|
Зеленые приходят
и выигрывают все
Как запустить экологические преобразования
Наталья Чубыкина
Все знают, что современная Германия - одна из самых «зеленых» и одновременно благоустроенных стран Европы. Не менее известный факт, что «зеленая» коалиция в правительстве Германии до последних выборов была многочисленной и влиятельной. Началось ее вхождение во власть лет 25 назад, а неформальное влияние зеленых началось в 70-х годах прошлого века, среди демонстраций, требований к властям, акция, например, высадки 10 000 деревьев в городе Касселе не то буков, не то грабов с платанами. А город, надо заметить, небольшой, хотя и старинный, всего тысяч 200 населения, но 60% его площади занято зелеными насаждениями.
Как-то совпало, что именно в 70-е годы население Западной Германии обнаружило, что живет хоть и в богатой, сильной и упорядоченной стране, но очень загрязненной разнообразными отходами, экологически, можно сказать, неблагополучной. И не только обнаружило, но и начало все это обдумывать, обсуждать, как исправить положение. Еще не были приняты суровые законы, на которые часто ссылаются в Германии, когда объясняют, почему они поступают так, а не иначе. Еще далеко было до всевозможных международ ных собраний, озабоченных устойчивым развитием. А отдельные студенты университета г. Касселя уже экспериментировали с кучами кухонных и садовых отходов. И отдельные предприниматели поощряли студентов в этом и выделяли средства на исследования. В итоге уже к началу 90-х были приняты некоторые меры по уменьшению давления бытовых отходов на территории, были приняты некоторые законы, стимулирующие раздельный сбор и переработку мусора, а эксперименты студентов с «зелеными отходами» позволили уменьшить загрузку мусорных полигонов почти на треть. В настоящее время территория Германии покрыта сотнями станций по компостированию биоотходов, метод привлек сторонников еще в 3-х странах Европы - Австрии, Великобритании и Люксембурге, и новые члены Евросоюза, например, Польша и кандидаты - Литва и Эстония, подтягиваются. Кстати сказать, бывшие студенты-первопроходцы основали и Инженерное бюро, в котором около 30 сотрудников и продолжают развивать идеи использования биотехнологий и альтернативных источников энергии.
Мне в числе небольшой группы российских экологов в июне 2005 г. удалось побывать в Германии для ознакомления с экономикой и технологиями утилизации бытовых отходов. Эта интенсивная двухнедельная стажировка-семинар в под руководством сотрудника фирмы Фер доктора Тило Рота была организована фирмой Йоханнес Фер и Ко (Johannes Fehr GmbH &aamp; Co. KG) из Лофельдена. Предприниматель Хайнц Фер в начале 80-х поддержал исследования студентов Кассельского университе та в области экономики утилизации отходов, а построив первую станцию по компостированию в Германии и внедрив «биобаки» для сепаратного сбора зеленой органики, открыл новую страницу в переработке и вторичном использовании органических отходов. Профессор Харди Фогтман, в то время преподаватель Кассельского университета, руководил этими исследованиями в Витценхаузене. Являясь в настоящее время президентом и Федерального Агентства по охране окружающей среды Германии, он стал партнером фирмы Фер и Кассельского университета в организации стажировки-семинара для нас.
В один из дней проф. Хогтманн и проф. Ангелика Майер-Плёгер пригласили нас в гости в их экодом, который был построен по их собственному проекту. Согласитесь, не у каждого чиновника, даже если он глава природоохранного ведомства, его жилище - экологический дом. Президент ответил на некоторые вопросы специально для «Медвежьего угла».
Господин Фогтман, Ваше мнение, как президента Федерального ведомства охраны природы по поводу обращения с твердыми бытовыми отходами: предпочтительнее, чтобы отходы были максимально переработаны в товары или приемлемо сжигать их для получения энергии?
- Мы говорим только об органических отходах или говорим в общем о мусоре?
В общем о твердых бытовых отходах.
- Мусор необходимо разделять на фракции и только остаток сжигать - только то, что на данный момент не поддается переработке.
Не считаете ли вы, что предпочтительнее, экологичнее, добиваться того, чтобы этого остатка не существовало. И все, что идет в так называемые отходы, потом превращалось в новые товары?
- Нельзя добиться 100% разделения и утилизации мусора. Всегда какой-то процент будет оставаться, и именно этот остаток мусора все равно необходимо сжигать, причем получая при этом энергию.
К какому остатку вы стремитесь, как к конечно возможному? Какой процент может быть переработан, а дальше уже нельзя?
- Остаточный мусор составляет одну треть отходов и ниже, по-видимому, не опуститься. (имеется в виду, что эта треть, от мусора, собранного неразделенным; от общего количества бытовых отходов это составляет 11-12%. - Прим. авт.) Уменьшить эту долю практически невозможно. Поэтому с экологической точки зрения нужно смотреть, действительно ли выгодна вторичная переработка отходов или выгоднее этот мусор сжигать для получения энергии. Примером того является в настоящее время вопрос об утилизации пластмассы. Пластмассы в мусоре в процентном отношении в общем-то немного. Поэтому встает вопрос: выгоднее отделять эту фракцию и перерабатывать или же сжигать и получать энергию?
Германия занимает передовые позиции в Европе по переработке мусора. Понятно, что для этого общество проделало громадную работу. Как Вы считаете, кто сыграл в этом отношении ведущую роль - население или власть?
- Главное, чтобы именно политики давали в этом вопросе определенное направление. И второе: экономически это тоже должно быть целесообразно. Иначе такое направление не имеет смысла. Однако, какова бы ни была эта система, определенную роль, конечно же, играет население. Поэтому население необходимо заинтересовывать экономически, чтобы оно получало определенную выгоду. Чем выше стоимость переработки мусора, тем легче работать с населением, чтобы люди старались раздельно собирать мусор, чтобы уменьшить затраты на сбор и переработку.
В Германии общественное экологическое движение - влиятельная сила. Как Вы считаете, это норма будущего развития общества в целом или Германия в этом смысле исключение, и общественное движение (в других странах) не должно играть решающую роль в принятии значимых экологических решений?
- Действительно, пока это типично для западных стран и не типично, скажем, для Восточной Европы, включая Россию. Что касается Восточной Европы, применительно к проблеме отходов, то, надеюсь, цены на сбор мусора там тоже повысятся и тогда население отнесется к сбору мусора совсем иначе.
Я имела в виду решение экологических проблем более широко, чем проблема утилизации ТБО.
- Дело в том, что численность населения в странах Западной Европы гораздо больше, плотность населения выше, и поэтому здесь быстрее находят решения по охране окружающей среды, потому что человек поставлен перед лицом проблем, которые нужно решать неотложно. И для новых стран - членов Европейского Союза из Восточной и Центральной Европы, нет другого выбора, как следовать экологическим нормам ЕС. Эти страны получили время на переход к стандартам ЕС, а также получили дотации от Брюсселя, чтобы технологию подвести к современным стандартам. И очевидно, там должно быть все-таки давление на население, потому что население должно проявить желание, поскольку политика такова во всех странах, что люди только реагирую на то давление, которое на них действует.
У Вас удобный и красивый экологический дом. Считаете ли Вы, что экологическое домостроение может занять какое-то заметное место в обеспечении жильем населения хотя бы Германии и других развитых западных стран или это привилегия одиночек?
- Именно таким образом, как построен этот дом, где одновременно происходит преобразование солнечной энергии в тепло, свет, где используется компостирование - таких домов будет, наверное, построено очень мало. Однако дома, которые перенимают отдельные элементы, будет все больше и больше.
Правительство как-нибудь стимулирует экологическое домостроение или это личное дело каждого домовладельца?
- На экологическое строительство существуют дотации от государства, причем в определенные периоды времени - разные дотации. Например, в один период - это дотации на использование дождевой воды, в другое время - дотации на использование солнечной энергии. Но не нужно считать, что любой, кто захотел построить дом с экологическими элементами и заявил, что хочет получить дотации на все эти отдельные элементы, их получает. Дотации от государства можно получить на какой-то один элемент. Государство поддерживает эти начинания.
Итак, чтобы запустить экологиче ские преобразования в общественную практику, надо, чтобы власти имели политическую решимость эти преобразования осуществлять. Для начала необходимо принять «строгие законы» и заставить их выполнять. Потом нужно помочь рождению и продвижению необходимых технологий, обеспечив им если не режим наибольшего благоприятствования, то хоть равные возможности. И бесконечно, непрерывно вести разъяснения среди населения, поощряя нужные действия не только словесно, но и экономически. Под населением подразумеваются не только жители какой-то территории, но и участники какой-то деятельности, члены организаций, работники учреждений и корпораций. Если какое-то «экологическое» начинание выгодно экономически и поддерживается на социальном уровне, то общество не может не стать законопослушным. А как же общественная активность, зеленое движение, есть ли его роль в преобразованиях, если решающая роль принадлежит власти даже в демократической Германии? Оказывается, роль этой активности и зеленого движения была начальным этапом преобразований, по сути была необходимой. Об этом проф. Фогтман говорил уже после интервью, но как о чем-то разумеющемся.
Получается, что, когда зеленое мнение и давление в стране приводит в правительство ощутимою долю зеленых функционеров, законы в этой стране, а также действия власти тоже «зеленеют». Когда охрана окружающей среды занимает свое законное место среди прочих забот правительства, муниципальных властей и населения - выигрывают все. В такой стране не услышишь, что некогда думать о пустяках, таких, как вода, земля и воздух, об экономии ресурсов энергии в каждом доме и городке, надо возрождать великую державу. Именно забота об этих «пустяках», когда они всерьез анализируются и учитываются до начала великих свершений, дает в результате здоровое население, отсутствие бедности, как повального явления и снятие проблемы поиска национальной идеи.
СОДЕРЖАНИЕ | |