Построим экологическую игру

Лев Ердаков

В детском саду и в начальной школе особенно большое значение для воспитания имеет игра. Игры - это моделирование маленьким человеком своей будущей взрослой жизни. Естественно использовать столь мощное средство и для экологического образования. Однако в любой игре интегрируется множество очень существенных компонентов, от развития определенных групп мышц до общего эстетического воспитания. Нам же интересно придать игре обучающий характер и ожидать от ее реализации экологических знаний и навыков. Есть смысл использовать для обучения экологии уже известные и привычные игры, в которых имеется какой-либо природный компонент. Так, например, хороши и интересны игры, созданные Дж. Корнеллом, они учат любить природу, наслаждаться ею. Осталось только слегка усилить экологическую составляющую в игре или заострить на ней внимание играющих.

Вот несколько примеров таких игр. Они мало отличаются от авторского варианта, в них просто мною усилен их экологический аспект.







Игра «ПЕШКОМ ВСЛЕПУЮ»

Очень просто организовать и провести эту игру. Разбейте группу на пары, дети и взрослые вперемешку, или дети с детьми. Каждая пара сама решает, кто будет первым ведущим, а кто наденет повязку на глаза. Ведущий ведет ведомого по тому маршруту, который ему нравится, обращая внимание на поваленные стволы и ветки. Ведущий дает возможность своему ведомому прикасаться к предметам, представляющим интерес. Проводит ведомого вблизи источников звуков и запахов. (Дж. Корнелл,1999, стр. 23)

А ведь именно так, без участия глаз, всю свою жизнь проводит крот. Так что наш ведомый постигает жизнь крота. Он оценивает с помощью звуков, запахов и главное - прикосновений весь внешний мир, выделяя в нем вещи опасные, но также вещи приятные и нужные. Он может по ходу действия называть предметы, которые он опознал. Ведущий оценивает точность восприятия своего «крота». Они меняются ролями, и игра приобретает новый интерес и смысл. Участвующий в такой игре взрослый тоже развивает свое чувственное восприятие мира и обучается.

Игра «ЗВУКИ»

В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Кто лучше всех слышит? Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интереснее, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест падающих листьев, журчание воды. (Дж. Корнелл,1999, стр. 32)

Добавить сюда чуть больше экологического текста. Зайцу нужно получше слышать, и поэтому у него большие уши. Сове тоже необходим тонкий слух, и у нее самые огромные уши среди птиц. Проверим, зависит ли слышимость от величины уха. Приложим к ушам ладони и направим их на источник звука. Вот мы слышим, как сова! У кого-то обнаружился газетный или тетрадный лист. А не сделать ли нам «заячьи уши»? Поэкспериментируем. Кто-то из играющих стучит веточкой по стволу дерева невдалеке, а мы все сильнее увеличиваем свои уши и все лучше слышим эти звуки. А теперь еще чьи-нибудь звуки послушаем то как заяц, то как сова, а то - как человек.

Игра «НЕПРИРОДНАЯ ТРОПА»

Эта игра показывает роль защитной окраски в жизни животных.

Выберите тропу 10-15 м и усыпьте ее искусственными предметами (10-15). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электрические лампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.

Дети проходят по тропе поодиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите всем, сколько было замечено и скажите, что их было на самом деле больше. И пусть дети пройдут тропу еще раз!

Закончите игру обсуждением, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем поищите мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.). (Дж. Корнелл,1999, стр. 33)

Защитная окраска может быть не только маскировочной. Часть наших предметов намеренно ярко окрашена. Ярко-красная лампочка на тропе предупреждает - «Не наступи, порежешься!». Не всем животным нужно прятаться, проще объявить о своей несъедобности, предупредить об опасности, которой можно подвергнуться, напав на такое животное. Такая окраска тоже защитная и называется предупреждающей. Найдите животных, защищающихся этим способом, их ведь совсем не трудно заметить.

Итак, игра развлекает, развивает, нарабатывает навыки, как и положено любой игре. Ведь игра всегда модель жизни. Кроме того, игра обязательно обучает, в данном случае экологии. Повторим главную мысль, диктующую организацию игры, в ней должен присутствовать экологический компонент, причем именно он должен быть внятно донесен до сознания играющего и закреплен как экологическое правило, приспособление, прием, используемый организмами.

Воспитатель может и сам придумать игру по теме своего занятия. Скажем, игра в ЗИМНЕГО ГУСЯ. У гуся красный нос и лапки. Это у него от природы, а у человека есть адаптация к холоду в виде прилива крови к мерзнущим местам кожи. Вот и игра - превратимся с зимнего гуся! Дети умывают лицо очень холодной водой и появляются перед своей группой с покрасневшими лицами и кистями рук. Чем не гуси? Чем не демонстрация экологической аксиомы*?

Даже у самой простой игры, направленной на улучшение координации движений или просто на гармоничное развитие всех групп мышц, можно усилить экологический компонент или ввести его, дополнительно осмыслив эту игру.

Назовем ее, например, игра «ПРЕОДОЛЕЙ ОПАСНОСТЬ». На лесной полянке, в школьном дворе или даже в спортзале всегда можно составить маршрут, предусматривающий передвижение шагом, ползком, согнувшись, шаги по ходу маршрута назад или в бок. Правила обусловливаются тем, что при каждой ошибке увеличивается опасность. Не сделал прыжок вперед в этом месте - провалился в яму, не сделал в другом шаг назад - встретился с тигром, не прополз вовремя - ударился о низкий свод пещеры и так далее. Установление правил можно превратить в захватывающий рассказ о воображаемых приключениях. Каждый играющий проходит его на глазах собравшихся, теряя очки при каждой ошибке. Выигрывает набравший больше всех, то есть точно выполнивший все правила. В мире природы мышка повышает вероятность прожить следующий день, точно повторяя свой предыдущий. Мысль проста - вчера она выжила и если все повторит в точности, то проживет и сегодня. Кстати, на этом же основан режим дня, улучшающий наше здоровье, от его точного выполнения прямо зависит наше долголетие.

Для конструирования экологической игры самое важное - включение в нее простого экологического правила, того, что я называю экологической аксиомой. Оно не требует доказательств и лежит в основе более сложных экологических правил. Будучи усвоенной с детства, система этих аксиом даст возможность гармонично построить собственные отношения с природой, то есть - вырастет человек, непохожий на нас, не имеющий проблем с охраной окружающей среды. Разве что от нас с вами.

СОДЕРЖАНИЕ