ТЕМА НОМЕРА

Керосиновое озеро

Сарсен Капанов, г. Семипалатинск

В опасной близости от Иртыша, из-за безалаберности военных, образовалось рукотворное подземное нефтяное море. Пока страдают только местные жители, ничего не растет в огородах на пропитанной керосином почве. Но если керосин доплывет до Иртыша?

В статье представлен взгляд на проблему руководителя Семипалатинской инспекции охраны и использования недр.

С конца 40-х годов прошлого столетия в результате многочисленных технологических и аварийных утечек авиакеросина на территории складов ГСМ Семипалатинского авиаотряда и двух войсковых частей произошло загрязнение подземных вод и зоны аэрации водоносного горизонта долины Иртыша. Образовалась крупная линза авиатоплива, залегающая на глубине 3-4 м от поверхности земли.

В разные годы СМИ неоднократно возвращались к теме керосинового загрязнения. В телевизионных сюжетах показывалось, как жители домов по улице Аягузской из своих приусадебных колодцев "добывали" авиационный керосин на продажу.

Специалистами ТУ "Востказнедра" совместно с гидрогеологами ТОО "Семейгидрогеология" в мае текущего года проведено обследование доступной части "керосинового озера" за пределами территории воинских частей. Наблюдения непосредственно в очаге загрязнения были прекращены в ноябре 1999 года, когда Министерство обороны Республики Казахстан приняло решение о запрете на проведение контрольных замеров уровней подземных вод и выполнение отбора проб воды на химические анализы на территории воинской части. До этого времени функционировал пост мониторинга, где наблюдения проводило тогда АО "Семейгидрогеология" в рамках государственного заказа. В 1991-1992 годах силами гидрогеологов нашего региона, по договору с воинской частью, для разработки рекомендаций по ликвидации "озера" была проведена работа, результаты которой использовались в проекте "Оценка современного состояния загрязнения водоносного горизонта авиакеросином и разработка ТЭО его локализации и ликвидации" (I этап). Частично реализация этого проекта была осуществлена фирмой КазГИДЕК, а затем ТОО "Кесертке". Финансирование работ производилось Министерством охраны окружающей среды.

В 1995-1996 гг. мощность слоя керосина (жидкая фаза) составляла от 0,04 до 1,45 м (непосредственно на территории складов ГСМ). По результатам последних возобновлённых наблюдений мощность керосинового слоя до 0,65 м отмечается в скважине, расположенной в непосредственной близости от источника загрязнения, вниз по потоку керосиновый слой отсутствует.

После совместного обследования, проведённого в мае, Комитетом геологии и охраны недр согласована программа по восстановлению поста "Семипалатинский". Согласно этой программы пробурено 10 наблюдательных режимных скважин и проведён каптаж (сооружение для захвата подземных вод) 8 родников в зоне вклинивания подземных вод в борту террасы. Старая наблюдательная сеть восстановлению не подлежала: часть скважин выведена из строя, часть осталась на территории войсковой части. Надо отметить, что одна скважина пробурена на территории ТОО "Семипалатинский мясокомбинат", руководство которого пошло навстречу и обеспечило доступ на территорию бурового станка и специалистов ТОО "Семейгидрогеология" для ведения работ в полном объёме.

В июле 2004 года на расширенной Республиканской выездной коллегии Комитета геологии и охраны недр был затронут вопрос восстановления государственной режимной сети на посту "Семипалатинский", проведения работ по оценке степени загрязнения авиакеросином на должном уровне и в достаточных объёмах.

По сравнению с 1996 годом отмечается уменьшение мощности и концентрации нефтепродуктов. Мощность слоя уменьшилась в два раза. Среднее содержание нефтепродуктов изменяется от 7,2 до 0,34 мг/дм3. Уровень загрязнения подземных вод нефтепродуктами снизился в 21 раз. Эта информация получена по результатам непродолжительных наблюдений после восстановления поста. Для более достоверного определения масштабов загрязнения (площади загрязнения, скорости перемещения границы области загрязнения) наблюдения на контрольной сети необходимо проводить более длительный срок.


P/S/ Комментарий к.г.м.н О.В. Шигановой. Загрязнение нефтепродуктами является одной из самых серьезных экологических проблем, т.к. характеризуется широким развитием, опасностью для здоровья людей, растительности и биоты. Нефтепродукты представляют собой высокотоксичные вещества и отличаются высокой миграционной способностью и длительным сроком воздействия. При попадании 1 м3 нефтепродктов в грунтовые воды площадь их загрязнения составит 5000 м2, а время существования загрязнения будет исчисляться сотнями лет.

Ситуация с формированием керосиновой линзы в районе г. Семипалатинска достаточно распространенное явление. Формирование техногенных линз жидких нефтепродуктов под "объектами нефтепродуктообеспечения", так называются по ведомственной терминологии объекты хранения и перераспределения жидких нефтепродуктов, происходит везде, где есть нефтебазы, заправочные станции и обслуживающие их транспортные системы (магистральные трубопроводы, железная дорога). Объем нефтепродуктов в подземной гидросфере на объектах длительного функционирования стационарных складов ГСМ может достигать десятки тысяч кубометров, а площадь загрязнения сотни гектаров. А в районах расположения нефтеперерабатывающих заводов формируются даже месторождения нефти-сырца, разработка которых по оценкам экономистов вполне рентабельна. Весьма опасны линзы нефтепродуктов в долинах рек. Попадая в реки эти вещества легко мигрируют и загрязняют значительно большие территории, чем в бессточных районах.

СОДЕРЖАНИЕ