ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Вопрос: Должны ли общественные организации представлять отчет
в управление юстиции?

В статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 12.03.2002) "Об общественных объединениях" для общественных объединений установлены обязанности:

  • ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
  • ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;
  • представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
  • допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
  • оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Стоит обратить внимание, что непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В случае, когда общественная организация является и благотворительной, то для такой организации появляются дополнительные обязанности, связанные со статусом "благотворительная организация".

В статье 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительная организация ежегодно представляет в регистрирующий орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется в регистрирующий орган в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Регистрирующий орган обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам благотворительных организаций.

Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Юрист-консультант Илья Шугрин


Вопрос:
Как создать и зарегистрировать НКО?

Некоммерческие организации как юридические лица создаются в различных организационно-правовых формах. Организационно-правовые формы отличаются друг от друга составом и количеством учредителей, наличием или отсутствием членства, разным порядком управления, объемом и частотой предоставления отчетности, в некоторых аспектах - налогообложением. Для выбора той или иной организационно-правовой формы некоммерческой организации важно определиться с ее уставными целями, задачами и характером деятельности, которую будет осуществлять будущая организация.

Подробнее узнать о некоммерческих организациях можно в Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 50, статьи 116-123) и в Федеральных законах "О некоммерческих организациях" от 07 января 1996г. № 7-ФЗ и "Об общественных объединениях" от 21 мая 1995г. № 82-ФЗ.

Как только выбрана организационно-правовая форма, проводится учредительное собрание, на котором решается вопрос о создании организации, утверждается устав, выбирается руководящий орган, назначается исполнительный и контрольно-ревизионный органы организации. После собрания нужно подготовить необходимые для регистрации документы и направить их в соответствующий регистрирующий орган.

Когда свидетельство о государственной регистрации организации получено, необходимо в течение 10 дней с момента государственной регистрации следует подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения и во внебюджетные фонды.

Юридическая служба CAF-России


Вопрос: Чем отличается между собой порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования для НКО?

В соответствии с действующим законодательством термины "митинг", "уличное шествие", "демонстрация", "пикетирование" означают:

"митинг" - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

"уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

"демонстрация" - публичное выражение группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

Общественные объединения в соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" имеют право в уведомительном порядке проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

СОДЕРЖАНИЕ