ТЕМА НОМЕРАКульт дерева коренных народов Алтая и СаянАлександр Арбачаков, Любовь АрбачаковаИстория алтае-саянских племен началась в горной тайге. С тех пор многое изменилось: люди приручили лошадей и вышли на просторы Азии, но "лесной компонент" в культуре коренных народов Сибири оставался весомым. И конечно, одно из центральных мест в традиционном мировоззрении занимает дерево. Как и гора, дерево выступает в роли центра мира и той вертикали, что связывает землю с небом. Потому с деревом ассоциируются все наиболее важные процессы, происходящие в природе. В эпосе народов Алтае-Саянского нагорья один из излюбленных образов - дерево, растущее в центре мира с изначальных времен. Сказания начинаются нередко с описания родной земли героя, и в этой картине особо отмечены гора и дерево. Вот фрагмент знаменитого алтайского сказания "Маадай-Кара", записанного со слов Алексея Калкина: Алып-Колюк живет на Алтае, В лесу деревья живут почти так же, как и люди. Они думают, дышат и разговаривают, ходят друг к другу в гости. У многих народов считалось, что если человек видел во сне падающее дерево, это означало, что скоро в его семье кто-то умрет. Есть в лесу и деревья-шаманы - те, у которых раздваивался ствол или ветви на вершине были переплетены "клубком". По представлениям алтайцев у каждого рода есть своя порода дерева, от которой он и ведет свое происхождение. Так, родное дерево иркитов - береза, кузен - сосна, чус - ель, саал - лиственница и т. д. Так как пород деревьев меньше, чем родов, многие имеют одно и то же дерево; наряду с иркитами березу почитают своим деревом роды кыпчак и комдош. К своему дереву представители рода относились с большим уважением. Его никогда не рубили, а если возникала такая необходимость, то приглашали человека из другого рода. Хакасы также считали, что каждый род имеет родовую душу (соок чулазы), которая находится в определенной породе дерева. Например, лиственница считается родовым деревом сеоков хыргыс, пилар, аргын и др., береза - у хасха, сайын, уус сагай, сосна - сеоков хызыл, туран, чода и т.д. По-видимому, в далеком прошлом у каждого рода были свои, отличные от соседей, родовая гора, предок-покровитель в небесном мире и дерево. Весь этот набор составлял как бы портрет данного рода, подчеркивая его отличие от других родов. Сохранились смутные отголоски представлений о том, что кости членов рода сделаны из дерева этого рода. Кстати, и само слово "род" (сеок) переводится как "кость". У людей старшего поколения сохранилась память о своем родовом дереве, а в прошлом этот признак, вероятно, был куда более значим, и роды, имеющие одно дерево, считались родственными. У разных народов различные виды деревьев были священными. Например, кумандинцы почитали осину, телеуты - березу. Шорцы, прибыв к месту охоты, сначала выбирали могучий (священный) кедр или пихту. Приносили ему жертву, высказывали благопожелания и просили покровительства и удачи в промысле. Такое дерево выступало в качестве посредника между тайгой и человеком. Телеуты, считают священным деревом березу. Из березы делали всю культовую посуду, в том числе и сам жертвенник. Она же использовалась для изготовления различной бытовой посуды и утвари, но из нее никогда не делают кочергу или прутики для того, чтобы погонять лошадей. Посуда из березы использовалась и на свадебном обряде: чашка (огашайак), из которой деревянной ложкой (огаш ложко) брызгали на сомо (суп из баранины, принесенный женихом). Береза пользовалась особым почитанием и у алтайцев, и у шорцев. Вербицкий записал интересное предание, связанное с березой. По всеобщему преданию алтайцев, во времена отдаления, Алтай населен был чудью, не имевшей ни ханов, ни зайсанов. В то время не было ни одной березы. Как скоро появилось это небывалое дерево, чудь умозаключила, что ей не сдобровать. Выкопали ямы, утвердили в них столбы для потолка из камней и земли, забрались в эти ямы, подрубили столбы и тем, без дальных хлопот, все дело покончили. Курганов или болыших конусообразных ям, обложенных камнями, которые инородцами признаются за могилы предшествовавшего им народа, в разных местах Алтая весьма много, а особливо по р. Чарышу, Абаю, Урсулу, Чуе и устью Кеньги. Внутри некоторых курганов видны деревянные срубы и были находимы медные стремена, монеты и другие металлические вещи. За то ли, что береза изгнала чудь из Алтая, или за другое, только она в священном почтении у нынешних алтайцев. Мы видели, что большая часть орудий, употребляемых при шаманстве, непременно из березы, так тюкеле, таскак, шере, кыйгаш, сомо, ялама и проч. - все из березы. Кроме того, кузнецкие инородцы каждую весну справляют березовый праздник - чачи: наварят браги, высидят аракы, нарядятся в лучшие одежды и собираются каждый улус у одной своей заветной вековой березы, навешивают в жертву ей тряпок и конских волос разных цветов. Один из толпы, сведуший, брызжет несколько раз брагою на березу, призывая демонов, чтоб они не допускали змей в улус, отвращали болезни, давали бы рыбы побольше и проч. У шорцев человек связан с деревом от рождения до смерти. Когда в семье рождался ребенок, то отец готовил колыбель из березы. Умерших хоронили в долбленом кедре. В шорском героическом сказании "Алтын Сырык" под раскидистой березой восседают творцы. В шорских свадебных обрядах для молодоженов строили шалаш из березовых веток, покрытых сверху берестой. Там молодые жили три дня, затем остов уносили в лес. Когда рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершину молодой березки - символ свадебного шалаша и, значит, будущего замужества. На дереве или под деревом хоронили умерших: С коней соскочив, У алтайцев, шорцев, хакасов и других народов часто встречается сюжет, когда старое дерево, под которым остановился на ночлег усталый охотник, охраняет покой человека. Вот одна из таких сказок: Было это много лет назад, когда старый Шапкай еще молодым козленком по горам бегал. Ранней весной возвращался один шорец домой с дальней охоты. Под вечер поднялся он на самый высокий склон горы. Огляделся. Деревья на солнечной стороне лоснятся от свежих соков, в снегу вытаяли темные круги, земля покрылась первой зеленью. На полночной стороне дремлют деревья в зимней спячке, дожидаются солнца, отряхиваются помаленьку от снега. Выбрал охотник место, где снег растаял, и остановился на ночлег. Под толстыми ветвями ели развел костер, поужинал, постелил у самого корня медвежью шкуру, положил голову на толстый корень и порадовался, что спать будет на таком хорошем месте. Подул ветерок, ветки калины и рябины закачались, закивали головки первых весенних цветов. Но ель, под которой отдыхал охотник, не пошевелила ни одной лапой. Только вершина ее зашумела, как будто старая ель на кого-то сердилась. - Не на меня ли Ель жалуется за яркий огонь? - подумал охотник. Он встал и потушил костер. Ель словно стала гудеть тише... Не раз слышал охотник от деда, что в давние времена люди понимали, о чем говорят деревья. - Однако и я понял, - подумал охотник. С этой мыслью он укутался в теплый шабур и снова лег. Вокруг быстро темнело. Вскоре в темноте утонули горы. Только высокие хребты чуть виднелись, как гривы каких-то огромных зверей. Деревья на склонах словно оделись в черные платья. Охотнику казалось, что они теперь шевелятся, двигаются и тихо шепчутся между собой... Вдруг он услышал, как сверху покатился камешек. Потом второй... третий... Не прошло времени выкурить трубку табаку, - сверху к старой Ели, у которой лежал охотник, спустилась небольшая Елочка. - Ака, ака, пойдем к нам, - прошептала Елочка, обращаясь к старой Ели. - Не видишь разве, у меня человек спит, - сердито сказала Ель. - Ой, ака, отец мой давно болеет, а сегодня он упасть хочет. - Ну, какая здесь беда, - удивилась старая Ель, - знать, ему время пришло на землю ложиться. Хоть он в девяти местах ломайся, я не могу оставить гостя и уйти. - Не в том, ака, беда, - замахала ветвями Елочка. - Мой отец вниз головой упасть хочет, под гору. Вот что нехорошо-то... - А, это худо, совсем худо, - закачала головой Ель. - Я не раз его поучала, когда он еще маленьким был: старайся корнями поглубже в землю уходить, за камни покрепче цепляться! Тогда богиня ветров Сары-Кыз никакими плясками не свалит тебя. А ему неохота было силы тратить, он корни почти на поверхности земли оставил. Вот чуть задела Сары-Кыз подолом его, он уже и закачался. - Ой, в прошлую ночь как я дрожала! Пришли олени и легли спать там, куда мой отец склонился. Думаю: упадет тихо и красивых зверей подавит. Я давай ветками махать: будто я медведь и к ним иду... А сегодня отец сказал, что больше держаться за землю и стоять он не в силах. И задумал пасть головою под гору. Старая Ель молчала. - Вот смотрю и слушаю его, больно мне делается, - продолжала Елочка. - Даже забываю, что я впереди всех на каменной крутизне стою. Надо ли отцу что-нибудь сказать? - Передай вот что, - сказала старая Ель. - Он хоть и упадет, но, может быть, слова эти до того дойдут, кто из его ствола вырастет. Эта гора когда-то голая была, как человек, когда родится. На каменной крутизне одни змеи да коршуны жили. Вокруг валялись перья птиц и кости зверей, которых коршуны заклевали. Без нас, деревьев, здесь и трава не росла. Но вот деревья двинулись вверх, все выше и выше. С ними пошли и травы. Цветы украсили гору. Птицы запели и свили гнезда. Забегали кругом звери. Пчелы стали собирать мед. И человек поднялся сюда. Однако не зря каждый из наших предков старался подниматься все выше и выше. Видишь, теперь мы уже по пояс горы стоим. Надо добраться до самой вершины, сделать голые скалы цветущими, чтобы там тоже соловьи пели и кукушки весной куковали, чтобы наши внуки не имели обиды на нас. - Ну ладно, я пойду на свое место... - заторопилась Елочка и зашуршала по склону ветвями. Но вскоре Елочка вернулась. - Ака, ака! - закричала она еще издали. - Отец упал головой вперед! К вершине горы! - Чакши, хорошо! - обрадовалась старая Ель. - Теперь там вырастут молодые деревья и быстрее пойдут вверх! В это время из-за гор брызнули первые лучи солнца. Охотник встал и посмотрел вокруг. И ему показалось, что все деревья разом шагнули вперед, туда, где в ярком утреннем свете поднималась горная вершина. И в эпосе, и в шаманских верованиях, и в жизни люди ощущали свою постоянную связь с деревьями. У всех коренных народов Алтае-Саянского региона эта связь воплощена в особом бережном отношении к лесу и всему живому, что населяет его. Например, считали за грех рубить в лесу деревья, чтобы развести огонь, для этой цели предпочитали собирать сушняк. Когда рождался ребенок - садили рядом с домом дерево. На протяжении всей своей жизни человек связывал свою судьбу с деревом. Если случалось несчастье у людей - в тайге падало дерево и наоборот, если рушится вековое дерево - жди беды. Передо мною столетний кедр, застонав, рухнул. Осенью в лесах, осыпаясь, незаметно "исчезают" березы, лишь выделяются кроны кедров, пихт и елей. Они остаются до весны беречь покой своей земли. КомментарииЛюдям свойственно отражать то, что находится в их поле зрения. Явления и предметы, окружающие человека, всегда переносятся в культурную традицию и становятся частью фольклора, обычаев. Но, как правило, с древних времен до настоящего времени, ставя себя в центр мира, человек мало интересуется сущностью не-себя. Он, скорее, склонен наделять другие существа своими желаниями и привычками, чем проникать в суть чужеродных для него явлений. Природа всегда была чем-то внешним, с чем приходилось порой считаться (чем дальше - тем меньше, вплоть до иллюзии полного освобождения). Если мы задумаемся над тем, как люди почитали деревья, то в большей степени увидим действия, которые имеют отношение именно к человеку, а не к другому природному существу - дереву. Это и украшения деревьев лентами, и пляски вокруг священного дерева (конечно же, с целью угодить дереву, его божеству или духу) Но есть в фольклоре места, где отчетливо передаются экологические представления народностей. Особенно интересна в этом отношении сказка-разговор двух елей - внучки и деда. Ель-дед, охраняя покой заснувшего под его ветвями человека, не опечален известием о близкой гибели Ели-сына. Старые деревья должны умирать в свой срок, давая возможность сменять их молодым и создавая для этого необходимые условия. Что же это за условия? Главное из условий, оговоренных в сказке, - дерево должно падать вершиной к вершине горы. И хотя в сказке не объясняется причина, это условие отражает знание экологических законов. Во-первых, семена ели лучше прорастают и растут до 3-4-летнего возраста на стволах упавших деревьев. Во-вторых, лучший способ захвата лесом новых участков когда-то совсем голой и бесплодной горы - "засыл десанта" в виде стволов и крон упавших деревьев. Эти деревья, разлагаясь и образуя почву, тем самым дают возможность новым растениям селиться выше. Экологи-ученые называют это явление сукцессией. Шорцы, алтайцы и хакасы, наверное, не называли его никак, просто знали законы развития леса и передавали знания в сказках. Еще одно интересное место в сказке - мягкое напоминание человеку о том, что если он в гостях у леса, то не должен вредить хозяину. Охотник понял по гулу еловой кроны, что недоволен хозяин-ель слишком сильным огнем костра и тут же притушил огонь. Остается только пожалеть, что мы не можем или не хотим слышать жалоб деревьев, страдающих от пожаров, которые рождаются от костров или палов. Плохо у нас со слухом... Наталья Чубыкина |