Куда мусор?!

Светлана Лахтырева,
Марина Трухан,
г. Красноярск











Экологический лагерь «Куда мусор?!...» - часть первого крупного проекта Красноярской региональной общественной организации «Экологическая Ассоциация». А появился он так. Первоначально готовились два проекта: выездной лагерь, где бы люди на практике знакомились с экологией, и проект по раздельному сбору мусора на оптовых базах с целью последующей переработки. Затем они объединились. Это дало возможность, с одной стороны, побыть на природе и узнать что-то об экологии, а с другой - собрать инициативную группу, которая бы смогла поработать над проблемой отходов.

Грант на реализацию этого проекта был выигран, и началась подготовка к лагерю. Разрабатывалась программу, писались тексты листовок и объявлений, продумывались конкурсы для отбора участников.

Сначала «соискатели» письменно отвечали на вопросы о себе и почему хотят попасть в лагерь. Затем было собеседование, на котором организаторы подробно объясняли будущим участникам, что именно будет происходить в лагере, чтобы избежать неоправданных ожиданий и разочарований. Здесь же каждый участник получил задание, связанное с проблемой отходов и обращения с ними. При этом учитывались род занятий участника, особенности его быта и даже увлечения. Результаты каждый докладывал во время работы в лагере. Такое задание помогало установить контакты с людьми и организациями: представителями городской власти, бизнесменами, планирующими раздельный сбор, сортировку и переработку отходов в Красноярске.

Решено было, что лагерь будет проходить в форме оргдеятельностной игры (ОДИ). Обычно ОДИ проводятся на базе отдыха или в санатории, но это совсем не отвечало идеям организаторов о близости к природе. К тому же лагерь молодёжный, и было бы неправильно загонять большей частью городских ребят в четыре стены, где они и так проводят много времени. Поэтому для лагеря был выбран берег Красноярского водохранилища.

При организации лагеря неоценимую помощь оказали многие туристские организации. Например, руководитель турклуба «Стрела» Ираида Николаевна Павлова и методист ДЮСШ Людмила Грудинова.

Работа началась почти сразу же по прибытию в лагерь. Как уже было сказано, она была построена в форме оргдеятельностной игры (ОДИ). Основные составляющие ОДИ: установочные доклады координатора, работа участников в группах, пленарные заседания участников и организаторов.

В установочном докладе обозначались основные проблемы и давались задания для обсуждения в группах. Игротехник Денис Елистратов и методолог Екатерина Морозова уточняли стоящие перед группой задачи и корректировали направление работы. Результат работы группы в виде схем и докладов представлялся на пленарных заседаниях, а затем происходило совместное обсуждение доклада, часто переходившее в спор.

В ходе игры установочные доклады, работа в группах и пленарные заседания чередовались, уровень вопросов для обсуждения становился сложнее, и участники и организаторы всё глубже погружались в процесс.

ОДИ дополнялась тремя семинарами. Первый касался основ экологических знаний - движения вещества и энергии в биосфере, второй - основ проектной культуры, а третий - истории взаимоотношения человека и природы, этапов природопользования, которые проходил человек в процессе своего развития, и кризисов, возникавших на каждом из этих этапов.

Работу дополняли доклады, подготовленные участниками по результатам выполнения задания, полученного на собеседовании. Обобщение работы дня и планирование следующего проходили вечером на открытом координационном совете.

Обычно для участников ОДИ создаются условия, которые позволяют полностью сосредоточится на игре. Но в экологическом лагере «Куда мусор?!...» все было по-другому. Трижды в день участники отвлекались от мыслительного процесса на приготовление пищи и решение связанных с этим бытовых задач: заготовку дров, разжигание костра, мытьё посуды и др. Полное самообслуживание. Это отвечало одной из идей лагеря о близости к природе и о том, что человек может удовлетворить многие свои потребности, пользуясь доступными природными ресурсами. И обязательным условием пребывания в лагере стало бережное отношение к ним. На дрова использовался сухостой. С погодой нам повезло, поэтому вся еда готовилась на костре, ни разу не пришлось использовать газовый баллон, припасенный на случай ливня. Посуду мыли только хозяйственным мылом и речным песком.

Жили мы в палатках на песчаном пляже у водохранилища. Сразу за лагерем начинался лес. Место для работы было организовано под тентом. Для сидения были приспособлены брёвна, найденные на берегу. Образующийся мусор сортировался: пищевые отходы складывались в специально вырытую компостную яму, а всё, что таким способом утилизировать нельзя, было привезёно в город.

На выбранном нами месте оказалось неожиданно много отдыхающих, видимо, оно было популярно у туристов. Стоявшие вокруг лагеря плотной стеной десятки машин с доносящейся оттуда музыкой, рёв моторных лодок и водных мотоциклов иногда отвлекали от работы.

У нас же было тихо, а источниками музыки были гитара, флейта и комуз.

Отправной точкой проекта «Куда мусор?!...» послужило следующее: человек в процессе удовлетворения потребностей постоянно добывает и использует природное сырьё. В настоящее время большая часть добываемых ресурсов вторично не используется, а вывозится на свалки и остаётся гнить в местах захоронения отходов. Человеку требуется всё новое и новое сырьё, и он берёт его из земных недр. Но потребление ресурсов уже превышает способность природы к возобновление. Ресурсный кризис подступает всё ближе. Между тем, уже использованное сырьё выбрасывается, и тем самым загрязняется окружающая среда. Конечным звеном движения вещества в цикле «производство-потребление» является свалочный полигон.

Целью нашей игры, осуществленной в рамках проекта, было создание модели замкнутого движения вещества в цикле «производство -потребление» и разработка механизма внедрения этой модели в практику. Эта цель в результате четырёхдневной работы была достигнута. Модель можно представить так:

1. Природное сырьё.

2. Предприятие, занимающееся добычей природного сырья.

3. Предприятие, выпускающее готовую продукцию из добытого природного сырья.

4. База, куда складируется готовая продукция.

5. Место распространения и реализации готовой продукции (магазины и другие торговые точки).

6. Потребитель готовой продукции.

7. Место, где складируется неиспользованная часть готовой продукции (мусорное ведро и пр.).

8. Система ЖКХ, обслуживающая мусоропровод, мусорные контейнеры и баки.

9. Транспортные средства, доставляющие мусор (неиспользованную часть готовой продукции) на свалочные полигоны.

10. Свалочный полигон.

11. Мусоросортирующая база, в идеале расположенная поблизости от свалочного полигона.

12. Мусороперерабатывающая база, расположенная на предприятии, добывающем ресурсы.

Реализация этой модели позволит:

1. Сократить потребление природных ресурсов.

2. Вторично использовать уже добытые ресурсы.

3. Сократить площадь свалочных полигонов и уменьшить загрязнение окружающей среды.

В этой цепи пока отсутствуют некоторые звенья, например:

1. Новые источники сырья для производства готовой продукции - вторичные ресурсы. Как будет осуществляться их переработка можно сказать после исследования потребностей рынка.

2. Разработка и внедрение новых видов и технологий производства упаковки.

3. Введение раздельного сбора некоторых видов отходов в жилых районах и в организациях.

4. Введение в ощутимых масштабах сортировки и переработки бытовых отходов. Это возможно после того, как будет изучен потенциал использования различных видов вторичного сырья и приняты стимулирующие федеральные законы.

Все это необходимо делать, не говоря уже о PR-поддержке всего цикла и популяризации продуктов из вторичного сырья.

Такой вот «скромный» план работы получился у нас в итоге четырёхдневных усилий участников лагеря.

Выездной экологический лагерь - первый этап реализации проекта «Куда мусор?!...». Впереди огромная работа. Ее окончание - внедрение модели мусоропереработки в красноярскую действительность.

СОДЕРЖАНИЕ