ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Право на экологическую информацию

Диана Тарасевич, "Экологическая вахта Сахалина",
Ольга Яковлева, правовой центр "Родник", Москва,
Журнал "Записки с Дальнего Востока"

Анализ законодательства
и примеры его практического применения

В настоящее время право гражданина на получение информации, в том числе и экологической, достаточно хорошо защищено законодательно. Но само по себе это еще не является гарантией того, что гражданин беспрепятственно может его реализовать.

Существуют стереотипы-отказы, которыми пользуются должностные лица всех уровней:

  • информация является конфиденциальной (либо с ограниченным доступом, либо коммерческой);
  • информацию необходимо запрашивать в другом месте (т.е. она имеется, но владелец не обязан ее предоставлять);
  • информация объемна, и у организации нет ресурсов для ее предоставления.

В своем анализе мы бы хотели доказать, что получение любой экологической информации от ее владельца (независимо от организационно-правовой формы) является законным правом граждан.

Во всем мире право на информацию является одним из основополагающих прав личности. Это право закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

В настоящее время, когда Россия вступила на путь демократического развития, нормы международного права уже не являются для гражданина России просто отвлеченным понятием, а должны рассматриваться как прямые гарантии ваших прав. Высказанная точка зрения находит прямое подтверждение в двух фундаментальных законодательных актах России:

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина,
принята 22 ноября 1991 г.

Часть 2 статьи 13 гарантирует каждому право на получение и распространение информации.

Статья 31 обязывает государственные органы, учреждения и должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а часть 2 статьи 25 Декларации устанавливает обязательность ответственности должностных лиц за сокрытие информации (фактов, обстоятельств), создающей угрозу жизни и здоровью человека.

2. Конституция Российской Федерации,
принята 12 декабря 1993 г.

Статья 15 говорит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, закрепляет приоритет международного права. Используя именно эту статью, можно ссылаться на всеобщую Декларацию прав человека и другие нормы международного права. Статья 18 закрепляет права и свободы гражданина. Статья 29 гарантирует каждому право получать и распространять информацию.

Часть 2 статьи 24 обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Статья 41 предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Статья 42 Конституции впервые в России гарантировала право граждан на благоприятную окружающую среду, одновременно закрепила право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

3. Указ Президента Российской Федерации
"О дополнительных гарантиях права граждан на информацию"

Сформулированы принципиальные положения: "Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека". "Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости".

В самом тексте Указа сказано, что эти принципы выражаются:

  • в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан о предполагаемых или принятых решениях,
  • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями.

4. Федеральный закон "Об информации,
информатизации и защите информации"

Пункт 3 статьи 10 запрещает относить к информации с ограниченным доступом:

  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
  • экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан населения в целом,
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов

Пункт 1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Статья 13. Гарантии предоставления информации

Пункт 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Пункт 2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренным в пункте 1 настоящей статье, может быть обжалован в суде.

Статья 24. Защита права на доступ к информации.

Пункт 1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

Пункт 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении или в результате других нарушений прав пользователей.

Пункт 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных нарушениях.

Чем важен этот закон и конкретные статьи, с которыми вы познакомились?

Положения этого закона закрепляют:

  • Равное право на получение информации для граждан, государственных органов, организаций, юридических лиц. На практике это означает, что гражданину для получения информации, затрагивающей его права и интересы, не требуются посредники, то есть какие-либо организации для направления запроса на информацию.
  • Любой владелец информации: органы власти, коммерческие организации, общественные объединения обязаны ответить на личный запрос граждан так же, как и на запрос органа государственной власти, организации, предприятия.
  • Закон закрепляет за гражданами право общественного контроля за деятельностью государственных организаций и различных организаций, за состоянием экологической, экономической и других сфер общественной жизни путем доступа к информации.
  • Отказ в информации или предоставление недостоверной информации может быть обжалован в суде.
  • Незаконное отнесение информации к категории секретной информации, то есть информации с ограниченным доступом, может быть обжаловано в суде.
  • Но самое главное положение этого Закона - о запрещении относить информацию, затрагивающую права и свободы человека, к информации с ограниченным доступом. Это положение Закона полностью соответствует положениям пункта 2 статьи 24 конституции РФ, которые обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Приведенный закон является основным в регулировании всех правоотношений, связанных с предоставлением информации.

5. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.

Вопрос о засекречивании информации государственными органами и должностными лицами решен в Законе "О государственной тайне". Так, статья 7 содержит перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. К таким сведениям относится и интересующая нас информация:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального ущерба и морального вреда. Граждане вправе обжаловать такие решения в суде.

6. Постановление Правительства Российской Федерации
от 5 декабря 1991 года № 35 "О перечне сведений,
которые не могут составлять коммерческую тайну"

Постановление устанавливает, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять: сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдения безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба.

Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах настоящего постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.

7. Закон "Об охране окружающей природной среды" предусмотрел
право граждан и общественных организаций на получение
экологической информации

За гражданами это право закреплено в статье 12, общественные организации должны ссылаться на статью 13. Обращаем ваше внимание на то, как сформулировано в Законе это право: и в ст. 12, и в ст. 13 сказано, что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставление информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Категорическое слово "требовать" еще раз должно вам напомнить, что право на информацию и право на благоприятную окружающую среду - ваши конституционные права, и вы обладаете правом контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления и за принимаемыми ими решениями.

Использование этих законодательных актов в совокупности позволяет истребовать практически любую информацию, в частности, о нефтедобыче, последствиях ведущейся деятельности, а также планируемых проектах и решениях органов госвласти, принимаемых в этой области.

СОДЕРЖАНИЕ