МОЯ ЗЕМЛЯТувинские мотивыЕлена УлтургашеваВ первых числах августа мне довелось принять участие в экологической экспедиции по маршруту Абакан - Кызыл в составе биологов и журналистов с Алтая, из Кемеровской области, Тывы и Хакасии. Эта поездка произвела на меня неизгладимое впечатление и вдохновила на написание статьи. Последний перевал, и... вот она Тува! Все здесь другое: воздух, земля, вода, это просто другая часть суши, отмеченная четкой границей от территории Красноярского края. В один миг меняется настроение, и ожидание чуда самопроизвольно достигает своего апогея. А впереди уже ждет Кызыл. Приятный, ухоженный город, с полным набором достопримечательностей для любопытных туристов. Тихие, уютные кварталы и улицы, живущие в ритмах народных мелодий. Если бы не квадратура просоветской многоэтажной архитектуры, вряд ли что-либо еще напоминало здесь о связи с Россией. Невольно наши внутренние часы на миг замерли и пошли уже в совершенно ином ритме. Слава Богу, не требовалось спешить, мы привыкали к новому дыханью, а может быть - к забытому старому. Вручив судьбу в руки Всевышнего и опыту проводников Александра и его жены Доланы, мы с легкостью погрузились в мир созерцания. Что ни говори, а степные просторы - это экстремальная форма взаимоотношений стихий, с тонкой, ранимой душой всех форм жизни, но с очень твердым характером, окрепшим в тысячелетиях. Народ здесь просто вынужден жить в полном согласии с природой. Нам, цивилизованным, все труднее осознавать необходимость рационального - проверенного веками - отношения к природе. От того каждый встречный тувинец, поприветствовав, спрашивал нас о дальнейшем направлении. Кто мы, откуда, куда идем и с какой целью? Хочет знать нас в лицо, хочет, чтобы мы запомнили его - хозяина своей земли. А насколько это общение приятно или неприятно, на мой взгляд, зависит от собственного настроя на необходимость встречи с тем или иным явлением. Здесь действует закон соответствия - "подобное притягивает подобное". Переход от реки Шуй до подножия горы Монгулек (в переводе "Серебрянная"), на высоту 2500 метров над уровнем моря, составил более 20 километров. По гольцам, курумникам, верховым болотам, по тропам, уводящим высоко в горы, к подножию ледяных скал и горных озер. В окружении вековых лиственниц и сосен, под зорким наблюдением горных духов глазами коршунов и конюков, постоянно парящих у нас над головами. Вода везде: под ногами, выше, ниже, она беспрепятственно течет под лежачие камни. Вообще, союз воды и камня в Туве удивительно многообразен. Ярким подтверждением того являются уникальные озера, расположенные в степях. Жемчужина Убсунурской котловины - озеро Тере-Холь. Будучи совершенно пресным и прозрачным, большей частью оно окружено барханами с редкой растительностью, в основном представленной кустами караганы. И крепко соленое озеро Дуз-Холь, известное у нас как озеро Сватиково, окружено по берегам зеленой травою. В его водах живут удивительные созданья, столь редкие на Земле - рачки Артемии. В белых косах горных речек белокаменные валуны. Приятно после крутых подъемов и спусков войти в бурлящий поток. Несравненное чувство блаженства, жаль только, что разуться - означает повредить ступню. Каменное дно коварно-скользкое. Тувинская юрта - дом живого огня. Тепло, сухо, чисто, уютно. Неизменный вечный порядок. Радушная улыбка Шалбана - хозяина юрты. За несколько часов общения он приоткрыл для нас таинство органичного и согласованного бытия с окружающей природой. Мы - экологи - испытали явный конфуз, когда Шалбан мягко попросил не умываться в ближайшем ручье и принес специально подогретую на очаге для этих целей воду. Есть в Туве табу на умывание в родниковой воде. Все отходы складируются на берегу в специально отведенном месте.
Шалбан суетится по хозяйству, готовится угостить нас по-особому, празднично. На стенах юрты играют зайчики от раскаленной печи, греется в котле вода, сушится обувь - нашему приходу рады. Все мы стараемся, кто как умеет, помочь приблизить время ужина. Но самое почетное блюдо из баранины вызываются готовить единицы. Умерщвление барана и разделка его туши - это целый ритуал. По существующему поверью, при соблюдении всех правил, душа животного освобождается от несовершенной оболочки, а человек, являясь посредником, берет часть страданий на себя. Единственное условие - четкие, быстрые движения чабана. Шкура барана - это разделочный стол, на нем ни единой капли крови. Вся она собрана бережно для приготовления "Хана" - национального блюда многих восточных народов. Внутренние органы тщательно очищены, промыты теплой водой, мясо разделано на порционные куски. В большом котле поочередно варится Хан, печень, мясо. Горячая Арака в одном чайнике, зеленый чай с козьим молоком в другом. Переход целого дня ни у кого не оставляет места чувству ложной брезгливости. Благодарность хозяину и тысяча русских извинений за отсутствие времени, чтобы допить араку и доесть мясо. Впереди последний на нашем пути 5-ти километровый марш-бросок, а за юртой уже сумерки. Прощаясь с Тувой, моя душа под хмельным воздействием араки всхлипывает в такт мерного покачивания седла. Чтобы избавиться от этого наваждения, завожу разговор с чабаном. Спрашиваю Шалбана, есть ли поблизости ирбис. Он обыденно говорит о прошедшей зиме, когда барс задрал его козу, объясняя этот факт отсутствием в горах необходимого количества дичи. Видимо, барсу достаточно таких редких вылазок, раз уж чабана этот факт мало беспокоит. Гораздо больше огорчений приносят некоторые соплеменники, когда крадут скот. Но эти случаи остаются без комментариев. Постепенно ночь вступила в свои права. Последние отблески звездного неба скользят с верхушек трав и деревьев. Остается довериться моему замечательному транспорту - маленькой, легконогой лошадке, которой хотелось бы посвятить отдельную оду. Так возвышенно оттого, что рожденная на степных просторах, обласканная добрыми, сильными руками чабана, преданная своему хозяину, она не ведает страха, переходя в брод бурные реки по скользким валунам. Удивляет ее уверенная поступь по ночному лесу, с весомой поклажей и горе-ездоком. У тувинской лошади многовековая история, но в данное время порода стоит на грани исчезновения. Требуют внимания ученых-зоотехников уникальные породы тувинской пастушьей собаки и тувинской козы, которые также становятся редкостью у себя на родине. Уникальные сообщества природных систем в мире и согласии сосуществуют в этом краю. Солнцеликий народ родит его земля. Мчится автобус прочь от мудрых гор и степей в день новый. Сон не берет. Прощаюсь. По возвращении в город Абакан пришлось снова привыкать к загазованному воздуху. Здоровье пошатнулось, а причина недомогания затаилась в конфликте урбанизированной сущности характера с архаичным естеством моей души. Вот такая плата за сердечные отношения. Скажете - не может быть, чтобы все путешествие прошло без единого мрачного тона. Может - отвечу я, если твоего прихода ждут с радостью, и, уходя, ты не оставляешь мусора. |