ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕМожем ли мы помочь детям-сиротамНаталья ЧубыкинаЕсли вы читаете газеты или хотя бы смотрите новости по ТВ, то, наверное, заметили, что в последние полгода стали дружно писать и говорить о безнадзорных детях, детях-сиротах при живых родителях. Этот дружный интерес проснулся в СМИ после (конечно же!) выступления президента, отметившего в очередной программной речи, что "так больше нельзя" и "с этим надо что-то делать". И хотя нельзя сказать, что для общества было такой уж тайной положение с его, общества, воспроизводством, все же цифры, по-видимому, впечатлили. Оказывается, счет безнадзорным детям (т.е. социальным сиротам) в нашей стране идет на миллионы. Наверное, даже в войну было не больше. А, собственно, какую войну я имею в виду? Конечно, нашу героическую, Великую Отечественную, не Афган же с Чечней! Если президент призвал с таким положением дел не мириться, значит, надо что-то делать. Для начала всех безнадзорных несовершеннолетних собрать. Затем кого-то, кого можно, вернуть родителям или родственникам. Посмотреть, что осталось. Всё равно остается много. Остальных надо куда-то расталкивать. Может быть, на усыновление гражданам? Но граждане своих-то не очень хотят рожать-воспитывать, а чужих ещё меньше. Можно, например, в приемные семьи, которых в Новосибирской области чуть больше десятка, и воспитывается, по данным на октябрь 2001 г., в них 72 ребенка. Но в Самаре - вообще более 3000 детей по приемным семьям, а проблему, к сожалению, пока не решили. Остается на попечение государства - по приютам, а затем детским домам. Приюты у нас явление довольно новое, вернее, хорошо забытое старое, а вот детские дома нам всегда хорошо были известны. Вот что говорят о них социальные педагоги. "За последние 10 лет в Новосибирской области устойчиво проявляется тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взрослых граждан, выросших из детей-сирот. Проблема этих детей не столько в потере источника материальных средств, а в отсутствии семьи как нормальной среды развития и воспитания. Не секрет, что дети, выросшие в детских домах и интернатах, не получают многих социальных навыков, их мировосприятие значительно искажено, эмоциональная сфера часто негармонична, и уже по этой причине снижены возможности нормально войти во взрослую жизнь. Особенно это относится к детям-сиротам с ограниченными возможностями. Им как раз крайне важно для выживания в современных условиях получить адекватное развитие эмоциональной сферы, расширение кругозора, коммуникабельности, практические навыки повседневной жизни, а шансов попасть в семью у них обычно меньше, чем у здоровых детей. Чтобы изменить ситуацию, необходимо улучшать систему воспитания детей этой группы в воспитательных учреждениях. Работа по традиционной схеме "образование - общее развитие" приводит к тому, что выпускники, столкнувшись с трудностями трудоустройства, создания семьи, взаимоотношений в коллективе и по месту жительства, жесткой конкуренции в сфере производства, не могут самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации. Отсюда - уход в наркоманию, проституцию и преступность. По данным Министерства образования России, 80% выпускников в возрасте 18-30 лет проживают в общежитиях, занимая койко-место, в лучшем случае отдельную комнату (10%). Опрос детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что в качестве мотивов совершаемых ими правонарушений отмечаются материальные и жилищные трудности (62 и 53%), отсутствие работы (17%), неумение общаться со взрослыми и социальная беспомощность. В оценке готовности выпускников специальных образовательных учреждений специалисты отмечают неадекватность их ожиданий характеру и сложности проблем в самостоятельной жизни. Неготовность к их решению и беспомощность усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обедненным содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки, отсутствием навыков и мотивации к общественной активности. Несмотря на то, что воспитанники интернатных учреждений регулярно участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выезжают в театры, на праздники и концерты в г. Новосибирск, не удается достичь приемлемых результатов в подготовке школьников к жизни и труду". Говоря проще, те, кому не удается приспособиться к незнакомой и часто довольно враждебной для них жизни, уходят из неё. Конечно, их не 80%, но всё же очень много. Одна из форм неадекватности, кстати, неумение и нежелание заботиться о собственных детях. Воспроизведение сиротства в поколениях. С этим сталкиваются работники детских домов: сначала растят родителей, потом уже их детей; возможно, туда же попадут и внуки, но отследить это стажа работы не хватает. Как видим, даже увеличение числа приютов и детских домов, а их число действительно растёт, не может решить проблему воспитания сирот, особенно сирот с отклонениями умственного и психического развития. Но если мы хотим что-то сделать, остается только делать это, надеясь на лучшее. Если мы не можем уменьшить числа воспитанников детских домов, можно, по крайней мере, попытаться помочь им лучше подготовиться к самостоятельной жизни. Давайте снова обратимся к педагогам, посмотрим, чем они объясняют педагогические неудачи в детдомовском воспитании. "Это, на наш взгляд, происходит потому, что в перечисленных формах работы дети пассивны. Здесь ребенок в большинстве случаев является зрителем, либо его потенциал используется явно недостаточно, и тем более, недостаточно развивается".
Вот так. Детям не хватает деятельности, заинтересованности в результатах своих усилий. Потому и усилий нет. Обычные, "семейные" дети делают что-то, потому что их любят родители, они любят родителей и чувствуют свою важность в семье. Их успехи в жизни подтверждают их важность и "право на любовь". Дальше, подрастая, дети также стремятся завоевать любовь и признание за пределами семьи. И они также чувствуют, что это зависит и от их собственных усилий. А что же дети-сироты? Они лишены родительской любви, об этом говорит факт пребывания вне семьи - и от них ничего не зависит. Конечно, остается окружение детского дома, но это такие же дети-"неудачники", просто товарищи по несчастью. У них нет внутренней уверенности, что от их усилий что-то зависит, остается только мечтать о счастливом случае. И они мечтают. Замечено, кстати, что среди воспитанников детских домов очень мало практичных людей и много мечтателей. Таким образом, необходимая детям помощь в том, чтобы они поверили в возможность собственными силами строить свою жизнь и захотели этого. Но и научились этому. Да ещё нужно представить уровень неразвитости способностей детей сирот, а то и физических изъянов. Чтобы решить такую задачу, нужно сразу нечто комплексное - и настоящее дело, и коллективное, и развивающее. Мы понимали это и выбрали театр. Среди педагогов, "вытягивающих" детей с неприятными диагнозами, касающимися умственного развития, театр известен как одно из универсальных средств. Но нужна ещё и мотивация: театр должен быть кому-то нужен. Артистам, декораторам и даже рабочим сцены нужны зрители! А чтобы привлечь зрителей, нужны или яркие исполнительские таланты (ну откуда они у детей с проблемами!), или хотя бы яркие красивые костюмы. А на костюмы нужны средства.. Так родился проект ИСАР-Сибирь и Колыванской специальной (коррекционной) школы-интерната, поддержанный в программе АРО "Помощь детям-сиротам России", которую администрирует Holt International Children's Services и Charities Aid Foundation и финансирует Агентство США по международному развитию. По проекту 9 месяцев было отведено на то , чтобы создать театр с костюмами, артистами и спектаклями, выучить и отрепетировать эти спектакли, а потом показать их много раз. Но цель программы - не театр и спектакли, а помощь детям. За эти короткие 9 месяцев нужно ещё понять, на правильном ли мы пути, дают ли что-то наши и воспитанников усилия в исправлении несправедливости жизни в отношении этих детей. И можно ли считать, что найден хоть какой-то дополнительный путь помощи этим детям, который может быть повторён другими, у кого будет желание. Но каким должен быть театр? Какие идеи использовать, чему учить? Чем мы можем заменить семейное воспитание, которое "на пальцах", теоретически, не постичь. Это одна из основных ценностей, которую человеку нужно усвоить, чтобы быть полноценным. Ведь даже патриотизм базируется на семейных ценностях, когда для доходчивости родину называют матерью. Мы, понимая, что театр дает хороший набор развивающих средств, искали ещё что-то, какую-то положительную базовую воспитательную идею, которая может сделать жизнь человека полноценнее. И, думается, что мы не так уж неправы, выбрав идею ценности Природы. Не храма и не мастерской, а природы как явления, равноценного человеку и очень важного, для того чтобы человек мог становиться и оставаться человеком. Сейчас такой подход непопулярен, но, отказываясь от них в пользу "государственных" или "рыночных", или иных "рациональных", мы становимся тем, что сейчас из себя представляем - людьми, для которых ничего не ценно, которые в массе спиваются и бросают своих детей, которые бездумно жгут свои леса и сами задыхаются от дыма этих пожаров. Возвращая себе природу, мы поддерживаем в себе человека. Для многих людей это, по-видимому, звучит неубедительно, гораздо убедительнее призывы: "Обогащайтесь!" или "Государство превыше всего! Государственная необходимость - закон для граждан!". Идея ценности природы преподносилась подросткам в виде игровых занятий, чаще в помещении, иногда на экскурсии среди деревьев и кустов. Они должны были более внимательно, чем обычно, рассматривать растения, представлять себя тем или другим существом. Это было полезно также для вхождения в театральный образ. Ведь спектакли тоже были "экологическими", т.е. их содержание так или иначе затрагивало ценности природы. Природа - это не роль в жизни, это сама жизнь. Таков первый поставленный группой спектакль "настоящей" писательницы 19 века Поликсены Соловьевой (сестры знаменитого российского философа и дочери известнейшего ученого-историка) "Свадьба Солнца и Весны". В том же ключе выдержан второй спектакль "Сказ про то, как Иванушка царство спасал", сценарий которого написан педагогами интерната.
Выступление со спектаклем “Свадьба Солнца и Весны”, Но, конечно, сейчас для детей важны были не наши идеи, а работа над спектаклями. Работа, которая позволяла им использовать многое из того, что они умели, учиться новому, чего не хватало для успеха, заново знакомила друг с другом, учила оценивать свои действия, преодолевать неудачи. Но главное, чувствовать свою нужность и значимость. Ведь именно это заставляет людей любого возраста расти и совершать порой немыслимые подвиги, а с чувства ненужности начинается отказ от себя. Были десятки репетиций, подготовка костюмов и декораций, выезды в Новосибирск, на театральные уроки в театр "Глобус", где замечательные педагоги. Потом, уже почти весной, были спектакли для зрителей. Сначала в Колывани. Потом в школах и интернатах других районных центров области. Были спектакли и в Новосибирске. Наверное, человеку, который свободен в своих решениях, не очень понятен восторг детей, впервые (!) за 10 лет выехавших за пределы Колывани, находящейся в 40 километрах от мегаполиса. Но можете поверить, для этих подростков поездки значили много. Возможно, уже перспектива поездок заставили нервного, почти неуправляемого Пашу Н. сначала месяц хвостом ходить за руководителем театра Л.А. Акуловой и проситься, чтобы приняли, а потом все силы положить, чтобы доказать - достоин, не подведёт. Сыграно около двух десятков спектаклей. Состоялась даже незабываемая поездка в Саранск, на V Международный театральный детский фестиваль "Дети и экология XXI век". Заканчивается учебный год, спектакли и сам проект. Что из этого всего останется? Останется театральная группа, два спектакля с более чем 50-ю костюмами, декорации, которые вместе со своим руководителем готовил Володя Ш. Останутся результаты тестирования ребят психологом, которое проводилось в течение 9 месяцев. Результаты, кстати, обнадеживающие. Вот некоторые выдержки из выводов:
"Дети стали более раскрепощенными, ведут себя свободнее, стали больше интересоваться разными вопросами, охотнее, без боязни знакомиться с новыми людьми, появились друзья, расширился круг общения. Развиваются у детей коммуникативные умения. Стало больше детей, которые не перебивают говорящего, меньше раздражаются при общении с партнерами. Внимательнее стали относиться друг к другу, стараются не только слушать собеседника, но и слышать, о чем им говорят. Заметна положительная динамика развития самооценки, которая стала более адекватной. Дети меньше волнуются перед выступлением, чувствуют уверенность в своих силах, более критично оценивают свои возможности и умения. Адекватнее реагируют на трудности и успехи. Многие настроены на успех, на положительные эмоции. Они стали более выносливыми и работоспособными, стали доброжелательнее, внимательнее друг к другу, в группе появилась сплоченность. Можно сделать вывод, что театральный кружок положительно влияет на детей. В необычной деятельности, в новых условиях воспитанники обучаются жизненно важным умениям. Эти умения важны для дальнейшей адаптации в самостоятельной жизни."
Это всё о них. О них, их руководителях и спектаклях писали в газетах. Их провожали до автобуса и совали записочки с адресами "для дальнейших контактов" растроганные зрители после спектаклей. Им дарили подарки и водили на экскурсии. Наверное, некоторые из них не получали столько внимания за все предыдущие годы. Оказывается, чтобы помочь детям, нужно просто обратить на них внимание и дать немного тепла. И при этом практически не нужно "большой науки", больших специальных познаний. Проект заканчивается. Часть из "театралов" этим летом покинут интернат и поступят в училища. Другие сделают это позже. Хочется надеяться - то, чему они научились за "театральный сезон" Колыванского интерната, поможет им остаться на плаву в жизни. Уверена, что они всегда будут помнить это время. А нам, взрослым, хорошо бы помнить: это лишь очень малая часть детей из тех, кто нуждается в помощи. И тех, кто её не получает, становится все больше. |