ТЕМА НОМЕРАОзеленение ради здоровьяДудикова ТатьянаДля большинства городов Сибири наметились существенные ухудшения состояния и перспектив развития "зеленых легких городов" из-за уплотнения городской застройки. Новосибирск в этом отношении - достаточно показательный пример. Для зеленых насаждений Новосибирска характерны нерациональное размещение, их низкое качество, недостаток озелененных территорий в большинстве городских районов. 75% населения Новосибирска сосредоточено на 46% площади в районах с высоким и средним уровнем загрязнения. В этих районах просто недостаточно площадей под создание парков, поскольку и без того густонаселенные территории уплотняются новой застройкой. Положение с городскими зелеными насаждениями могло бы отчасти компенсироваться качественным "зеленым поясом" пригородных лесов. Но площадь пригородных лесов также неуклонно сокращается. Удельная обеспеченность горожан пригородными лесами с 1930 до 1990 года (с учетом также и постоянного роста численности населения города до 1990 года) снизилась более чем в 35 раз. Если в 1930 г. на каждого новосибирца приходилось 0, 70 га пригородных лесов (в границах зеленой зоны), то в 1950 - 0,06, в 1990 г. - 0,02 га. Это в пять раз меньше, чем в среднем в России.
Специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 20-25% обуславливается состоянием окружающей среды, ее загрязнением. Особенно воздействию агрессивной городской среды подвержен детский организм. Только развивая и увеличивая долю зеленых насаждений можно снизить риски для здоровья, заболеваемость, включая психические расстройства. В районах с относительно благоприятной экологической ситуацией (Советский и Первомайский) действительно заболеваемость существенно ниже (15-30%), чем в остальных. Отдельные исследования в городах Европы говорят о том, что дополнительное озеленение городской среды помогает снизить не только риски заболеваний, но даже социальную напряженность. Улучшая санитарно-гигиеническое состояние города, в том числе за счет обеспеченности зелеными насаждениями, укрепляем здоровье горожан. Безусловно, город тратится на озеленение и проводит его. В 2003 г. затраты на озеленение города в Новосибирске составили 13 800 тыс. руб. На эти деньги было высажено 5 000 кустов, 5 га новых насаждений и 3 млн цветов (см. табл. 1). Для такого крупного города, как Новосибирск, это очень низкие темпы озеленения. Кроме того, основные деньги пошли на обустройство и содержание цветников и газонов (почти 9 млн рублей из 13,8). Возражений против цветников и газонов, как таковых, нет. Есть изумление соотношением трат. В Новосибирске ощущается острая нехватка древесно-кустарниковых насаждений - по старым, дореформенным, нормам санэпидемнадзора на одного жителя полагается 27 м2, а есть не больше 9 (по некоторым данным - 6 м2). Правда, как нас уверили в настоящее время таких норм не существует. Но потребность в зеленых насаждениях не отменить также легко, как санитарные нормы. Есть также представления, это уже у архитекторов, что благоприятная городская среда должна содержать около 50% площади зеленых насаждений, Ле Корбюзье даже считал - около 80%. Правда, есть и другие представления - в США достаточной называют 35% озелененной городской территории, но это - по древесной растительности. Новосибирск в целом, не соответствует даже последней из приведенных норм. Если не считать 2-3 скверов, основные его зеленые массивы - остатки коренных лесов. В центральной и прилежащей к центру городской территории это и вовсе остатки березовых рощиц, где размещались старые городские кладбища. Леса были вырублены, а заменить их городским озеленением оказывается очень дорого и хлопотно. В настоящее время, когда происходит массовая вырубка стареющих и больных деревьев, посаженных одновременно, лет 40-50 назад (и что это за возраст для дерева?!), нужда в увеличении древесно-кустарникового фонда становится еще острее. На этом фоне массовое разведение цветов не выглядит впечатляющим достижением городского озеленения. Содержание этих цветников обойдется в 4,5 раза дороже стоимости посадочного материала и составит 4 223,9 тыс. руб. Ежегодно в Новосибирске тратится на содержание цветников и газонов около 9 млн руб. Общая площадь их территорий составляет около 300 га. Если город может позволить себе разводить цветы, затрачивая на это более 6 млн руб., то резонно было бы многократно увеличить расходы на поддержание древесно-кустарниковую растительность. Если же денег нет, то есть смысл тратить их рациональнее, отказываясь от роскоши в пользу необходимого. Ведь именно деревья способны внести больший вклад в сохранение и воспроизводство так необходимого в городе чистого воздуха. В последнее время в озеленении чаще используются не крупные деревья, а кустарники. Вырастить кустарник и ухаживать за ним гораздо дешевле и проще, чем за крупным деревом. Кустарники не взламывают покрытия тротуаров, их падение не угрожает машинам. Они хороши всем, но только не тем, для чего создается озеленение городов - не создают тени, не снижают температуры воздуха в жаркое время, не эффективны в очитке воздуха от пыли, вредных примесей, в защите газонов от пересыхания. В чем причина такого невнимания к посадке деревьев, созданию новых парков и скверов? Может быть в том, что городские власти слишком увлекаются городской застройкой, особенно точечной? Оно и понятно: зачем властям лишняя маета с парками, проблема с содержанием, затраты. Землю застройщику передал - и хлопот нет, и в казну копейка. Вряд ли соображения о здоровье горожан здесь вообще присутствуют. Работы по зеленому строительству, предельно сокращенные, проводятся без учета экологической ситуации в городе, уровня техногенного загрязнения городских территорий, экологических условий на объектах озеленения (парках, скверах, дворовых территориях и др.). Есть настоятельная необходимость в новых подходах к озеленению Новосибирска. Речь ведется о посадке крупномерных деревьев, что вполне оправданно экологической ситуацией в городе и связанным с ней уровнем заболеваемости. Архитекторы, предлагая введение новых объемов озеленения, ссылаются на последний генеральный план развития в Новосибирске, который был принят в 1984 году. Однако приходится признать, что этот план не был реализован во многих частях, в том числе в зеленом строительстве. Чтобы реализовать планируемые объемы зеленого строительства в течение 15 лет (сроки, указанные в плане стратегического развития Новосибирска), необходимо сейчас, чтобы из бюджета города на эти цели выделяли примерно 70 000 тыс. руб. ежегодно. Это для того, чтобы садить крупномерные деревья. Экономический эффект данных мероприятий будет выражаться в снижении затрат на лечение больных. В 2003 г. эта сумма составила бы более 300 000 тыс. руб. Если принять во внимание, что не менее 20% случаев заболеваний вызваны неудовлетворительной экологической обстановкой, тогда располагаем суммой в 304 206 тыс. руб. (см. табл. 2) которая в свою очередь составляет 1/6 бюджета здравоохранения города. При существенном улучшении экологии города можно рассчитывать на экономию бюджета здравоохранения. Увеличение площади озелененных территорий, опять же по невыполняемому генеральному плану развития от 1984 года, предполагалось в районах с неблагоприятной и критической экологической ситуацией. В Новосибирске их насчитывают 6 из 10. Рекомендуемые мероприятия позволяют поднять уровень озелененности города в среднем до 42% (см. таблицу 3), что повысит эффективность системы озеленения до требований существующих санитарно-гигиенических норм. Таблица 1.Затраты на содержание цветников и газонов
Таблица 2. Затраты на лечение населения г. Новосибирска за 2002, 2003 гг.
Таблица 3. Предлагаемые затраты на зеленое строительство
|