энцефалит и болезнь Лайма в районе и др.

С прошлого года состав членов краеведческого объединения помолодел. Если раньше я работала с детьми среднего и старшего возраста, то сейчас приходят даже 4-5-классники.

Им дается задание попроще. Начинают они исследования с домашних животных: кошек, собак, пчел и т.д. Но выполняют работу в соответствии со всеми требованиями, как и старшие дети, на основе наблюдений, исследований, доказательств.

За 4 года выполнено более 50 работ. Большинство из них получают высокую оценку на районном, областном, региональном и даже Российском уровне. Так в прошлом учебном году член объединения Суворов Женя из 9 класса был участником Всероссийской конференции "Подрост", где выступал с работой "Влияние сплошных рубок на состояние лесного фонда в Чичка-Юльском лесничестве Первомайского лесхоза". Стародубцева Полина, которая занимается уже 4-й год, в прошлом году была приглашена на Всероссийскую олимпиаду по краеведению. Ее работа "Торбеевская жемчужина" на секции "Экология и природное наследие" заняла 2-е место. В мае 2002 г. на региональном конкурсе "Надежда Сибири" Полина получила премию и золотой значок "Достояние Сибири". В этом конкурсе она стала победителем по Сибири и Дальнему Востоку. В сентябре в Санкт-Петербурге на церемонии вручения национальных премий "Надежда России" Полина получила награду (денежную премию и медаль) из рук председателя Госдумы Г.В. Селезнева. Сейчас она уже учится в госуниверситете на экологическом отделении.

Все выполненные детьми работы в ЦДО и в школах не остались без внимания. Те проблемы, которые были выделены в работах, мы объединили и со старшеклассниками разработали районный экологический проект "Твори добро во имя жизни". Он предусматривает 3 направления деятельности образовательных учреждений района:
образовательное;
научно-исследовательское;
практическое.

В его реализации принимают участие все учебные заведения района. В рамках районного проекта каждый участник разрабатывает свои мини-проекты, в которых предусматриваются различные формы работы по улучшению экологической обстановки в школе и на селе.

ОГУ "Комприроды" одобрил наш проект, и на его реализацию были выделены деньги. Даже за первый год реализации проекта были решены многие проблемы. Велика в этом заслуга школьников.

За этот год значительно улучшилось состояние школ района. Пришкольные территории украсили цветники, заложены новые скверы, парки, аллеи. Школы включились в районные акции и операции: "Гостеприимная весна", "Скворушка", "Доктор", "Росток", "Овраг", "Кедр". В живых уголках поселились попугайчики, рыбки. В двух школах дети любуются брызгами фонтанов, установленных в зеленых зонах коридоров.

Никто не остается равнодушным, проходя мимо Первомайской школы. Большое разнообразие цветов, продуманный их подбор по величине, срокам созревания, разумное оформление и размещение клумб дополняет весело журчащий ручеек, омывающий камни альпийской горки, которая окаймляет небольшой искусственный водоем. Все это радует глаз.

Мы, руководители проекта, удовлетворены тем, что появилась в школах необычность, новизна, оригинальность в оформлении школ и пришкольных территорий. Так в Улу-Юльской школе на пришкольной территории появился "Чудо-городок": необычные столики, скамейки, сиденья, беседки, грибочки из естественного материала, окрашенные в яркие цвета.

Только за лето 2002 года заложено 17 аллей, выращено около 30 тыс. цветов, разбито 202 клумбы, посажено 887 деревьев на пришкольных участках и 1237 - в населеных пунктах. Изготовлено 105 скворечников, 148 кормушек. Заготовлено 120 кг сырья для фитобаров в школьных столовых. В 8 школах работают школьные лесничества.

Сегодня увлеченность научно-исследовательской деятельностью может, не приведет старшеклассников на путь ученого, в вуз на соответствующий факультет, но она способствует решению задачи, сформулированной Коном: "Воспитатель должен дать ученику максимально точную карту местности, по которой предстоит идти, указать важные ориентиры и научить технике ходьбы".

Я считаю, что в какой-то степени мы с этим справляемся. 75-80% старшеклассников, занимаясь исследованиями, связали свою судьбу с соответствующим профилем обучения в вузах.

СОДЕРЖАНИЕ