ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Лучший вид на этот город

Лилия Кондрашова, Владивосток

Когда ты не погружен в какие-то проблемы по уши, по самую макушку, а просто пробегаешь мимо, может показаться, что ничего не меняется в лучшую сторону.

Очень увлекательно заниматься экологическим образованием. Дети чувствуют Природу, искренне реагируют на проблемы и стремятся прийти на помощь. Мчась в образовательном полете, перестаешь ощущать реальность, задумываться об эффективности того, что делаешь.

Что видит человек, выходя из дома в нашем городе - мусорный контейнер. Под окном - мусор, который выбросили из окна верхние жильцы, или его выдуло из контейнера.

Спускаясь по лестнице к автобусной остановке, видишь замусоренные склоны, выезжая из города - свалку, сползающую в море.

Как тут не впасть в отчаяние и не задуматься о том, что, может, надо остановиться и разобраться, почему так происходит.

Ведь нельзя же детей учить и заслоняться бравыми субботниками и экологическими десантами, когда самому непонятно, что происходит и куда двигаться. Проблема - вот она, на лице города, ничем не прикроешь, так что же делать, чтобы она решалась?

Три года назад я забралась в дебри, связанные с отходами. Попыталась разобраться, почему несанкционированные свалки растут, как грибы после дождя, а система сбора вторсырья так неэффективна, и как это происходит в других странах, регионах, что возможно делать у нас в Приморье. Захватывающий период исследования корней проблемы, люди, желающие что-то изменить, и позитивный опыт других стран внушали надежду.

Оказалось, что правовых актов и механизмов для решения проблемы загрязнения города и края отходами достаточно. Закон об административных правонарушениях запрещает сжигание и сброс отходов в неположенных местах, но повсеместно растут несакционированные свалки, а по ночам через открытое окно дышишь дымом от горящего прямо во дворе, в контейнере, мусора. К слову, чтобы мусор не жгли во дворе, достаточно было поговорить с дворниками и с начальником ЖЭУ.

А свалки?! Контроля за образованием отходов и за их вывозом из офисов, торговых точек практически не существует. Из 17 тысяч организаций контролируются только 200!

Но, что в силах и компетенции общественной организации? Cтало понятно, что надо менять образ жизни и заниматься образованием и просвещением населения - это мы в силах сделать.

Исследования своего, семейного, мусора привели к выводу, что количество отходов можно сократить в два раза. Ведь самое эффективное - это сокращение количества отходов у источника. Через обучение на семинарах консультационно-образовательного центра "Либра" по программе "Экогруппа" пришли к работе со взрослыми. Формирование устойчивых привычек и стереотипов, которые приводят к снижению отходов в семье на 25-50%, оказалось вполне реальным. Но как оживить имеющиеся законодательно-административные механизмы и решить проблему за пределами своего мусорного ведра?!

Новые привычки и стремление к цивилизованному обращению с отходами появились у членов наших Экогрупп слишком быстро, город не успел подготовиться и создать систему приемных пунктов. Мы организовали свой собственный приемный пункт макулатуры в рамках молодежного проекта "Бумажный БУМ". Поставили возле Центра детского творчества трехтонный железнодорожный контейнер, из которого приемный пункт макулатуру вывозит, когда наберется 400 кг. Вовлекли в сбор бумажных отходов несколько дружественных организаций. Но не были готовы к тому, что у Картонного комбината поломается единственный на город огромный пресс и запчасти к нему будут искать два месяца. Нас завалило макулатурой. Хотя из торговых центров и с рынков, где и объемы другие, и картон дороже, переработчики картон вывозили. Стало понятно, что работать с населением, которое не дает больших объемов отходов, им невыгодно, а задумываться о просветительских и социальных задачах некогда - выжить бы.

Закапываясь в "мусорной" проблеме, постоянно залезали не в свои дела, нас просто выносило за рамки образования и просвещения. Так, набивая шишки, участвовали в экологической экспертизе целевой краевой программы "Отходы", пытались разобраться в тонкостях контролирующих механизмов. Оказалось, что все это необходимо не только, чтобы просто быть грамотным, активным человеком, но и чтобы заниматься эффективным экологическим образованием. Делать образовательную программу для школ и не включать практику, возможность приобретения детьми личного опыта, невозможно. Уже поэтому наладили сотрудничество с перерабатывающими предприятиями. Общение с ними принесло неожиданное вдохновение, открытие талантливых, социально ответственных предпринимателей. Конечно, не каждый переработчик захочет связываться со школами и общественными организациями для проведения информационно-просветительских кампаний и акций по сбору вторичного сырья. Хлопот гораздо больше, чем выгод. Но мы нашли таких, которые видят в этом смысл!

В этом году в рамках Недели моря четыре дня проводилась акция "Море без пластика". Для сбора пластиковых бутылок придумали Экомагазин. Пластиковые бутылки были деньгами, на них можно было купить товар. Например, авторучка стоила 5-10 бутылок, а футболка - 60-70 бутылок. Это была первая попытка организовать массовый сбор вторсырья. Хотелось, чтобы поверили: хотя в городе и на побережье мусора не становится меньше, но позитивные изменения происходят. В крае активно развиваются перерабатывающие производства. Участники акции увидели это в реальности, и для них это было открытием. В акции участвовало 200 детей, и еще родители, которые им помогали, в результате собрали 4810 бутылок. Проблему с переработкой бутылок мы не решили, в городе ежедневно образуется около 150 тысяч бутылок. Но показали, что есть возможности для ее решения. На следующей неделе один из районов города проводит подобную акцию с привлечением 17 школ. В поселке Лучегорск организация "Первоцвет" выполнила проект "Опасный мусор"; собрали 25 кг батареек и даже нашли в Хабаровске предприятие, которое их купило.

Мне говорили: поезжайте куда-нибудь в Европу удовлетворять свои потребности в раздельном сборе отходов, во Владивостоке мы этим заниматься не будем. Не прошло и года, как новая городская администрация заговорила о необходимости создания такой системы.

Развитие общественных инициатив, общественного контроля и модельных проектов - все это не напрасно и не впустую. Низкая культура населения - просто жителей города, производственников, администраторов, вкупе с безответственностью и является одной из основных причин сложившейся системы управления отходами.

Изменение стереотипов потребления и обращения с отходами через образование и просвещение детей и взрослых могут сдвинуть решение проблемы с мертвой точки.

По-прежнему, выходя из дома, я вижу возле контейнера отставного офицера, выбирающего "полезный" мусор, у соседнего дома - дворника, собирающего выброшенные за ночь пакеты и бутылки, свалка продолжает гореть на берегу моря, и дети в парке убирают чью-то помойку. Но за три года в крае разработана целевая программа "ОТХОДЫ" с приоритетами, направленными на развитие глубокой переработки отходов; создана Краевая Ассоциация переработчиков отходов, каждые 2-3 месяца появляются новые перерабатывающие производства. Есть образовательная программа, по которой за 2 года обучено около 900 школьников и 450 педагогов, экологические организации начали более эффективно работать в этой области и разрабатывают проекты, направленные на комплексное решение проблемы, а не только на организацию акций по уборке. Сформировались объединения общественных организаций и активных граждан, коммерческих структур, и сотрудничество постоянно расширяется, много шагов мы уже сделали.

Наберемся терпения...

СОДЕРЖАНИЕ