ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

"Вода - источник жизни"

Перед вами отрывок из методического пособия для учителей, выпущенного в рамках международного конкурса "Вода - источник жизни" при финансовой поддержке The Headley Trust. Конкурс проводился среди стран Центральной Азии - Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана. Пособие включает много полезных сведений, и мы считаем, будет интересно вам, нашим читателям. Но объем пособия велик для журнала, и нам удастся познакомить читателей только с частью этого интересного материала. Поскольку тема текущего номера журнала - устойчивое развитие, то в первую очередь мы и даем первую главу (с сокращениями), а также примеры занятий для школы или дополнительного образования. Это пособие подготовлено коллективом авторов из разных стран: Бушман Людмила, ОО ЦКИ "ЭкоОбраз", г. Караганда (Республика Казахстан); Куртавцева Людмила, ОО "ЭкоЦентр", г. Караганда (Республика Казахстан); Рягузов Владимир, ОО ЦКИ "ЭкоОбраз", г.Алматы (Республика Казахстан); Домашов Илья, Экологическое Движение "БИОМ", г. Бишкек (Республика Кыргызстан); Ветошкин Дмитрий, Экологическое Движение "БИОМ", г. Бишкек (Республика Кыргызстан); Постнова Евгения, Экологическое Движение "БИОМ", г. Бишкек (Республика Кыргызстан); Салихова Гузаль, ОО "Атроф мухит ва соглам хает", г. Ташкент (Республика Узбекистан). Консультант Джеймс Хиндсон (Field Study Council Environmental Education).

Хватит ли воды будущим поколениям?

Мы никогда не узнаем, насколько ценна вода, пока не высохнет колодец (английская пословица).

Для многих вопрос, вынесенный в название этой главы, может показаться необычным. И, прежде всего, потому, что мы привыкли воспринимать воду как что-то, чего много, и как то, что является возобновимым ресурсом и покрывает 71% земной поверхности. И правда, только вода эта - в основном, соленая. А человеку для жизни нужна пресная вода, запасы которой, согласно подсчетам ученых, составляют только 2,5% от общепланетарного запаса водных ресурсов. Еще меньше - всего лишь около 0,5 % из этого количества - человечество может использовать для своих нужд. Таким образом, судьбы миллионов людей настоящих и будущих поколений зависят от того, как долго этих небольших запасов пресной воды на планете хватит для удовлетворения всевозрастающих потребностей человеческой цивилизации.

Обеспокоенность мирового сообщества этими вопросами инициировала проведение во многих странах научных исследований, посвященных выяснению тенденций роста водопотребления и его последствий. Одними из наиболее известных представителей научной элиты, которые попытались описать возможные варианты будущего планеты, были ученые Римского Клуба - международной организации, объединившей специалистов из разных стран над решением глобальных проблем.

Этими учеными во главе с Д. Медоузом было проанализировано 12 сценариев развития человеческой цивилизации и выяснено, что многие из них заканчиваются экологическим кризисом и гибелью человечества. В частности, работы Римского клуба показали, что, учитывая запасы пресной воды на планете, а также существующие темпы загрязнения водных ресурсов, воды хватит на удовлетворение, в лучшем случае, лишь вдвое возросших потребностей человеческой цивилизации, то есть на ближайшие 20 - 30 лет. Если бы даже стало возможным ликвидировать все загрязнения, поймать каждую каплю стоков, приблизить воду к людям или людей к воде, если бы появилась возможность и необходимость использовать для нужд человечества весь годовой сток планеты, равный 40 тыс. км, то при современных темпах роста потребностей в воде ее хватило бы только на 6-8-кратное увеличение сегодняшнего потребления, то есть всего лишь на 100 лет.

А что же дальше? Догадаться, в принципе, не трудно. Но вопрос не в том, сколько человечеству осталось, а в том, можно ли еще что-то изменить и если да, то что?

Сегодня мнение большинства ученых-экологов склоняется к тому, что все экологические проблемы составляют единое целое и являются следствием системного кризиса, охватившего планету.

Глобальный характер проявления экологических проблем заставляет нас задуматься о том, где лежат истоки их возникновения. В настоящее время над этим вопросом работает множество научных институтов, международных и общественных организаций по всему миру, и все больше из них приходят к выводу, что корни экологических проблем следует искать в особенностях жизненного уклада людей и специфике их социальных и экономических отношений, которые, в свою очередь, являются следствием доминирующей социальной парадигмы, т.е. доминирующей суммы идей и установок, управляющей человеком и конструирующей его восприятие окружающего мира.

Концепция доминирующей социальной парадигмы (ДСП) была предложена западными инвайронментальными (специализирующимися в области окружающей среды) социологами в 70-80-х годах ХХ века. По их мнению, каждое организованное общество имеет свою ДСП, включающую в себя все ценности и верования, общественные институты, традиции и т.д. В совокупности, эти элементы представляют собой то "оптическое стекло", через которое отдельные индивиды и группы людей воспринимают свой мир и действуют в нем.

Известный российский экосоциолог И. Халий отмечает, что основные положения современной ДСП состоят в следующем:

а) экономический рост - основное направление социальной политики;

б) наука и технология - фундамент для покорения природы и увеличения материального благосостояния;

в) появление различных типов рисков, возникающее в результате роста производительности труда и производства товаров - неотъемлемая, но приемлемая для общества составляющая его развития;

г) соревнование - основной рычаг повышения производительности труда и, вследствие этого, роста материального благосостояния, что и есть прогресс;

д) принимать общественно значимые решения (т.е. управлять обществом) должны только специально для этого предназначенные социальные группы, чтобы участие в принятии решений не мешало основной массе населения трудиться с максимальной отдачей на своих рабочих местах;

ж) рынок спроса и предложения - наилучший механизм регулирования;

з) максимальное обогащение ныне живущих людей - основная цель существующей социально-экономической системы, что объясняет отсутствие установки на заботу о последующих поколениях.

Хотя периодическая смена парадигм, по мнению социологов, есть историческая закономерность, устранение устаревшей ДСП - невероятно трудный и сложный процесс, так как почти все ее составляющие ориентированы на поддержку существующей социально-политической системы. В настоящее время ДСП поддерживается и реализуется основными политическими агентами индустриального общества (к нему относят все индустриально развитые страны), призвана обеспечивать стабильность его идеологических установок и соответствующего социального порядка.

Концепция ДСП объясняет, почему экологические программы, ставящие основной акцент на обучении подрастающего поколения навыкам экономного водопользования, часто не приводят к желаемому результату. Даже если мы сейчас ограничим себя в потреблении воды и будем ее экономить, все равно существующая система управления водными ресурсами будет позволять ей теряться в неисправных трубах, уходить в виде канализационных стоков, бесцельно спускаться в сбросовые каналы, неэффективно растрачиваться на полях.

Во второй половине ХХ века стало очевидным, что, следуя современной ДСП, индустриальное общество столкнулось с рядом острых экологических проблем. Промышленное производство привело к серьезному загрязнению окружающей среды и нанесло значительный, возможно, необратимый ущерб природе; производство рисков почти сравнялось с производством материальных благ, что трансформировало "общество всеобщего благоденствия" в "общество всеобщего риска".

В этой связи современные экосоциологи разработали новую социальную парадигму, дав ей название "Новая экологическая парадигма" (НЭП). Основными ее ориентирами стали:

а) самоценность природы; б) особая забота обо всех живых организмах, в том числе о людях и грядущих поколениях"; в) исключение возможности риска подвергнуть людей и природу любому виду социогенных опасностей; г) признание того, что существуют границы, определенные биосферой, которые общество должно учитывать, чтобы их не переступать; д) необходимость создания нового типа общества (в отличие от существующего - индустриального), которое разработает и реализует новую социально-экономическую и политическую систему, соответствующую новой экологической парадигме; ж) опора на постматериальные ценности.

Важно подчеркнуть, что концепция НЭП хорошо согласуется с выводами ученых Римского клуба в докладе "Пределы Роста":

1. Если существующие тенденции роста численности населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения природных ресурсов останутся неизменными, пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Наиболее вероятным последствием этого станет внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объема производства.

2. Эти тенденции можно изменить и создать условия экологической стабильности, которая сохранится и в далеком будущем. Состояние глобального равновесия должно быть таким, чтобы каждый человек мог удовлетворить основные материальные потребности и имел равные возможности реализовать свой творческий потенциал.

Если человечество выберет не первый, а второй вариант развития, то, чем скорее оно начнет работать над его осуществлением, тем больше будет шансов добиться успеха.

Эти выводы, озвученные, еще в 1972 году на Стокгольмской конференции по окружающей среде и развитию, взволновали мировую общественность. Для подробного изучения полученных данных и поиска путей выхода из кризиса была создана исследовательская группа во главе с премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд. Результатом работы группы стал доклад "За наше общее будущее", который был представлен на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Однако, к сожалению, этот доклад только подтвердил опасения Римского Клуба. Группа Брундтланд также попыталась определить тот путь развития, который позволил бы людям смягчить экологический кризис, назвав его "Устойчивым Развитием".

Под "устойчивым развитием" понимают такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Есть и другие определения устойчивого развития, но во всех делается акцент на таких моментах, как потребности постоянно растущей популяции людей и ограничения, которые накладывает способность окружающей среды к восстановлению.

Общей "формулы устойчивости" до сих пор не существует, но важно понимать, что устойчивое развитие нельзя рассматривать только в аспекте сохранения природы. Необходим учет социальных и экономических аспектов жизни общества. Мы, конечно, можем защищать окружающую среду в ущерб своим потребностям, например, меньше есть или пить, но кроме как к гибели части человечества это ни к чему больше не приведет. К тому же практика показала, что нищета не способствует сохранению природы, поскольку бедный человек стремится во что бы то ни стало обеспечить себе и своей семье минимальный жизненный уровень и для этого готов использовать любые ресурсы. Сохранение природы и решение социальных проблем также невозможно рассматривать в отрыве от экономики, так как экономическим законам подчиняются практически все сферы человеческой деятельности.

Возвращаясь к истории распространения идей устойчивого развития, важно отметить, что на конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) представители управленческой элиты мира пытались определить пути перехода к устойчивому развитию. Для этого был подготовлен ряд международных соглашений, имеющих целью изменение существующих мировых тенденций, а именно:

Декларация конференции, в которой были провозглашены основные принципы устойчивого развития. Пять из них посвящены правам человека, роли женщины, молодежи и местных общин, а также интересам народов, живущих в условиях угнетения. Еще три принципа гласят о необходимости поддержания мира и мирного решения споров. Семь принципов касаются устойчивого развития, а все остальные затрагивают политику государств и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов.

Повестка дня на ХХ1 век. Содержание ее включает четыре раздела: а) социальные и экономические аспекты б) сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития, в) укрепление роли основных групп населения, г) средства осуществления.

Отдельная глава Повестки посвящена сохранению и рациональному использованию ресурсов пресной воды. В ней отмечается, что для перехода к устойчивости странам следует:

- определить сбалансированные структуры водопотребления для всего мира, которые Земля сможет выдерживать в течение продолжительного времени;

- поощрять эффективное производство и уменьшать расточительное использование воды;

- поощрять передачу развивающимся странам экологически чистых технологий, повышающих эффективность водопотребления;

- обеспечить всех жителей городов из расчета на одного человека минимум 40 литрами доброкачественной питьевой воды в день;

- обеспечить 75% всего городского населения надлежащими санитарно-гигиеническими условиями;

- взять под контроль передаваемые через воду заболевания;

- разработать эффективные программы предотвращения загрязнения воды и борьбы с ним (загрязнением);

- ввести обязательную экспертизу экологического воздействия всех основных проектов, которые связаны с освоением водных ресурсов и могут ухудшить качество воды и оказать вредное воздействие на водные экосистемы;

- способствовать разработке альтернативных источников пресной воды;

- защищать лесной покров бассейнов рек и сводить к минимуму воздействие сельскохозяйственных загрязняющих веществ на воду;

- поддерживать качество воды путем защиты ее от загрязнения отходами животноводства;

- способствовать разработке новых ирригационных проектов, которые могли бы уменьшить потери воды, особенно в аридных зонах.

Заявление с изложением принципа для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов - документ, который попытался собрать все известные положения о том, что леса надо эксплуатировать разумно и бережно, своевременно восстанавливать и защищать, поскольку они являются одним из ключевых компонентов материковых экосистем, играют большую роль в формировании благоприятного климата и в обеспечении многих других условий устойчивого развития. Кроме того, на конференции были приняты конвенция "По сохранению биологического разнообразия" и рамочная конвенция "По изменению климата".

Занятия, направленные на формирование у учащихся представлений об устойчивом водопользовании

ДОМ БУДУЩЕГО, ИЛИ КАК МОЖНО СЭКОНОМИТЬ ВОДУ

Рекомендации для использования. Можно использовать это занятие на таких уроках, как экономика и география. Кроме того, его можно провести и во внеурочное время в качестве внеклассного мероприятия.

Цель занятия: способствовать формированию ценностного отношения к водным источникам и питьевой воде как к исчерпаемому ресурсу.

Необходимые материалы: Карта-схема дома.

Организация работы. Вначале вы можете предложить своим ученикам следующую тему для обсуждения: "Представьте, что в 2015 году на каждого человека будет приходиться только 30 литров воды в день. Предложите свой вариант ее использования."

Выслушав и обсудив ответы, задайте учащимся вопросы:

Как бы вы себя чувствовали, если бы у вас не было необходимого количества воды для питья и умывания? Как вы думаете, действительно ли от каждого из вас лично зависит, сколько пригодной для употребления воды будет у людей в будущем?

Как вы думаете, что должен сделать каждый из нас, чтобы предотвратить уменьшение мирового запаса воды к 2015 году?

Можно ли использовать современные технологии для уменьшения потребления воды в быту?

Далее ученикам предлагается нарисовать на карте-схеме систему водоснабжения "дома будущего", где будут использоваться новейшие технологии для экономного использования воды. По окончании работы каждый участник, как некий "создатель дома", должен подготовить презентацию, обосновать и проиллюстрировать свой вариант "дома будущего".

Полезная информация.

Современная модель душа может сэкономить от 75% до 85% воды. Смесители нового поколения уже весьма экономичны. Используя их, можно сразу включать воду нужной температуры вместо того, чтобы заставлять ее течь, пока не отрегулируется нужная для вас температура. Существует также несколько типов современных насадок на кран, разбивающих поток воды на капли, использование которых позволяет сократить потребление воды до 80%.

Комментарии для учителя:

Работу над созданием "дома будущего" можно организовать как в виде индивидуальной, так и в виде коллективной работы в форме малых дискуссионных групп. При работе над проектами попробуйте исходить из национальных, исторических особенностей, постарайтесь учесть народные обычаи, традиции.

КТО ЗАГРЯЗНЯЕТ ВОДУ?

Рекомендации по использованию. Это упражнение рекомендуется провести с учащимися 8-9 классов на уроке химии или во время классного часа.

Цель занятия: наглядно проследить и обсудить влияние антропогенных объектов на качество воды.

Необходимые материалы: карта-схема вашего населённого пункта.

Организация работы.

В начале занятия предложите ученикам обсудить вопросы: Откуда вода поступает в ваш населённый пункт? Как вода попадает в ваш дом, школу?

Далее предложите им выполнить следующее задание:

1. Нарисуйте карту-схему своего населенного пункта и отразите на ней те объекты, которые обеспечивают жизнь людей в вашем поселении (котельные, магазины, прачечные и т.д.).

2. Изобразите схему водоснабжения вашего населенного пункта.

3. Укажите на карте-схеме, какие антропогенные объекты в вашем поселении оказывают наибольшее влияние на чистоту воды.

4. Предложите несколько путей снижения загрязнения воды в вашем поселении.

Используя данные о загрязняющем эффекте тех объектов, которые влияют на чистоту воды, внесите предложения об изменениях в их расположении. Каков будет эффект данных изменений? Является ли это решением проблемы?

Комментарии для учителя. Обсудите с учениками, к каким социальным и экономическим последствиям может привести загрязнение воды.

ЧЕМ МЫ ЗАГРЯЗНЯЕМ ВОДУ?

Рекомендации по использованию. Данное занятие рекомендуется провести с учениками 6-9 классов на уроке химии или естествознания.

Цель занятия: показать ученикам, как загрязняется вода на бытовом уровне и какой сложной очистке она потом подлежит.

Необходимые материалы: различные синтетические моющие средства; бензин; растительное масло; бытовой мусор; литровые ёмкости (5-10 шт.); реактивы, имеющиеся в лаборатории; спички; др.

Организация работы. Налейте в ёмкости воду и спровоцируйте ее загрязнение различными веществами, используемыми человеком в быту: растительным маслом, бензином, синтетическими моющими средствами, различными химикатами и т.п.

Обсудите с учащимися, как можно очистить эту воду различными методами химической и физической очистки. Попробуйте сделать это на практике, используйте в качестве фильтров природные компоненты: гравий, песок, почву, а также синтетические - поролон, ткань и др. Сделайте вывод, легко ли было очистить воду, и соизмеримы ли усилия, потраченные на очистку воды с усилиями, которые нужно было потратить на предотвращение загрязнения.

При проведении всех опытов строго соблюдайте технику безопасности!

Комментарии для учителя. Данное задание можно организовать в виде работы нескольких научных групп, которые выполняют исследовательские проекты, а затем провести их заслушивание на школьной экологической конференции.

СОДЕРЖАНИЕ