ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научно-образовательные центры устойчивого развития: идея, практика, рефлексия

Антон Черепанов

Интеллектуальное сообщество продолжает обсуждать возможности реализации концепции устойчивого развития общества как альтернативы углублению социально-экологического кризиса. В некоторых вопросах человечеству (по крайней мере, в лице отдельных ответственных сообществ, регионов, государств - преимущественно, почему-то, скандинавских) удалось перейти от теоретических дискуссий к практической реализации стратегий, направленных на повышение эколого-социально-экономической устойчивости среды. Однако в целом приходится признать, что эйфория десяти - пятнадцатилетней давности от того, что всё человечество - как тогда казалось! - консолидировано взялось за решение основных глобальных проблем, прошла. А наиболее пессимистично (или реалистично?) настроенные эксперты и вовсе задаются вопросом: не является ли концепция устойчивого развития очередной (или даже последней) утопией человечества?

Наша небольшая группа студентов и ученых, концентрировавшаяся в середине 90-х годов вокруг деятельности Дискуссионного клуба НГУ, а сейчас переоформившаяся в Общественный центр содействия устойчивому развитию, тоже исследовала эти вопросы и пыталась, по мере сил, искать реальные пути такого развития. Что же из этого получилось?

Что мы хотели?

Общение с ведущими учеными Академгородка (г.Новосибирска), раздумья, дискуссии неизменно вели к тому, что ключ к "потаённому переходу" на тропу устойчивого развития (если он вообще имеется) может быть найден в системе образования. Для преодоления глобального кризиса система образования должна выполнять, по крайней мере, две важнейшие функции: формирование у молодого поколения системы ценностей, соответствующей концепции устойчивого развития и подготовку квалифицированных специалистов для научно-исследовательской и практической деятельности, способных решать сложнейшие проблемы современности (которые, как правило, носят комплексный, мультидисциплинарный характер). Этот тезис стал фактически общепринятым уже к середине девяностых годов минувшего столетия.

Однако стоило перейти от теории к практике, и стало очевидно, что воплотить этот тезис в жизнь в "глобальном" масштабе в краткие сроки нереально. Для того, чтобы "образовать" молодого человека, обладающего вышеизложенными качествами, необходимо наличие педагогов и родителей (т.е. представителей старшего поколения), которые были бы носителями соответствующей системы ценностей. Но этого нет. Если "расщепить" процесс образования на две составляющие - воспитание и обучение, то придется признать, что нынешняя система воспитания, в основном, успешно транслирует потребительские ценности, а система обучения занимается воспроизводством специалистов не самого высокого качества.

В таких условиях обоснована лишь одна тактика: создание своеобразных "точек роста", центров накопления научных знаний и образовательных технологий, обеспечивающих переход общества к устойчивому развитию. Если такие центры будут действовать эффективно и достаточно быстро, то со временем сфера их влияния должна расширяться. В конце концов, в обществе образуется "критическая масса" носителей системы ценностей устойчивого развития и квалифицированных специалистов, гарантирующая переход к модели устойчивого развития. Если же глобальный кризис настигнет человечество в момент, когда такие центры будут еще недостаточно влиятельны, то (в случае сохранения этих центров во время возможных потрясений) они помогут хотя бы минимизировать последствия кризиса.

Примерно к таким выводам мы пришли в результате дискуссий, исследований, встреч, проведенных в Дискуссионном клубе НГУ. За годы работы клуба было организовано около сотни лекций, диспутов, семинаров и других мероприятий, в которых приняли участие десятки ученых и общественных деятелей, сотни студентов и старшеклассников. Некоторые диспуты длились по три-четыре часа, далеко не всегда удавалось прийти к единому мнению. Но в итоге, общаясь с учеными, изучая литературу, размышляя самостоятельно, мы приходили к некоторым выводам относительно социальных технологий, требуемых для обеспечения устойчивого развития. В частности, так возникла вышеописанная идея создания научно-учебных центров устойчивого развития как "точек роста" исследований этой проблематики и подготовки кадров.

Разумеется, мы задались вопросом: почему бы не попробовать создать такую "точку роста" в новосибирском Академгородке? Ведь здесь рядом и мощная научная база, и университетский центр, и добротная система среднего образования - физико-математическая школа (ФМШ), несколько колледжей и гимназий. Поначалу несколько успешных шагов в этом направлении было сделано. В апреле 1996 г. прошла научно-методическая конференция с участием В.А.Коптюга, учителей и администрации всех школ района, общественных организаций, занимающихся просвещением в области экологии и устойчивого развития. Осенью этого же года я впервые провел интерактивный спецкурс в ФМШ "Повестка дня на XXI век: глобальные проблемы, их суть и пути разрешения". В декабре администрацией НГУ было принято решение о создании секции глобальных проблем и устойчивого развития в рамках ежегодной Международной научной студенческой конференции, собирающей более тысячи участников. В этом же учебном году мы совместно с администрацией НГУ провели общеуниверситетский лекторий "Наука на грани тысячелетий", лекции посетило более пятисот студентов. Открыл лекторий В.А.Коптюг докладом на тему: "Возможна ли разработка стратегии устойчивого развития России в настоящее время?".

Что мы получили?

К сожалению, упомянутая лекция стала для Валентина Афанасьевича последней: в январе 1997 года он скоропостижно скончался, и неожиданно выяснилось, что для большинства местных чиновников (и в науке, и в образовании) поддержка концепции устойчивого развития была лишь делом конъюнктуры. Быстро были свернуты все исследования и учебные программы по устойчивому развитию, и даже само это словосочетание мгновенно исчезло из лексикона местного научного сообщества. Осенью того же года ректор НГУ В.Н.Врагов ушел со своего поста. Он возглавил кафедру ЮНЕСКО при НГУ и СО РАН "Устойчивое развитие, науки об окружающей среде и социальные проблемы" (скончался в 2002 году), а новый ректор - физик-экспериментатор Н.С.Диканский оказался абсолютно невежественным в вопросах устойчивого развития, провозгласил курс на коммерциализацию вуза и создание новомодных платных факультетов. Число факультетов возросло вдвое, качество образования упало, и НГУ выпал из рейтинг-листа ведущих вузов страны. Непростые личные отношения Диканского с Враговым привели к тому, что вся кафедра ЮНЕСКО сидела без зарплаты, научная работа со студентами НГУ была сведена на нет. Таким образом, первая попытка создать центр устойчивого развития в Академгородке не удалась.

В таких условиях мы приняли решение организовать научно-образовательные программы через "третий сектор" - институты гражданского общества. В 1999 г. мы при поддержке Межрегионального общественного фонда "Сибирский центр поддержки общественных инициатив" провели круглый стол на тему "Координация деятельности НКО в области экологического просвещения", на котором был принят Меморандум о сотрудничестве.

В этом же году мы совместно с благотворительной организацией "Социальная экология", экоклубом "Aves" и др. впервые провели летний тренинг-семинар для отобранных по конкурсу старшеклассников и студентов на тему "Технологии устойчивого развития: история и перспективы". Участники, объединяясь в команды, готовили собственные проекты решения глобальных или местных проблем, по мере необходимости слушали лекции или заказывали специальные консультации, а в свободное время играли в футбол, пели песни у ночного костра, строили планы на будущее. Защита проектов проходила в два этапа: на первом этапе (предзащита) все радужные надежды команды, как правило, разрушались под шквалом конструктивной критики команд-соперников, и в результате во время заключительной защиты все проекты, основательно доработанные, поражали экспертов своей системностью и реалистичностью.

С тех пор каждый год мы проводим летние школы-семинары для молодежи. Их тематика каждый год меняется. В 2002 году она была посвящена Саммиту ООН в Йоханнесбурге и подведению итогов десятилетия после Конференции в Рио-де-Жанейро. Благодаря содействию МОФ СЦПОИ участники прошлогодней летней школы встретились с директором Координационного офиса ООН-НПО-ИРЕН по Восточной Европе и СНГ Патриком Ван де Куверингом и познакомили его со своими проектами. Т.к. участники школ-семинаров - люди социально-активные, в результате нашей работы уже возникло несколько молодежных организаций. Особую благодарность хотелось бы выразить Сергею Пащенко и Алене Влазневой, всегда находившими возможность выкроить в своем очень плотном графике время для интереснейших лекций и тренингов.

Постепенно налаживается сотрудничество и с муниципальными структурами. Так, в Центре детского и юношеского творчества Академгородка с 1999 года работает Клуб Исследователей Будущего "Глобалист" - для молодых людей от 12 до 18 лет. В этом клубе 17 развивающих учебных курсов реализуются в трех секциях - Физико-математическом клубе, Логико-философском клубе и Клубе футурологов "Agenda'21". Параллельно организуется работа и с учителями: в 2002-2003 годах по инициативе благотворительной организации "Социальная экология" и английского фонда "Living Earth Foundation" состоялся российско-британский образовательный проект "Экологическое образование для устойчивого развития", в ходе которого было обучено 40 учителей и руководителей центров дополнительного образования детей Новосибирской области.

Что дальше?

Конечно, эти программы лишь отчасти могут способствовать подготовке кадров в интересах устойчивого развития, поскольку они носят несистемный характер и сильно зависят от наличия грантов и других форм целевого финансирования. Из-за этого эффект накопления - неотъемлемая черта модели центра устойчивого развития - теряется. Например, школьники, обучившиеся в клубе "Глобалист" и во время летних школ устойчивого развития, приобретают некоторые знания, но, поступая в новосибирские вузы, они не находят там продолжения этой тематики в учебных программах и собственных дипломных исследованиях. То есть, непрерывного образования в сфере устойчивого развития не получается. Поэтому, к сожалению, Новосибирск, в начале и середине девяностых годов XX века бывший одним из лидеров в разработке и реализации стратегии устойчивого развития, все-таки утратил свои позиции.

Однако в нашей стране деятельность общественных научных организаций и фондов, ориентированных на изучение и решение актуальных экологических и социальных проблем современности, продолжается, и хорошие примеры тому - деятельность Фонда им. В.И.Вернадского и открытие университета "Дубна". Возможно, и в других регионах России возникают подобные "точки роста", и нам бы очень хотелось узнать о них. Большую пользу принес бы регулярный информационный обмен посредством сети Интернет и почтовых рассылок, организация сетевых образовательных программ, создание базы данных по организациям, научным исследованиям, а также школьникам и студентам, проявившим интерес к проблематике устойчивого развития - для того, чтобы привлекать их к участию в тех или иных научно-образовательных проектах. Моя самая большая мечта - создание специализированного образовательного центра устойчивого развития для школьников 7-х - 11-х классов, в котором реализовывался бы и полный цикл предпрофильного и профильного школьного образования, и создавались бы условия для творческого саморазвития и формирования ценностей, отвечающих модели устойчивого развития. Надеюсь, что все это постепенно будет сделано, и вклад нашего поколения в обеспечение устойчивого развития общества окажется достаточно весомым.

СОДЕРЖАНИЕ