|
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Право на экологическую информацию
Диана Тарасевич, "Экологическая вахта Сахалина",
Ольга Яковлева, правовой центр "Родник", Москва,
Журнал "Записки с Дальнего Востока"
Анализ законодательства
и примеры его практического применения
В настоящее время право гражданина на получение информации, в том числе
и экологической, достаточно хорошо защищено законодательно. Но само по
себе это еще не является гарантией того, что гражданин беспрепятственно
может его реализовать.
Существуют
стереотипы-отказы, которыми пользуются должностные лица всех уровней:
- информация является конфиденциальной (либо с ограниченным доступом,
либо коммерческой);
- информацию необходимо запрашивать в другом месте (т.е. она имеется,
но владелец не обязан ее предоставлять);
- информация объемна, и у организации нет ресурсов для ее предоставления.
В своем анализе мы бы хотели доказать, что получение любой экологической
информации от ее владельца (независимо от организационно-правовой формы)
является законным правом граждан.
Во всем мире право на информацию является одним из основополагающих прав
личности. Это право закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав человека,
которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
В настоящее время, когда Россия вступила на путь демократического развития,
нормы международного права уже не являются для гражданина России просто
отвлеченным понятием, а должны рассматриваться как прямые гарантии ваших
прав. Высказанная точка зрения находит прямое подтверждение в двух фундаментальных
законодательных актах России:
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина,
принята 22 ноября 1991 г.
Часть 2 статьи 13 гарантирует каждому право на получение и распространение
информации.
Статья 31 обязывает государственные органы, учреждения и должностных
лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами,
материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а часть
2 статьи 25 Декларации устанавливает обязательность ответственности должностных
лиц за сокрытие информации (фактов, обстоятельств), создающей угрозу жизни
и здоровью человека.
2. Конституция Российской Федерации,
принята 12 декабря 1993 г.
Статья
15 говорит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое
действие, закрепляет приоритет международного права. Используя именно
эту статью, можно ссылаться на всеобщую Декларацию прав человека и другие
нормы международного права. Статья 18 закрепляет права и свободы гражданина.
Статья 29 гарантирует каждому право получать и распространять информацию.
Часть 2 статьи 24 обязывает органы государственной власти, органы местного
самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления
с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и
свободы. Статья 41 предусматривает ответственность должностных лиц за
сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья
людей.
Статья 42 Конституции впервые в России гарантировала право граждан на
благоприятную окружающую среду, одновременно закрепила право гражданина
на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
3. Указ Президента Российской Федерации
"О дополнительных гарантиях права граждан на информацию"
Сформулированы принципиальные положения: "Право на информацию является
одним из фундаментальных прав человека". "Деятельность государственных
органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных
лиц осуществляется на принципах информационной открытости".
В самом тексте Указа сказано, что эти принципы выражаются:
- в доступности для граждан информации, представляющей общественный
интерес или затрагивающей личные интересы граждан о предполагаемых или
принятых решениях,
- в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных
органов, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми
ими решениями.
4. Федеральный закон "Об информации,
информатизации и защите информации"
Пункт 3 статьи 10 запрещает относить к информации с ограниченным доступом:
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
- экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую
и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования
населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан
населения в целом,
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных
системах органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес
или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных
ресурсов
Пункт 1. Пользователи - граждане, органы государственной власти,
органы местного самоуправления, организации и общественные объединения
- обладают равными правами на доступ к государственным информационным
ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость
получения запрашиваемой ими информации. Доступ физических и юридических
лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления
общественного контроля за деятельностью органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций,
а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Статья 13. Гарантии предоставления информации
Пункт 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления
создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности
этих органов и подведомственных организаций, а также в пределах своей
компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей
по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим
вопросам, представляющим общественный интерес.
Пункт 2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренным
в пункте 1 настоящей статье, может быть обжалован в суде.
Статья
24. Защита права на доступ к информации.
Пункт 1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление
пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы
в судебном порядке.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица,
получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного
ими ущерба.
Пункт 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации
к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба
в случаях необоснованного отказа в предоставлении или в результате других
нарушений прав пользователей.
Пункт 3. Руководители, другие служащие органов государственной
власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации
и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии
с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных
нарушениях.
Чем важен этот закон и конкретные статьи, с которыми вы познакомились?
Положения этого закона закрепляют:
- Равное право на получение информации для граждан, государственных
органов, организаций, юридических лиц. На практике это означает, что
гражданину для получения информации, затрагивающей его права и интересы,
не требуются посредники, то есть какие-либо организации для направления
запроса на информацию.
- Любой владелец информации: органы власти, коммерческие организации,
общественные объединения обязаны ответить на личный запрос граждан так
же, как и на запрос органа государственной власти, организации, предприятия.
- Закон закрепляет за гражданами право общественного контроля за деятельностью
государственных организаций и различных организаций, за состоянием экологической,
экономической и других сфер общественной жизни путем доступа к информации.
- Отказ в информации или предоставление недостоверной информации может
быть обжалован в суде.
- Незаконное отнесение информации к категории секретной информации,
то есть информации с ограниченным доступом, может быть обжаловано в
суде.
- Но самое главное положение этого Закона - о запрещении относить информацию,
затрагивающую права и свободы человека, к информации с ограниченным
доступом. Это положение Закона полностью соответствует положениям пункта
2 статьи 24 конституции РФ, которые обязывают органы государственной
власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы.
Приведенный закон является основным в регулировании всех правоотношений,
связанных с предоставлением информации.
5. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993
г.
Вопрос о засекречивании информации государственными органами и должностными
лицами решен в Законе "О государственной тайне". Так, статья 7 содержит
перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. К таким сведениям относится
и интересующая нас информация:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности
и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях,
их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Должностные
лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о
включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную
тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность
в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального
ущерба и морального вреда. Граждане вправе обжаловать такие решения в
суде.
6. Постановление Правительства Российской Федерации
от 5 декабря 1991 года № 35 "О перечне сведений,
которые не могут составлять коммерческую тайну"
Постановление устанавливает, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя
не могут составлять: сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении
антимонопольного законодательства, несоблюдения безопасных условий труда,
реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других
нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба.
Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители
государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения,
перечисленные в пунктах настоящего постановления, по требованию органов
власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других
юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством
РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.
7. Закон "Об охране окружающей природной среды" предусмотрел
право граждан и общественных организаций на получение
экологической информации
За гражданами это право закреплено в статье 12, общественные
организации должны ссылаться на статью 13. Обращаем ваше внимание на то,
как сформулировано в Законе это право: и в ст. 12, и в ст. 13 сказано,
что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставление
информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.
Категорическое слово "требовать" еще раз должно вам напомнить, что право
на информацию и право на благоприятную окружающую среду - ваши конституционные
права, и вы обладаете правом контроля за деятельностью органов государственной
власти и местного самоуправления и за принимаемыми ими решениями.
Использование этих законодательных актов в совокупности позволяет истребовать
практически любую информацию, в частности, о нефтедобыче, последствиях
ведущейся деятельности, а также планируемых проектах и решениях органов
госвласти, принимаемых в этой области.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|