ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Экологическое
образование -
для устойчивого
развития

Наталья Чубыкина

После Рио-92 экологическое образование в России получило новый толчок к развитию. До саммита оно, тесно связанное с охраной природы, было уделом энтузиастов. Подъем природоохранного движения в обществе в конце 80-х годов повлек за собой повышение интереса к экологическим знаниям. Когда последние глобальные проекты Советского Союза, такие, как поворот стока великих рек Волги и Оби, строительство ГЭС на реке Катунь на Алтае, встретили сопротивление общества, энтузиасты поверили: всеобщее изучение законов экологии подкрепит стихийный социальный протест и спасет природу страны от необдуманных и разрушительных действий. Оказалось, эта идея была популярна не только в бывшем СССР. Мировая поддержка была обеспечена приверженцам широкого экологического просвещения на саммите в Рио-де-Жанейро: объявленный принцип устойчивого развития сделал экологическое образование приоритетным. Правительство России включило экологию в школьное обучение. Это потребовало не только создать учебные программы и пособия, подготовить учителей, но и существенно откорректировать саму идеологию экологического образования.

Идеи устойчивого развития требуют не только знания экологических законов, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Кроме того, необходимо каждому члену общества показать пути минимизации ущерба природным системам и окружающей среде человека. Необходимо знать, что у каждого человека есть право на здоровую окружающую среду и что следует предпринимать, когда эти права нарушаются. Иными словами, для реализации идеи устойчивого развития необходимо не только экологическое образование, как таковое, но и развитие структур гражданского общества, и понимание связи между действиями человека и состоянием окружающей среды.

Эколого-образовательная деятельность общественных организаций Сибири

Осознавая важность и безотлагательность задачи, а также свою ответственность за результаты экологического образования, в процесс включились многие общественные организации. Прежде всего те, кто занимался вопросами сохранения природы - эко-НПО. В начале 90-х их число увеличилось, а задачи стали разнообразными, более разнообразными, чем у их предшественниц - Дружин охраны природы. Эти организации и помогали школе развивать экологическое образование, которое, как уже говорилось, получило официальный статус, и самостоятельно действовали по направлениям, для школы невыполнимым. Это были новые формы и методы обучения, привлечение людей к практическим действиям по сохранению среды, привлечение детей к выполнению исследовательских проектов в природе. Обучение, проводимое эко-НПО, не было только теоретическим. Оно сочеталось или имело своим продолжением какую-то деятельность в природе. Например, дети со своими педагогами, организованные общественниками во многих точках Сибири, ходили в походы для изучения состояния малых речек, чистили берега рек и озер, включая Байкал, от мусора.

Были, правда, у общественников и слабые места. Справедливо полагая, что экологическое образование может служить серьезным инструментом для изменения отношения к природе и экологическим проблемам, многие из них не имели ни достаточного опыта, ни ресурсов для долговременной экообразовательной работы. Для того, чтобы снять с себя часть ноши, они хотели бы теснее сотрудничать со школами, но не всегда ориентировались в возможностях и потребностях школы. Поэтому экологическое образование не всегда сохранялось в приоритетах общественных организаций, поначалу объявлявших ее своей основной деятельностью.

Школьная программа, как правило, не предусматривает внешкольных практических занятий, поэтому учителя организуют при школах экоклубы или школьные эко-НПО для развития экологического сознания у школьников и вовлечение их в экологическую деятельность. Расширение числа экологических объединений также требовало новых форм работы, которые бы несли новое содержание и помогали сделать детей и подростков решительными сторонниками идей сохранения природы для устойчивого развития человечества. Внешкольные формы экологического образования развивались в последнее десятилетие по всей Сибири - в Омской и Новосибирской областях, в республиках Бурятия, Хакасия и Алтай, в Иркутской, Кемеровской и Тюменской областях. В результате учреждались новые памятники природы, в Новосибирской и Омской областях, о которых заботились школьники с учителями; обследовалась горная река Тайдон, чтобы найти альтернативу Крапивинской ГЭС на Томи. В Байкальском регионе действовало много клубов и кружков, чистящих берега Байкала и байкальский остров Ольхон. Алтайский край привлекал и обучал школьников в Дружине охраны природы Алтайского государственного университета. Это, конечно, лишь небольшая часть экологических действий школьников.

Программы ИСАР-Сибирь по экологическому образованию

Массовая экообразовательная работа не может, к сожалению, полностью строиться на экологическом активизме. Его даже можно рассматривать как наибольшее достижение, как вершину экологического образования детей. Но если подобный результат достижим не везде и не всегда в силу различных причин, то вопрос: а что может принести массовое экологическое образование, если не массовые природосохраняющие действия?

Мне видится, что таким, возможно не менее важным, результатом должно быть развитие личного, эмоционального отношения к природе. Я не говорю о "любви к природе", воспитать которую надлежало на уроках в школе. Эта цель слишком высокая. Но стремиться к тому, чтобы у людей, в массе своей - горожан (в России городское население составляет более 70%), развивалось какое-то личное отношение к природе, просто необходимо. Иначе о каком стремлении сохранить хоть что-то можно говорить? Столетиями у людей воспитывалось отношение к природе, как к неиссякаемому источнику сырья, а то и как к враждебной силе, противостоящей делам человека. В советские годы такое отношение только укрепилось - природу полагалось "побеждать", "укрощать", "ставить на службу человеку". Особенно это актуально для Сибири, которая в центре негласно до сих пор рассматривается, как сырьевой придаток. Представимо ли, что на фоне этих, поколениями воспитанных, представлений в считанные годы на школьных уроках можно развить "любовь к природе"? Особенно, если учесть, что логика обучения примерно следующая: природа на гране краха, ресурсы тают, следовательно, создается угроза самому существованию человечества. Как хотите, а это скорее напоминает воспитание испуганного эгоиста, чем любящего природу человека.

Необходимо было что-то новое, отличающееся от идей предшествующих десятилетий. И новое было найдено в мировом опыте. К середине 90-х на Дальнем Востоке России, который когда-то, в начале прошлого века, также назывался Сибирью, молодыми экологами - общественниками, преподавателями, совместно с аспирантами университета Анкориджа была разработана и адаптирована к российским условиям новая программа по экологическому образованию и воспитанию. Она была встречена повсеместным признанием на Дальнем Востоке, способствовала значительному развитию экологического образования и в 1999 году была впервые перенесена в Сибирь. На Западе подходы, положенные в основу новых для нас методов, называются принципами Земного Образования. У нас, в почти трехлетней программе ИСАР-Сибирь это называлось использованием интерактивных методов в экологическом образовании. Хотя программа стала известной и популярной в Сибири, стоит упомянуть, чем она привлекала.

Занятия были устроены так, что участники много веселись, могли гулять в лесу и у реки. Они учились сосредоточиться на своих ощущениях и чувствах, учились замечать, что чувствуют окружающие, учились работать вместе. Часто задания были просто играми или веселой и азартной групповой работой. Многие люди поначалу считали, что не могут научиться на таких занятиях "чему-то серьезному". Однако в конце они всегда признавались, что сделали для себя важное открытие: чтобы научить любить что-то, надо делать это весело и с любовью. Недостаточно просто знаний, недостаточно "страшилок" о разрушении окружающей среды, чтобы люди приняли какие-то важные решения относительно природы. И еще важно дать возможность прийти к этим решениям самостоятельно.

Программа обучения интерактивным методам экологического образования выполнялась в Сибири фондом "ИСАР-Сибирь" с 1999 года. Мы провели около двух десятков семинаров-тренингов в разных городах Сибири от Предуралья (Тюменская область) до Забайкалья (Читинская область). Наибольшим успехом считаем то, что многие из сотен наших участников - учителей, преподавателей институтов, университетов, колледжей, членов НПО - сами стали проводить подобные обучения, так что число обученных доходит до 2000 человек. И, конечно, обучение повлияло на их стиль преподавания. Они писали нам, что занятия стали интересными, эффективными, что отношения с детьми становятся более партнерскими. Преподаватели педагогических университетов, познакомившиеся с новыми методами, подключили к работе студентов, которые, в свою очередь заражали энтузиазмом учителей и учеников во время педагогической практики. Часто экологическое образование получало "второе дыхание" - новый импульс для развития; это помогало уйти от скуки и назидательности в обучении. Некоторые активисты считают, что экологическое сознание не развивается постепенно, путем изучения книг, а требует практического опыта и коллективной работы. Однако наш опыт показывает, что интерес к экологической деятельности можно пробудить, занимаясь экологическим образованием и читая книги вместе с детьми.

Эколого-образовательные и природоохранные инициативы участников интерактивных семинаров

Был и еще один немаловажный эффект от внедрения новых методов обучения. Это активизация экологического движения детского экологического движения, которое обычно инициируется педагогами. Пробуждение личного интереса к природе и желание поработать в команде оказывается хорошим стимулом для развития экологического активизма. Это - подтверждение мысли, что формальное подходы к экологическому образованию неэффективны для достижения обозначенных целей: привлечению людей к сохранению природы, к идеям устойчивого развития. Экологическое образование населения создает необходимый общественный климат для поддержания идеи устойчивого развития. В экологических НПО Сибири это понимают, поэтому одновременно с ИСАР-Сибирь свою экологообразовательную работу развивали многие другие общественные организации. К ней подключились педагоги, обученные на семинарах. В результате, при поддержке малыми грантами от ИСАР-Сибирь, они разработали и выполнили несколько важных проектов. В г. Ишиме (Тюменская область) педагог станции юных натуралистов Ольга Петровна Созинова организовала горожан на восстановление и посадку парка на территории, которую местный бизнес собирался использовать под строительство ипподрома. В селе Пеньки Новосибирской области учитель школы Ирина Михайловна Позябкина собрала сельских ребят в экологический клуб "Кедр", и они вместе уже несколько лет охраняют памятник природы - пещеру, где обитает несколько видов летучих мышей, в том числе находящихся под угрозой вымирания. В республиках, где еще сильны национальные культурно-религиозные традиции - Бурятии, Туве, Хакасии, - школьники с общественниками и учителями очищают природные культовые места - озера, родники, участки леса или горы от мусора. Интересных примеров деятельности школьников, вовлеченных в нее после занятий по экологическому образованию, множество.

Работа требует большой приверженности, изобретательности, а значительные усилия не всегда приносят столь же значительные результаты. И все же важно не оставлять усилий, хотя мода на экологическое образование проходит, и оно вызывает все меньше энтузиазма как у западных фондов, так и у министерства образования РФ. Важно использовать полностью и те возможности, которые предоставляются экологическому образованию школой. Действительно, с 2000 года в школе произошло существенное сокращение часов, отпущенное на экологию. Но, например, в Новосибирской области региональным базисным планом в 11 классе на экологию отведен 1 час в неделю. Это значит, что в каждой средней школе обязаны давать экологические знания - либо на отдельном уроке, либо через экологизацию других школьных предметов. Учителя, заинтересованные в преподавании экологии в 11 классах своей школы, но лишенные соответствующих "часов", должны понимать, что администрация школы нарушает областной закон об образовании. Возможно, что в школах Новосибирской области и других областей, где складывается такая ситуация (в региональном плане экология заложена, а в школе не ведется), учителя просто недостаточно знают и отстаивают свои права.

СОДЕРЖАНИЕ