ТЕМА НОМЕРА

Направление движения в мире отходов

Наталья Чубыкина, Новосибирск

"Свалки расползаются. Перспектива превратить страну в сортир очень реальна".

Г-н Качьян, директор московской компании РЭК

Ускоренные темпы прогресса хорошо иллюстрируются проблемой мусора. Если 15-20 лет назад она казалась исключительно следствием плохой работы дворников и управдомов, то в наши дни бытовые отходы - головная боль всех муниципальных начальников. И как говорится, "есть почему". Ежегодно в мире на каждого человека образуется около 300 кг твердых бытовых отходов. По различным странам и населенным пунктам этот показатель колеблется от 120 до 650 кг/год. Прирост образования твердых бытовых отходов (ТБО) увеличивается очень быстрыми темпами - от 3 до 12% в год в различных странах. В России, по оценкам, производится более 120 млн т ТБО в год. Только под мусорные свалки в стране отчуждено почти 1 млн га земель, среди которых много плодородных.

Нам, россиянам, на рубеже 90-х годов в голову не приходило, какие проблемы несет разнообразная упаковка. Ведь именно она составляет до половины всех бытовых отходов. До сих пор тяга к красивой обертке и досада на избыток мусора существуют как бы в параллельных мирах.

В середине 90-х в массы начала проникать идея, что уже пора организовать борьбу с использованной упаковкой, которая сразу становится отходами. Одни предлагали закапывать, другие - сжигать; третьи поправляли: сжигать, а то что не горит - закапывать. Но проблема мусора пришла с Запада вместе с прочими завоеваниями цивилизации, значит, Запад и столкнулся с ней раньше нас. Как же обстоят дела "у них"? Обнаружив во второй половине 80-х, что избыток отходов начинает сказываться на качестве жизни и даже безопасности, города и страны начали принимать национальные программы, законы и обязательства по безопасной утилизации и вторичной переработке отходов. Это послужило серьезным толчком изменения системы обращения с отходами и за 10-15 лет привело к результатам, на которые вначале мало кто рассчитывал. Если мы хотим тех же достижений, нужно изучить чужой опыт. Благодаря ему мы можем быть даже более успешными, ведь это поможет избежать чужих ошибок.

Если не считать гипотетической возможность не производить отходов, известно 3 способа обращения с отходами: захоронить на полигоне (который сначала является свалкой), сжечь на мусоросжигательном заводе и переработать вторично. Эти способы можно назвать разными стадиями опыта обращения с отходами, которые запад прошел. Стоит их рассмотреть попристальнее.

Захоронение на полигонах

Оборудованный мусорный полигон должен иметь изоляцию от проникновения токсичных веществ в грунт и затем - в грунтовые воды. Он имеет определенную емкость - объем отходов, которые планируется на нем разместить. Мусор на нем утрамбовывают и по исчерпании емкости захоранивают, т.е. покрывают слоем нейтрального материала и грунтом. На практике полигоны далеко не всегда устроены по правилам, часто под них просто выделяют землю, не заботясь об изоляции. Санитарная обстановка вокруг таких полигонов - не из лучших. Но есть и гораздо более опасные следствия, чем грязные и вонючие окрестности. Почему рядом со свалками, как и с кладбищами, жить нельзя? Потому что колодцы рыть нельзя. Вода из них - ядовитый коктейль. В 70-е годы ХХ века стало общепризнанным фактом загрязнение рек сточными водами с мусорных свалок. На полигоны свозится много токсичных веществ, причем не только с производств, но и из квартир и домовладений. Только одна "пальчиковая" батарейка заражает солями тяжелых металлов и химикатами 20 кубометров мусора, уже не говоря о ртутных термометрах и лампах, которые также попадают на свалки. По подсчетам ученых, мусор содержит в 100 раз больше отравляющих веществ, чем все армейские арсеналы химического оружия.

Специфика хранения делает свалку еще более ядовитой. Горение отходов, из-за поджогов и вследствие самопроизвольных химических реакций, мало с чем сравнимо по эффективности загрязнения окружающей среды. В мире, в принципе, система предотвращения самовозгорания мусорных свалок существует. Однако она требует больших средств, и там, где на безопасности экономят, ее используют редко. В России, например, свалки горят постоянно.

Но есть еще кое-что, о чем зачастую не знают и санитарные службы, так как для мониторинга нужны специалисты-химики самой высокой квалификации. Это неконтролируемое образование новых химических веществ, происходящее в недрах мусорных свалок. Однажды независимые эксперты-химики проводили анализ проб мусора из нижних слоев отходов, взятых наугад на ряде свалок в г. Ижевске. В этих пробах обнаружились абсолютно неизвестные химические соединения, которые были, по заключению специалистов, не менее ядовиты, чем широк известные цианистый калий или стрихнин. Думается, на других свалках, особенно там, где нет сортировки отходов, ситуация аналогичная.

Все это не может не влиять на здоровье людей.

Вред от свалок для здоровья людей подтверждается многими данными из европейских стран. Особенно это актуально для населения, проживающего вблизи свалок. В Великобритании обследование проводилось особенно масштабно - было охвачено 9565 свалок. У живущих в зоне влияния свалок отмечаются повышенные показатели заболеваемости разными формами рака, врожденных дефектов и замедленного развития у детей. Риск врожденных дефектов для проживающих в пределах 2 км от свалок увеличивается с 1 до 8% по разным системам органов.

Недавно установили, что в недрах мусорных свалок образуется огромное количество метана. С одной стороны, метан способствует локальным взрывам и самовозгораниям, что усиливает загрязнение атмосферы, а затем и почвы. С другой стороны, метан - один из основных парниковых газов. По Евросоюзу в 1999 г. на свалки приходилось 32% общего объема вырабатываемого метана. Уже только поэтому страны Европы, присоединившиеся к Киотскому протоколу по контролю за выбросами парниковых газов, стремятся избавиться от свалок.

Мусоросжигательные заводы (МСЗ)

Долго считались основной альтернативой мусорным свалкам. Во многих регионах мира еще два десятилетия назад планы по утилизации отходов связывали главным образом с МСЗ. Особенно популярными заводы были в странах, где небольшая территория не располагает к накоплению мусорных свалок, - Японии, Швейцарии, Нидерландах и Скандинавии. Но оптимизм приверженцев МСЗ был поколеблен: оказалось, что заводы - крупные источники загрязнения. В настоящее время МСЗ ответственны за треть всех выбросов стойких органических загрязнителей. Особенно опасны диоксины и фураны. Это токсичные компоненты, которые образуются при сжигании любых полимерных материалов и изделий, содержащих хлор, - линолеума, оконных рам и электробытовой техники. К примеру, 50 микрограммов диоксинов достаточно для развития раковых опухолей у 50 тысяч лабораторных животных. К слову сказать, российское представительство "Гринпис" обнаружило, что московские МСЗ выбрасывают точно такие же диоксины и фураны, как и в других странах.

Тяжелые металлы, например ртуть, свинец, кадмий, тоже всегда есть в зольных остатках.

Несмотря на постоянные усовершенствования МСЗ, технологии "термической переработки отходов" по-прежнему входят в число самых "грязных". Причин несколько:

1) зола всегда содержит токсичные остатки, и потому есть проблема предотвращения ее разноса с водой или по воздуху;

2) невозможно обеспечить однородного потока материалов со стандартной теплотворной способностью, одинаковой влажностью. Расчетные показатели по вредным выбросам и при сгорании предполагают как раз, что отходы однородны и по составу, и по влажности. Когда это не обеспечено (чаще всего так и происходит), токсичность выбросов возрастает;

3) на МСЗ постоянны возгорания и даже взрывы, и это также увеличивает токсичные выбросы. Причина в том, что из массы мусора трудно удалить все неустойчивые и легковоспламеняющиеся вещества;

4) в массу мусора постоянно попадают запрещенные токсичные отходы и материалы типа поливинилхлорида, которые дают большое количество диоксинов. Контролировать состав отходов трудно.

Сторонники МСЗ настаивают, что заводы выгодны, они могут приносить прибыль за счет использования тепла, получаемого от сжигания отходов. Жизнь показала, что хотя теоретически на мусоросжигательных заводах можно заработать деньги - на сортировке мусора, на продаже тепло- и электроэнергии, такое производство глубоко дотационно. Сами эти заводы весьма недешевы. Единственный западный МСЗ, который пока соответствует всем экологическим нормам, построен в Германии. Его строительство обошлось более, чем в 800 миллионов долларов.

Энергетическая ценность материалов, ставших отходами, согласно данным по Западной Европе составляет только 5% от изначально затраченной на них энергии. А на производство 5 типов материалов, которые на Западе составляют почти половину муниципальных отходов - бумаги, стали, пластика, включая пластиковую тару, алюминия, стекла, - расходуется 1/3 потребляемой промышленностью энергии. При сопоставлении этих цифр легко понять, что сжигать отходы - это превращать благосостояние в дым. А вот перерабатывая их, мы получаем огромную экономию сырья и энергии.

Западные страны перестали уповать на МСЗ-индустрию. Показательна история МСЗ в США. Переполнение мусорных свалок и сложности с созданием новых привело к росту популярности строительства МСЗ. В 1990 году Агентство по защите окружающей среды США опубликовало прогноз. По нему доля сжигаемых отходов к 2000 году должна была возрасти с 8 до 26%. Но этот прогноз не осуществился, в 1990-е годы в результате протеста местных жителей было отклонено более 300 проектов строительства заводов. После кратковременного роста их количество не увеличилось, а сократилось со 170 в 1992 г. до 132 к 2000 г. Доля сжигаемых отходов вернулась к 7%.

Германия аналогичным образом приняла план строительства 120 МСЗ. Однако из-за протестов "зеленых" и по другим причинам правительство к концу 1990-х годов построило 20 с небольшим заводов, причем многие федеральные земли вообще отказались от строительства и перешли к интенсивному раздельному сбору отходов и их переработке. Когда в 2001 году Еврокомиссия приняла более жесткие стандарты на сжигание отходов, МСЗ начали закрываться повсеместно или подверглись дорогостоящему усовершенствованию.

Все это не могло не стимулировать переработку отходов.

Раздельный сбор и переработка отходов

За переработкой отходов, принципы которой были самым полным образом выражены в концепции Zero Waste - "нуль отходов", или "нуль потерь", стоит революционный переворот во взглядах на использование ресурсов. В этих взглядах есть и экологическая сторона, и этическая, и экономическая.

Экологический взгляд на отходы связан с их ролью в природных циклах. Произведенные товары можно оценивать не только по их полезности, но по их пригодности к дальнейшему использованию через переработку. "Хорошие отходы" - это пригодные для переработки. Еще до начало производства товара каждый должен знать, как он будет его утилизировать, и не просто, а "экологически чисто", дешево и с пользой. Опасные материалы или негодные для переработки нужно отклонять еще на стадии проектировки, поскольку сразу стоит понять - от использованных товаров не отделываются, а передают в следующий цикл производства и потребления. Не допускать изготовления "плохих" вещей, из которых получаются "плохие" отходы - должно быть заповедью каждого производителя. А обязанность государственных контролирующих служб - всеми законными способами поддерживать в производителях стремление следовать этой заповеди.

Этический взгляд существует давно, как элемент трудовой этики в протестантских странах. Не следует выбрасывать ничего, что способно принести пользу. Речь идет о способах использования, которые могут сохранить полезные свойства вещей, особенно свойства, образованные за счет вложенного в них труда. Трудовая этика находит свое продолжение в стремлении к переработке - именно поэтому позиции переработки были всегда прочны в Северной (протестантской) Европе.

Концепция Zero Waste вдохновила сторонников обоих этих взглядов. Силы, способные решить эту задачу, готовые соединить вдохновение и практичность, приходят одновременно из экологического движения, в котором появляется много практиков, и из среды промышленников, меняющих свои представления о производстве.

Zero Waste требует изменений в круговороте ресурсов и отходов, исключения субсидий на добычу природных ископаемых и захоронение отходов, признание ответственности производителя. Основополагающий принцип для Zero Waste - повторное использование товаров, однако Zero Waste идет гораздо дальше. Повторное использование не решает ключевую проблему роста потребления и количества отходов. Чтобы полностью соответствовать принципам Zero Waste, необходимо комбинировать переработку отходов со снижением общего объема и токсичности используемых материалов. Это становится ключевой стратегией для тех, кто озабочен захоронением и сжиганием отходов, сокращением лесных массивов, истощением ресурсов, экстенсивным потреблением, изменением климата, потерями энергии, утратой биоразнообразия и опасностями токсичной продукции. Zero Waste приобретает все больше последователей по всему миру как среди общественности, так и на уровне государственных структур. Государственные программы, основанные на принципах Zero Waste, действуют в Австралии и Новой Зеландии. Отдельные элементы и принципы концепции закреплены в законодательстве Индии, Египта, США (в Калифорнии, Орегоне), городов Сиэтл и Торонто. И хотя ни один из городов, проводящих программы Zero Waste, не достиг пока "нулевой цели", во многих отмечается весьма существенный прогресс за короткое время. Неправительственные программы Zero Waste есть в странах Азии и Латинской Америки.

В мировой экономике уже сформировался мощный самостоятельный сектор ресурсосберегающих технологий и оборудования, управления отходами/вторичными ресурсами: занятость более 1,5 млн чел. в 50-ти странах мира, объем перерабатываемых ресурсов - более 600 млн т., ежегодный оборот капитала - более 160 млрд. долл., ежегодные вложения в НИР и ОКР - свыше 20 млрд. долларов, действует более 20-ти международных и 100 национальных объединений предпринимателей и специалистов.

Наиболее трудоемкая и проблематичная часть программ переработки отходов - их сортировка. Особенные трудности с отходами муниципальными, т.е. с сортировкой мусора. В качестве успешного примера можно привести способ сбора и переработки упаковки в Германии, которая еще за год до конференции в Рио, 12 июня 1991 года, приняла закон о переработке отходов производства и потребления. Это первый шаг на пути к созданию завершенного экологического цикла продукта, что, в конечном счете, приводит к уменьшению количества отходов. Для координации всех процессов 28 сентября 1990 года было создано ООО "Duales System Deutschland" (DSD). Это общество первоначально объединяло 50 предприятий по производству упаковки, товаров народного потребления и предприятий торговли. Сегодня в рамках DSD работают свыше 600 предприятий. Система выполняется в 8 шагов.

1 шаг - производство упаковки.

2 шаг - производитель любого продукта в Германии, а так же любое заграничное предприятие, желающее продавать в Германии свои товары в упаковке, обязаны купить у DSD фирменный зеленый знак (Der Grune Punkt) для упаковки, в цену которого входят затраты по переработке отходов от этого продукта. Цена значка зависит от используемого в производстве материала, а значит, от сложности переработки. Der Grune Punkt можно видеть на каждой упаковке в любом магазине Германии.

3 - 5 шаги - товары со знаком Der Grune Punkt поступают в продажу, а затем к потребителям.

6 шаг - сортировка мусора. Ей занимается и потребитель и предприятие-участник Системы. Для потребителя предусмотрено 2 варианта: либо он собирает всю упаковку в специальный желтый пакет, который выдает фирма-участник DSD, а наполненный - забирает (Holsystem); либо потребитель привозит всю упаковку к контейнерам для сортировки мусора и там самостоятельно сортирует мусор по контейнерам (Bringsystem).

Деятельность предприятия-участника DSD зависит от преобладающей в регионе системы сбора мусора (Hol- или Bringsystem). В Holsystem предприятие закупает у DSD специальные желтые пакеты; развозит их по потребителям и забирает у них; сортирует мусор (чаще всего вручную); продает фирмам по переработке - участникам DSD.

В Bringsystem предприятие расставляет специальные контейнеры для сортировки мусора; регулярно забирает мусор из контейнеров; проверяет качество сортировки; продает фирмам по переработке (также участникам DSD).

7 шаг - собственно переработка отходов. В DSD созданы специальные объединения по переработке каждого вида отходов

8 шаг - полученные после переработки материалы или сырье продаются производителям упаковки.

Эффективность работы DSD

1. В предписании о переработке отходов заложены специальные квоты - для каждого вида отходов свой процент. Однако, в связи с деятельностью DSD, в Германии перерабатывается больше отходов, чем заложено в предписании.

2. После принятия предписания о переработке в Германии сокращается образование мусора.

В Европе и в целом на Западе много территорий, где переработка бытовых отходов достигла или даже превысила показатель в 50%. Отрадно, что, несмотря на сложность организации раздельного сбора, на достижение такого результата уходит несколько лет. Вот лишь некоторые цифры. Уже в конце 90-х годов страны Северной Европы обеспечивали переработку до 80% металлических банок (Германия), до 89% алюминиевых банок (Швейцария), сбор до 93% стеклотары (Швейцария). Есть в Европе и свои отстающие, которые обеспечивают переработку ТБО в целом менее, чем на 20%.

Большое внимание в странах ЕС уделяется организации компостирования пищевых и садовых отходов. Не в последнюю очередь это определяется Киотским протоколом. Благодаря компостированию биоразлагаемых отходов и возвращению их в почву происходит связывание углерода. В органике почвы происходит связывание 20 млрд т углерода в год, а выбрасывается 80 млрд т в год - за счет антропогенного влияния. По некоторым данным, увеличение содержания органического углерода в почве на 0,15% привело бы к связываю такого количества углерода, которое ежегодно выбрасывается при сгорании ископаемого топлива. Очевидно, что для снижения объема парниковых газов компостирование вне конкуренции. Эффективнее разве что перестать сжигать уголь, нефть, газ.

Вторая причина - потеря почвы. По данным Европейского агентства охраны окружающей среды за последние 50 лет в мире была утрачена четверть пахотного слоя. Ежегодно теряется 5 т почвы на душу населения. В Италии за 20 лет количество почвы уменьшилось вдвое! В Китае пустыня находится в 80 км от Пекина и приближается со скоростью 4 км в год (россиянам полезно знать о катаклизмах в соседней стране с населением 1,2 млрд. человек). В такой ситуации компостирование - не просто связывание углерода, а условие сохранения почвы вообще.

Итак, Запад переходит в решении мусорной проблемы от свалок и МСЗ к раздельному сбору и переработке мусора. При их жестких нормах загрязняющих выбросов и отсутствии "условно-ничьей" земли для полигонов-свалок только и остается придумать, как экономичнее разделять собранные отходы для переработки. Они и придумывают - кто во что горазд, где какие условия, но все по Закону, который для пользы дела без затяжек принимается властями.

Как Россия выглядит на фоне этой всеобщей озабоченности?

В России доля отходов в промышленном производстве всегда была высока. Но в последнее десятилетие количество отходов растет быстрее производства. Накоплено более 80 млрд. тонн мусора, и он продолжает накапливаться. По данным Минприроды, используется повторно или перерабатывается всего 30% отходов в среднем, при этом промышленные отходы перерабатываются на 35%, а твердые бытовые отходы - на 3-4%. Основным методом обращения с отходами остается их неселективный сбор и захоронение на свалках. Если вспомнить, какие данные приводились о свалках в начале статьи, становится понятно, что российские свалки одновременно отравляют территории и население, выделяют громадные объемы парниковых газов, что небезразлично для страны, подписавшей Киотский протокол, а также теряет на свалках безумные объемы материалов и энергии, вложенного труда, т.е. ощутимо беднея через свалки.

Есть несколько причин такого положения, кроющихся как в экономике, законодательстве, традициях управления, так и в ментальности россиян.

Чтобы обеспечить комплексное и быстрое изменение ситуации с утилизацией отходов, особенно самых "трудных и неорганизованных" - муниципальных, требуется существенная административная поддержка, выраженная в подкрепляющих законах и постановлениях. Такая база есть не везде. Для того, чтобы перечислить и объяснить, чего в нашей стране пока не хватает для успешного решения проблемы отходов, понадобится отдельная статья, и не одна. Вот лишь некоторые, очень лаконичные выводы специалистов отдела рынка вторичного сырья НИЦПУРО Москвы.

Из зарубежного опыта известно, что значительная часть объемов образующихся отходов перерабатывается малыми предприятиями, и эффективность их работы определяется совокупностью мер поддержки как экономической, так и административной. Более высокий уровень сбора и переработки отходов упаковки обеспечивается там за счет использования ряда инструментов и механизмов, которые пока отсутствуют в России. Это:

1) введение платежей за использование упаковки, за счет которых в ряде стран организуется сбор и переработка отходов;

2) сокращение ставки налога или полное освобождение от налогообложения прибыли предприятий, перерабатывающих отходы или использующих их частично взамен первичного сырья;

3) льготное кредитование создания новых производств или технического перевооружения, вплоть до полного освобождения от возврата кредита в случае ввода производственных мощностей в срок или в случае неудачи при инвестировании мероприятий с высокой степенью риска;

4) целевое субсидирование мероприятий по сбору и переработке отходов упаковки и других отходов.

И это только "область экономического стимулирования"! Не говоря уже о довольно дорогостоящих программах по работе с населением и обучению сотрудников муниципальных образований всех уровней. Но если не вводить у нас аналогичных мер, мы в ближайшие 5 лет можем с головой утонуть в одной только упаковке, которая уже сейчас составляет 40% всего объема ТБО и по прогнозам увеличится в еще в 5-10 раз!

Снова данные отдела рынка вторичного сырья НИЦПУРО.

По состоянию на 2000 год масштабы образования отходов тары и упаковки можно оценить примерно в 12 млн т в год. Специализированной системы управления обращением с отходами тары и упаковки в России нет. Сбор, удаление таких отходов осуществляется главным образом службами Жилкоммунхоза, когда вывозят ТБО. Этой службой собирается и захораниваются всего около 50% отходов упаковки. Примерно 15% отходов тары и упаковки (в среднем) заготавливается и направляется на переработку в качестве вторичного сырья (порядка 80% стальных банок, 30% бумаги и картона, стеклобой, -% полимерных отходов, использованных ПЭТ бутылок - 1%, алюминиевых банок - 1%). Остальная часть отходов остается разбросанной в местах их образования и в районах расположения специальных мусоросборников, покрывая пестрым цветом довольно большие площади - зоны отдыха, транспортные магистрали и станции, места сбора ТБО в жилых районах, дачные поселки.

Значительная часть использованной тары и упаковки сжигается в металлических контейнерах, а за их неимением - просто в кучах, загрязняя окружающую среду вредными продуктами горения. Причем в большинстве случаев это делается в местах большого скопления людей.

Это тем более прискорбно, что с торговых площадок на захоронение отправляется десятки тонн упаковки ежедневно, в довольно чистом и пригодном для переработки виде.

В ближайшей перспективе следует ожидать заметного роста образования отходов тары и упаковки в России. Пока по уровню потребления прогрессивных тароупаковочных материалов Россия отстает от развитых стран мира в 5-10 раз, по отдельным позициям в 10-20 раз. Этот фактор на фоне низкого уровня использования отходов упаковки в России будет способствовать обострению экологических проблем обращения с отходами. Экономические условия будут складываться таким образом, что уровень переработки отходов упаковки вряд ли изменится существенным образом в ближайшие 5-10 лет.

По данным за 2003 г., в Москве за год образуется около 10 млн т отходов, из них около 3 млн т - промышленные, 1 млн т появляется в результате сноса ветхого жилья, 3,5 млн т - в виде осадков очистных сооружений и еще свыше 3 млн т - твердые бытовые отходы (ТБО). Правда, это официальные данные, которые могут быть меньше фактических. Согласно нормам накопления ТБО, на 1 человека приходится по 262 кг отходов в год. Но эти нормы не менялись уже шесть лет. Не учитываются приезжие, мигранты, проживающие в Москве. Поэтому можно говорить о 4,5-5 млн т твердых бытовых отходов в год, и тогда общая сумма повысится до 11,5-12 млн т. Много это или очень много? Со всей Украины, например, по европейским меркам страны немалой, в год собирается 37 млн т ТБО (тоже практически все вывозится на свалки). На подмосковные свалки уже в течение 30 лет вывозится львиная доля мусора - свыше 90%. На МСЗ сжигается, по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, порядка 300 тыс. т ТБО в год, причем без сортировки, т.е. с максимальным вредом для окружающей среды.

Выходит снова то же - не доросли мы до Европы? Увы, пока так, но есть и оптимистические мнения.

"Разговоры о том, что мы не доросли до цивилизованного обращения с отходами, - это отговорки чиновников. По независимым оценкам, в Санкт-Петербурге уже сегодня направляется на переработку в качестве вторичного сырья 15-20% отходов. Лет 20 назад этому могли бы позавидовать некоторые развитые страны. А эксперимент по раздельному сбору мусора в Москве и Санкт-Петербурге показал, что люди охотно сортируют мусор, складывая его в разные контейнеры", - считает член экспертного совета при экологической комиссии Мосгордумы Борис Аверин.

Есть примеры довольно успешной деятельности по раздельному сбору и переработке вторичной продукции и в провинции, где администрации и предприниматели все же пытаются выгодно поработать с мусорными копями. К слову сказать, столичный капитал часто действует за пределами столицы, потому что именно там появились свободные деньги, которых пока нет в провинции и которыетаки необходимо вкладывать в переработку той же упаковки. Деньги появятся, если появятся законы, обязывающие производителей упаковки вкладываться в ее переработку. А сейчас по статистике перерабатывается только 3-4% ТБО. И именно сейчас важно подумать, как можно кардинально переломить ситуацию с отходами. Необходимо не только научиться справляться с их валом, не тратя на это новых средств, сравнимых с производством товара, который потом превратился в "отходы". Еще важнее - научиться возвращать средства, отправленные в мусор.

На пути к успеху есть три проблемы:

- несовершенство системы раздельного сбора ТБО;

- несовершенство системы экономического стимулирования сбора, заготовки и переработки отходов;

- отсутствие системы стимулирования развития рынка сбыта продукции из вторичного сырья.

Кто должен преодолеть или под чьим влиянием будут преодолены эти проблемы? На Западе "движущей силой" часто выступало зеленое движение и общественное мнение. Если российские граждане недовольны существующим положением вещей с утилизацией бытовых отходов, тогда самое время каждому из нас это недовольство проявить и сделать общественным. Но возможно, Россия, как обычно, долго будет искать собственный, "незападный", путь.

Не сгинуть бы под свалками...

В статье использованы материалы из электронных рассылок ENWL Льва Федорова, "Эко-Согласие" Ольги Сперанской, "ZERO WASTE" Игоря Бабанина, а также книги "Цель - Zero Waste" Робина Мюррея и журнала "Эксперт"

СОДЕРЖАНИЕ