Светлое будущее на фоне экообразованияНаталья ЧубыкинаСеминар «Решение экологических проблем Обь-Иртышского бассейна через развитие местного самоуправления и повышение роли обществен ности» проводился в феврале 2005 года при поддержке Посольства Королевства Нидерландов. Его организаторы были убеждены, что многое плохое, включая разрушение природы и проистекающие из этого экологические проблемы, у нас в России происходит от того, что население, люди, народ отчуждены от участия в защите собственных интересов в значительной степени, такой, что у них часто нет желания узнать о своих правах, и уж тем более - их защищать.
Пожалуй, теоретически все согласны, что устойчивое развитие страны или региона непредставимо без участия местных сообществ в своих собственных делах. Например, если мы живем на реке и пользуемся ее благами, то кто, как не мы, заинтересован в том, чтобы благ было побольше, а потерь, в том числе от загрязнения этой реки, поменьше. Но на практике, живем на реке мы, загрязнем ее «мы» как население, «мы» как ЖКХ, «мы» как промышленные предприятия, а плату за загрязнения (и значит - возможности для очистки) получает государство в лице федерального правительства. И тратит по своему усмотрению. Почему сложилось так с правами, реальными, а не декларированными, - вопрос непростой. Но важно понять, что нужно и можно сделать, чтобы ситуация изменилась. Одной из возможностей привлечения населения к защите своих экологических интересов является деятельность экологических общественных организаций - эко-НПО. К сожалению, обычной проблемой большинства экологических организаций как раз является неэффективная работа с населением, из-за неумения, и нежелания, и просто боязни больших затрат времени и сил. Экологам кажется, что быстрее сделать самим, чем долго объяснять не вовлеченным людям, что существует проблема, она отражается на всех, даже не информированных, и нужно ее решать. Экологические организации часто ограничиваются ролью экспертов, пусть грамотных экспертов, спору нет. Но далеко не всегда этого достаточно. Все чаще необходимо пресекать вседозволенность бизнеса и властей, а для этого нужна реальная сила. Отпор со стороны населения, «электората», может быть существенным аргументом в споре. Но если не работать среди людей повседневно, тратя силы и время, может неожиданно выясниться, что инициативы общественных организаций не имеют отклика у населения. Вот ведь, активисты-экологи костьми ложатся за спасение природы и улучшение среды. Но реакция народа - или полное безразличие, или поощрительное: «Давайте-да вайте, работайте! На то вы и экологи». Задумали мы расшевелить движение в защиту сибирских рек. Движение появилось в 2000 году, когда Елена Колпакова с волжской командой «Поможем реке» появилась в Сибири. Состоялась первая конференция «Реки Сибири», и была надежда, что наконец общественные организации и группы Сибири, объединившись, спасут реки. Но по прошествии четырех лет и двух Международных конференций приходилось признаться, что экологам не удалось существенно расширить участие местных сообществ в решении речных проблем, опираясь на местное самоуправление. Новые встречи, обсуждения и совместное продвижение были необходимы. Мы наметили поэтапное развитие совместной работы. Цель-то стояла - запустить механизм бассейнового сотрудничества в решении экологических проблем, которые перекрещивались с социальными. Первым этапом наметили рабочую встречу-семинар для обсуждения ситуации, обсуждения новых идей, поиска партнеров и продумывания проектов действий. С семинаром были связаны большие ожидания, очень уж привлекательной выглядела идея объединения общественности, чтобы получить в руки населения немножко власти - порешать свои собственные проблемы. Следующим этапом планировалась III Международная конференция Сети сибирских рек, на которой уже можно было рассказать, как продвигаются дела, в том числе запланированные на семинаре. Поскольку конференция сразу виделась как место встречи общественников, представителей власти от регионов, водников-практиков и ученых, то семинар требовал хорошей подготовки - не только разработки проектов, но и предложений для властей и других участников процесса. На семинар собрали представителей с территории от Тюменской области до Красноярска. Состав был неоднородным, как и задумывалось. Были люди с многолетним опытом общественных и природоохранных действий и тусовок, были начинающие общественники и школьные учителя, которые работали с детьми, как могли. Задачей участников было познакомится с новыми людьми, рассказать о своих возможностях, состоявшихся и будущих победах, проработать варианты действий, в том числе и партнерских. В задачи организаторов, кроме всяческой помощи в реализации ожиданий участников, входило еще и получить коллектив, настроенный на взаимодействие с неорганизованным населением и на работу с властями (кому еще не приходилось). В выборе проблемы для разработки никого не ограничивали. В результате собралось несколько групп по интересам - защита Катуни, организация бассейновых комитетов для управления речными ресурсами, организация общественной активности населения для решения местных проблем, защита малых рек. Однако самой многочисленной оказалась группа по экообразованию. В нее сгруппировалось почти половина всех участников. Причем, далеко не все они преподают в школе или профессионально связаны с детским образованием. Это симптоматично - в существующем круге, который у нас называют экологами, большая часть занимается именно с детьми. С одной стороны - понятно: школа лучше организована, имела поддержку в виде федерального и регионального компонентов экообразования (значит - мотивацию). Организованных в группы школьников легко привлекать к акциям и праздникам «в честь». Получается массово, наглядно и имеет какой-то воспитательный эффект с уклоном в экологию. И учителей за годы новейшей истории России частенько звали на различные нешкольные семинары, экологические тоже. Что они там стремились получать? Вот как описала свое видение семинара одна из участниц группы экообразования: «У меня были более приземленные ожидания от этого семинара Мы обычно ждем методик - того материала, с которым дальше работаем. Первый день немножко ошарашил масштабом. Я подумала, что предлагают что-то огромное и не совсем мое. А когда начали работать и разрабатывать какие-то конкретные моменты, в общем-то стало понятно, что из большого всегда можно выбрать малое. Я думаю, что мы в школе будем теми искорками, которые могут развить и приложить эти идеи. А те группы, которые по своим проблемам оказались дальше от нас, дали хороший методический материал для уроков экологии». Но детям не позволят заниматься делами, связанными с риском, даже риском административных санкций. Еще очевидно, что «вертикаль власти» в системе образования, выстроенная достаточно отчетливо, не позволяет подавляющему большинству учителей - наставников молодежи, действовать вопреки властным установкам. Поэтому часто экообразовательные проекты, предлагаемые из системы образования, получаются дополнением к школьным программам или подобием внеклассных мероприятий. Эксперт одного из экологических фондов так высказался о ситуации с общественной экологической активностью: «Хороших заявок все меньше и меньше. Большинство от околообразовательных организаций... Мне уже откровенно скучно читать заявки про «повышение экологической грамотности» и «формирование экологического мировоззрения»». Смещение экологической деятельности в область относительно бесконфликтных экообразовательных проектов, так отчетливо проявившееся на нашем семинаре, сигнализирует, что даже экологическое сообщество снизило готовность защищать экологические права. Эти процессы параллельны многим другим социальным явлениям в нашей стране, общество чутко воспринимает сигналы о закреплении единоначалия и связанные с этим ограничения для проявления общественной активности и общественного участия. То, что экологические процессы имеют прямую связь с социальными, можно проследить из любой добросовестной статистики. Вот, например, данные из опроса, который проводил «Глас Рунета». Абсолютное большинство пользователей Рунета (78%) не удовлетворены состоянием окружающей среды в регионе своего проживания. При этом более половины (59%) опрошенных полагают, что экологическая ситуация в их регионе за последние годы ухудшилась, 24% считают, что она не меняется, и лишь 8% усматривают в ней позитивные сдвиги. Более их беспокоит, высокая концентрация выхлопных газов от автотранспорта (постоянно беспокоит - 55,4%; не беспокоит совершенно - 8,3%) и плохая работа санитарных и ветеринарных служб, грязь, свалки мусора (постоянно беспокоит - 53,1%; не беспокоит совершенно - 8,4%). Вторым по значимости фактором, также затрагивающим повседневную жизнь горожан, является слабый или исчезающий пояс зеленых насаждений внутри и вокруг городов. При этом более благоприятную оценку на общероссийском фоне получили Южный и Сибирский федеральные округа, а наиболее неблагоприятные - Москва, Уральский, Дальневосточный, Центральный федеральные округа. Если сравнить теперь по уровню доходов жителей этих округов (получены из других источников), то оказывается все ровно наоборот. Наименьшие доходы - у жителей Сибирского и Южного федеральных округов, а наибольшие, как нетрудно догадаться, в Москве. Роль играет не только обеспеченность средствами, но, по-видимому, и общее осознание своих прав на блага и возможность реализовать эти права. Сибирский регион - традиционно сырьевой. И если так заведено, если это на уровне традиции, жители меньше могут влиять на ситуацию с состоянием окружающей среды и меньше действуют, по принципу «плетью обуха не перешибешь». Мы имеем то, что имеем. Но если не представляется возможным раскачать широкую общественность на громкие и эффективные действия, можно ли использовать с большей пользой то, что есть? Можно ли, работая в рамках экообразовательных проектов со школьниками, получать видимый природоохранный или социальный эффект? Есть примеры, вселяющие некоторую надежду. Правда, те, кто берется всерьез за такую работу, сталкиваются с теми же неудобствами, которых стремятся избежать, отказываясь от прямых действий «за экологию». Ну, например, взялись вы за проект по обследованию качества питьевой воды в поселках области. Исполнители - школьные группы, подростки с педагогами, которые получают необходимые консультации, оборудование и химреактивы, сами проводят анализы воды и доводят их результаты до сведения односельчан и местных властей. И что выходит? Что сельчан не очень интересует, что они пьют из колонок, а власти не очень хотят обсуждать, как они могут (и обязаны!) ситуацию с питьевой водой улучшить. Возможно даже, что у них есть собственные планы, как использовать свои силы и хозяйственные средства. Возможно даже, что планы эти вполне коммерческие. И перед группой, в большей мере - перед учителем, встает вопрос, как поступить. А если помнить, что учитель встроен в российскую вертикаль власти довольно прочно и отнюдь не в верхние ее ярусы, то понятно, что пойти на решительные действия за улучшение местной «экологии» он захочет далеко не всегда. И только при поддержке жителей. Знаю о таком проекте от его руководителя О.Д. Лукашевич из Томска. Мы рассматривали этот проект как очень успешный, а вот что говорит о нем сама Ольга Дмитриевна. «Получилось, что я уже на втором семинаре, который организует «ИСАР-Сибирь». После первого семинара результаты были для меня самыми удивительными. Мы реализовали очень большой проект, а задуман он был прямо на семинаре. Мы его назвали мега-проектом, а он и вправду таким оказался - по вкладам труда в него и по результатам. Особенно мне был полезен опыт по работе с общественностью, потому что мы собирались и сами привлекать общественность к проблемам питьевого водоснабжение, но это оказалось самым трудным. Гораздо легче было почистить от мусора берега и водоохранные зоны, но гораздо труднее - показать населению необходимость его участия в решении собственных проблем. Боюсь, что эту «Аленушку» мы так до конца и не разбудили. Здесь, на встрече, возникает сразу множество идей. С одной стороны, конечно, хотелось бы «дружить областями». Наверное, у многих уже созрела такая потребность. А с другой стороны - мы очень разные, наверно, это и хорошо, у каждого свои «изюминки» есть, но совместить какие-то вещи невозможно. Возможно, «Сеть рек» позволит что-то сделать сообща. В общем, спасибо организаторам, они старались объединить и водную тематику, и участие общественности в решение водных проблем. Мы собираемся все же продолжить свой проект и в направлении расширения круга участников, и новые формы будем изобретать». Последнее очень порадовало, потому что сначала Ольга Дмитриевна была... разочарована соотношением затраченных усилий и полученным результатом (в смысле активности самого населения) и очень сомневалась - стоит ли оно того. Наверное, даже предвидя, что не получишь результаты, к которым стремишься, все равно нужно всегда повторять старания, например, затевать семинары, даже если они покажут довольно грустную картину состояния природоохранного сообщества. По Ганди: «Будь тем изменением, которое ты хочешь, чтобы произошло». Обнадеживает, что на нашем семинаре обсуждалось, что одной из основных проблем и серьезным тормозом в устойчивом развитии является сырьевая направленность не только экономики, но всей жизни Сибири. Вот что сказал Сергей Белоконь из Бийска: «Раньше мы боролись с «плохими» проектами коммунистической партии, потом мы боролись уже с «демократическими» проектами, тоже «плохими». А на самом деле, я понял, мы боролись против проектов сырьевой экономики, в которой мы сейчас находимся, и, если мы будем применять анализ, мы все-таки подойдем к идее смены экономики, к идее ее переориентации, тогда у нас сменится политика и вся культура и так далее. И новые технологии придут к нам. Тройной стеклопакет, например, в жизнь приходит - никуда не денешься. Хорошо бы, чтобы он приходил от нашей промышленности.». Если бы к этому стремились все жители Сибири... Останавливаться нельзя, с этим согласны все участники встречи. Очень точно это настроение выразил Сергей Костарев из Омска «У нас есть девиз: «Вода точит камень не силой удара, а частотой попадания!». Я думаю, когда мы все вместе собираемся и начинаем бить в одну точку, то скорость прохода «горной породы» сильно увеличивается. Я не геолог, но предполагаю, что именно так это должно происходить. Я думаю, что вот это собрание - давно такого не было большого, хороший знак. Я думаю, что нам пора объединяться и действовать сообща, поскольку, может, и нельзя говорить, что мы исчерпали себя, как одиночки, но нам пора в стаи сбиваться». Тем более, если это дает надежду. Олег Грицина из г. Омска (он работал в группе экообразования) сказал в заключение: «Главное, что мы здесь все получили - очередной заряд бодрости и планов действия. Вперед двигаться надо. Изначально я, вы помните, наверное, один встал в сторонке и не собирался с властью сотрудничать в принципе. А теперь я понимаю, что сотрудничать с властью надо и можно, и даже в какой-то степени - в системе образования. Хотя… есть еще над чем подумать». |