ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Молодые экологи в Абазе

Людмила Алимова

И увидел я новое небо и новую землю...
Из Апокалипсиса

Мне нравится, что по утрам я еще могу слышать красивое пение синиц в открытое окно нашей городской квартиры. Значит, не одни только вороны населяют наш городок.

- А воробьи у вас даже двух видов, - сказал аспирант Томского государственного университета Алексей Кудрявцев, наблюдая за мелкими сражениями серых пташек на вокзальной площади. - Обратите внимание, вон тот воробышек с коричневой шапочкой - полевой, а шапочки других птиц - серые, значит, они домовые воробьи.

Я никогда не обращала внимания, какого цвета бывают шапочки на голове привычных серых пташек, и это небольшое открытие зародило во мне большое уважение к молодому приезжему орнитологу. Но не о птичках собралась я рассказывать, а о студентах различных вузов и школе молодого экологического инспектора, проходящей в Абазе.

Красивая база отдыха "Багульник" рядом с Абазой этим летом уже во второй раз собрала экологов из различных городов и регионов: сначала межрегиональный общественный экологический фонд ИСАР-Сибирь (Новосибирск) провел для педагогов Хакасии, Тувы и Кемеровской области тренинг- семинар "Использование интерактивных методов в экологическом образовании", а сейчас там работает Школа Молодого Экологического Инспектора (ШМЭИ), организованная Томской экологической студенческой инспекцией (ТЭСИ) имени Льва Блинова. В работе четвертой Школы (предыдущие проходили в Томске, на Байкале и на Телецком озере) принимают участие 47 студентов и аспирантов из 23 различных российских городов. Инструкторами в этой учебе выступают сами студенты и молодые аспиранты: например, Алексей Кудрявцев читает лекцию по "Сохранению биоразнообразия", среди тренеров также члены Совета дружин по охране природы Светлана Щигрева, представляющая Экоклуб Алтайского государственного университета, Владимир Черный из Новосибирска и другие.

Студент биолого-почвенного факультета Томского государственного университета Евгений Мурзаханов - уже достаточно опытный экологический инспектор. Вместе с другими общественными инспекторами он проводит рейды на водоемах Томской области, пытаясь сохранить редкие виды рыб. Вот что Женя рассказал о своей работе: "Мы составляем протоколы на браконьеров, если они используют запрещенные орудия лова, такие как сети, бредни и самоловы. Самоловы - это самое жестокое орудие лова, при котором почти 90% рыбы остается в реке и погибает от ран. В нашей практике, к сожалению, были и такие печальные случаи, когда приходилось составлять протоколы на государственных инспекторов. Сейчас работать будет сложнее, ибо с 1 июля действует новый Российский Кодекс, согласно которому мы не имеем право даже составлять протоколы. Другая сторона нашей работы - это рейды на городских рынках, выявляем торговцев редкой рыбой. Самое главное в рейдах - это уметь разговаривать с нарушителями".

Будущий инженер-эколог Лена Дикарева приехала из Чебоксарска (Башкирия). "Среди главных проблем современного мира мы, без сомнения, можем назвать всевозможные отходы. В одном из башкирских городов Новочеркасске уже практикуют раздельный сбор мусора, при этом пластиковые упаковки превращают в гранулы, а затем из них изготавливают разные товары. Мы пытались внедрить это и в других городах, но все сетуют на отсутствие денег".

Молодой педагог из Кызыльского государственного университета Аяс Чамзыр, представляет эколого-туристический клуб "Арт". "Наш клуб получил грант на очистку берегов пресного озера Хадын, которое расположено рядом с известным соленым озером Тувы Сватика. Мы собрали весь мусор, расставили таблички с призывом "Не сорить" и договорились с администрацией близлежащего села Бай-Хак о дальнейшем контроле состояния берегов этого озера. А работы впереди еще очень много".

Студентки Дальневосточного государственного университета Анна Ситак (будущий филолог) и Ирина Неврова (будущий юрист-международник) рассказали об охране серых китов. "Мы создали коалицию "Живое море", чтобы как-то остановить прямое и непреднамеренное истребление серых китов, которых сегодня насчитывают около 70 особей. Летнее пастбище этих китов находится у берегов северо-восточного Сахалина, там, где ведутся работы по разведке и добыче нефти Пильтун-Астохского месторождения в рамках проекта "Сахалин-2". Мы также инспектируем, чтобы корабли не сливали отработанное топливо в океан, и пытаемся ограничивать прохождение судов через китовый заказник, то есть место их летней кормежки. 19 февраля во Всемирный День Китов мы проводим многочисленные акции, чтобы привлечь внимание людей к проблеме этих величавых животных, которых остается все меньше и меньше".

Возле деревянного домика турбазы на зеленой скошенной поляне то там, то тут рассыпались палатки участников этой летней школы для молодых активистов российских экологических организаций. Здесь почти никого нет старше 25 лет, хотя опыт работы у многих немалый, в чем я убедилась, беседуя с некоторыми из ребят. Они знают, что делают, они умеют работать, потому что инициативны. Кроме того, молодые экологи твердо усвоили, что их сила в объединении, только сообща, всем миром можно решить проблему спасения нашей планеты, поэтому они активно распространяют свой опыт.

К сожалению, студенты Хакасского государственного университета не проявляют пока никакой активности в делах экологических, хотя есть факультет, который готовит инженеров-экологов. У нас все как-то больше привыкли играть в КВН. Казалось бы, если подобная школа сама приехала в нашу республику, то и надо это использовать как можно активнее. Но, по словам координатора ШМЭИ в Хакасии Ольги Липаткиной ("Экофактор"), из выделенных четырех мест для наших студентов удалось заполнить только два. И, тем не менее, я надеюсь, эта школа в Абазе активизирует экологическое движение среди наших студентов.

А пока идут занятия на траве возле берез и сосен, студенты внимательно слушают и записывают все необходимое, ведь после десятидневных занятий их ждут настоящие экзамены, кроме того, им предстоит поработать с рыбоинспекторами Хакасии, они также выедут на кордон Тарташ (участок заповедника Малый Абакан) и лишь потом слушатели получат диплом Школы. Мне же осталось добавить, что финансовую поддержку этой четвертой Школе Молодых Экологических Инспекторов оказали Томский Областной Комитет по Экологии и Тихоокеанский центр окружающей среды (PERC, США). Вообще очень многие экологические проекты финансируются американскими и международными фондами, ибо сегодня очевидно - нет экологических проблем отдельно взятого региона или страны, есть проблема экологии планеты.

Мне бы не хотелось однажды проснуться под бесконечно серым небом, на земле, населенной только крысами и тараканами. Я уповаю на этих молодых ребят, которым, возможно, удастся разбудить в людях чувство самосохранения.

СОДЕРЖАНИЕ