ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Программа
по экологическому туризму

Инна Дейниченко

"Экотуризм" сегодня очень популярное и модное словечко. Используют его довольно часто, а трактует каждый по-своему. В Иркутске на улице Карла Маркса установлен рекламный шит, который гласит: "Экологический туризм", а в скобочках: "Охота. Рыбалка". В школе экологического туризма, где мне довелось учиться, этому термину давали другое определение: экотуризм - это развитие индустрии туризма для привлечения капитала в регион и обеспечения работой местных жителей. Прибыль от туризма идет для обогащения данного региона. Туризм предлагается как альтернатива вместо бывших леспромхозов и охотничьих хозяйств. Иностранцы видят экотуризм по-другому. Для них это путешествие с нанесением минимального вреда природе. В лес они идут в легкой обуви, для того чтобы не вытаптывать траву. Разведение костров в походах у них запрещено. Пищу готовят, разогревая воду на сухом спирте и разводя в кипятке какой-нибудь концентрат. В России многие туристы, с которыми мне удалось пообщаться, считают, что достаточно после себя убирать места стоянок, не сорить на маршруте, да пепелище от разведенного костра покрыть дерном, и ты уже экологический турист. У меня иная точка зрения.

В течение 3 лет я работала с ребятами 8-10 классов по своей программе "экологический туризм". Этот учебный курс имеет практическую направленность в сочетании с теорией и ставит перед собой цель развивать у учащихся наблюдательность, смекалку, умение использовать дары природы, а при необходимости и подручные средства, отдыхать, не нанося ущерба окружающей среде и сохраняя свое здоровье.

Задачи программы:

  • Научить детей находиться в дикой природе, не нанося ей существенного вреда.
  • Приобщить подростков к духовным, культурным и природным ценностям; сформировать у них чувство ответственности по отношению к природе.
  • Дать школьникам новые знания о природе края; сформировать у них понятие о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и сохранения; обучить подростков основным навыкам полевых исследований, камеральной обработки и анализа материала.
  • Привлечь школьников к практической деятельности по охране природы.
  • Дать основу туристической техники и практической подготовки к полевым выездам и экспедициям.

Летом, когда нет занятий в школе, дети чаще всего предоставлены самим себе. Улица становится для них школой знаний - порой носящей криминальный характер. Лучше, если дети встретятся с природой. Но, как показала практика, попадая в лес, подростки не знают, как им себя вести, им не знакомы правила поведения человека в природе. Всему этому ребенка следует обучить заранее, на теоретических занятиях. Заранее следует ознакомиться с видовым составом флоры и фауны, обучить базовым методам полевых исследований, навыкам сбора конкретного материала, дать основу спелеологии, альпинизма и туристической подготовки.

Ниже приведено содержание экспедиций, в которых участвуют ребята, уже имеющие необходимые практические навыки:

  1. Фенологические наблюдения.
  2. Наблюдение за животными в природе.
  3. Запись голосов животных и птиц в природе.
  4. Фотографирование животных и следов их жизнедеятельности.
  5. Изучение влияния человека на видовой состав и состояние популяции диких животных.
  6. Сравнительный анализ различных регионов.
  7. Выявление видов биоиндикаторов в техногенных ландшафтах, определение степени воздействия антропогенных факторов на живую природу.
  8. Расчет допустимых норм рекреационных нагрузок на конкретные природные комплексы.

Они работают и над другими темами и проблемами.

Знание и навыки, полученные на занятиях, они могут использовать в дальнейшем в студенческих спасательных отрядах или в студенческих дружинах по охране природы. Они приходят туда не новичками, их не надо обучать, они уже готовы стать лидерами и активно работать самостоятельно.

Программа по экологическому туризму

Тематический план (первый год обучения)

  1. Понятие техники безопасности. (1т. 1п.)
  2. Техника безопасности в походах. Основы групповой и личной безопасности на маршрутах. (1т. 1п.)
  3. Ориентирование. (4т. 8п.(зачет))
  4. Топография. Работа с картой. (4т. 8п. (зачет))
  5. Виды туризма (пеший, горный, водный, спелео, вело, лыжный), их особенности. Спортивно-приключенческий туризм. Экологический туризм. (4т.)
  6. Носимый аварийный запас и его применение. (2т.)
  7. Рукомесло: умение пользоваться с помощью подручных средств. (2т. 2п.)
  8. Групповое и личное снаряжение в походах любых типов. (2т. 2п.)
  9. Оборудование бивака. Разведение костра, типы костров, их назначение и применение. (4т. 8п.)
  10. Привалы. Особенности организации ночлегов. (1т. 1п.)
  11. Одежда и обувь путешественника. (1т. 1п.)
  12. Питание в походах. (2т.)
  13. Дикорастущие пищевые и лекарственные растения, их применение. (3т. 3п.)
  14. Психологические ситуации в походах. Психология полевой жизни. Экстремальная психология. (2т. 2п.)
  15. Медицинские навыки, необходимые в походах. Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. (6т. 6п.(экзамен))
  16. Техника и тактика преодоления препятствий на маршрутах. (4т. 8п.)
  17. Азбука следопыта (следовая деятельность животных). (4т. 8п. (зачет))
  18. Азбука разведчика (умение вести скрытное наблюдение за животными и птицами). (2т. 2п.(зачет))
  19. Основы полевых биологических исследований. (6т. 8п. (зачет))
  20. Практика туристской техники. (20п.)

Всего: 55 часов теории и 89 часов практики.

СОДЕРЖАНИЕ