МОЯ ЗЕМЛЯ

Эконоосферное поселение Виссариона

Татьяна Рубинштейн

Информации о поселении Виссариона немного. В средствах массовой информации иногда попадаются зарисовки о последователях Виссариона, в основном негативного характера. Существуют издания самих последователей, в т.ч. и сайт в интернете, явно тенденциозного плана. Бесспорно, поселение, а точнее поселения интересны в историко-экологическом плане, психолого-философском. Этот феномен ждет еще своих исследователей. Мы лишь попытались чуть-чуть приоткрыть завесу и разобраться в реальном положении вещей. В первую очередь нас интересовали проблемы экологического плана. Но мы столкнулись с множеством интересных вопросов, может быть напрямую и не связанных с проблемами экологии, но помогающих ответить на интересующие нас вопросы.

Общая справка

Община Виссариона находится на юге Красноярского края, в Курагинском районе. Община, в которую объединены последователи, насчитывает примерно 4 тысячи человек, представителей 36 наций и народностей. Здесь немало природных семей, состоящих из трех поколений. Начало движения датируется 18 августом 1991 года, когда впервые прозвучало слово Виссариона. Во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона выступила с предложением создать вблизи озера Тиберкуль эконоосферное поселение. "Научиться жить на Земле, не принося ей боль, не нарушая экологического равновесия, заменить потребительское отношение к Природе на бережное сотрудничество" - вот цель новых поселенцев по их собственным словам. В 1997 г. эконоосферное поселение "Тиберкуль" становится коллективным членом международного Социально-экологического союза под названием "Красноярское проблемное отделение СоЭС "Тиберкуль".

Это эконоосферное поселение имеет несколько зон для расселения. Первая зона, строго говоря, не является территорией поселения. Это огромная территория Южной Сибири, где в различных деревнях селятся последователи Виссариона по своему усмотрению. Здесь они проверяют силу своей веры и ждут благословения Учителя (Виссариона) на жительство на территории самого поселения. Некоторые "счастливчики" могут сразу получить благословение на жительство в заповедной территории.

Вторая - зона собственно эконоосферного поселения - насчитывает 300 кв. км. Чтобы здесь поселиться, нужно получить благословение Учителя. Деревни здесь существовали издавна, имеют свою историю. Однако сегодня в них все меньше остается местных жителей, а освободившиеся места занимают паломники.

Третья зона - это собственно эконоосферное поселение. Она находится на горе Сухой, куда можно добраться только пешком, ну и разве что на вертолете, как сам Виссарион. Впрочем, некоторые местные умельцы переделали танки и теперь по сходной цене могут довезти на "танкетке" жаждущих. Это поселение, расположенное в живописнейшем месте, около озера Тиберкуль, является заповедником, имеет трехступенчатую структуру: Обитель рассвета (Город, где проживает примерно 80 человек), Небесная обитель, где живет Учитель и пять его ближайших сподвижников - учеников и Храмовая вершина, где возводится храм (старый в прошлом году сгорел) и расположена звонница. 23 июня 1995 г. город был освящен Виссарионом. Его называли по-разному: Город Солнца, Город Мастеров, Новый Иерусалим. В августе 1998 г. поселение на горе получило официальное название "Обитель Рассвета".

Основание общины - ее история

Будущий "живой бог" Виссарион (в миру Сергей Торопко) родился 14 января 1961 г. в пригороде Краснодара в семье строителей. Именно с этой даты его последователи начинают летоисчисление, а число 14 считается магическим. В возрасте 7 лет он с родителями переезжает в Сибирь. Переезжая из города в город, семья обосновывается в Минусинске, где мальчик заканчивает школу. Затем следует служба в строительных войсках. Многие годы будущий Учитель работал милиционером в Минусинске. В мае 1990 г. он попадает в аварию. Придя в себя, он осознает "свою связь с Высшим, свое предназначение, снимается повязка, затемняющая эту связь". Первые его открытые проповеди начинаются в марте 1991 г. Виссарион становится для своих последователей Учителем Любви. 18 марта 1991 г. впервые прозвучало Слово Виссариона.

Местные жители и последователи

Отношение местных жителей к виссарионцам неоднозначно. Но чем ближе к местам, где число паломников превышает число местных жителей, тем отношения строятся более доброжелательно. Так в Курагино - райцентре, не являющимся зоной эконоосферного поселения, мы встретились с явно негативным отношением на всех уровнях: от администрации до простых жителей, от молодежи до стариков. Зам. главы администрации по социальным вопросам И. М. Блинов выделил проблемы, связанные с "паломниками". Первый блок проблем связан с расселением. Второй - с детьми: в Курагино есть только начальная общинная школа, у которой нет лицензии. После ее окончания большинство детей не может сдать экзамены даже за неполную среднюю школу. В армию выпускники не идут (по мнению самих виссарионцев, они растят "мастеров, а не воинов"). В третьих, проблемы медобслуживания: дети рождаются ослабленными из-за сверхжесткой диеты мамы. Родившись, они также не дополучают нужных для роста и развития питательных веществ. Вакцинация детей не проводится. Лекарственных препаратов виссарионцы не признают. Большинство состоят в гражданских браках, официально не регистрируются, и, по замечанию Блинова, "жен они меняют свободно".

Ответственный за вопросы экологии и гражданской обороны Ю.И. Корабельников говорил о проблеме строительства виссарионцами в водоохранной зоне.

Черемшанка - деревня, входящая в зону, где поселиться можно только с благословения учителя, т.е. пройдя уже своеобразное сито. Среди паломников здесь очень много интеллигенции. Много коренных москвичей, петербуржцев. Есть здесь и приехавшие из дальнего зарубежья. Местные в деревне достаточно благожелательно относятся к виссарионцам. У них установилась неплохая взаимопомощь. Последователи помогают освоить компьютеры, чинят технику, а местные помогают горожанам освоить азы сельского хозяйства.

Вид с Храмовой вершиныРеальные и провозглашенные взаимоотношения с природой, проблемы экологии

Как мы уже отметили, поселение имеет официальный статус эконоосферного поселения. Действительно, деревни, где большинство - последователи Виссариона, очень чистые. На острове, где проходил праздник Добрых плодов, постоянно ходили подростки с мешками для мусора. При этом приготовление пищи производилось на кострах. На сооружение приспособлений для представления Подворий деревень ушло немало древесины. Мылом многие "братья и сестры" не пользуются, стиральный порошок исключается. Излишне говорить, что никакой охоты, рыбалки. Туалеты устроены так, чтобы отходы жизнедеятельности человека можно было использовать.

Наиболее яркое представление дает, естественно, жизнь в Обители Рассвета, на горе Сухой, где и возводится идеальный город будущего с точки зрения последователей Виссариона. Само место впечатляет - красота неописуемая, как будто ты, действительно, попадаешь в рай. Чего стоит одно озеро Тиберкуль! А какие грибы - белые, подосиновики, подберезовики. Вся работа ведется вручную, "чтобы не причинить боль матушке-Земле-кормилице". В городе примерно 50 домов, всего примерно 175 человек, около 50 детей. Все дома и даже палатки в Городе для энергии используют солнечные батареи. Когда долго нет солнца, существует аккумуляторная подзарядка. Зимой, правда, бывают перебои с электроэнергией. Отапливается жилье при этом с помощью печей, которые топятся дровами. Очень красивые, непохожие друг на друга дома возведены из дерева, крыша из черепицы. Печи кладут из кирпича. В будущем предполагают строить из камня и глины. Повсюду видны выкорчеванные пни: город возводится посреди тайги. В огородах образцовый порядок, ни одной лишней травинки. В оранжереях - экзотические растения, и не только съедобные. Никого не удивишь яблоками, грушами, персиками, гроздями винограда. Под удобрения используются все отходы жизнедеятельности: в туалетах ведро и опилки. Существует у жителей хорошее правило: вся вода здесь священная, поэтому если надо что-то помыть, набери воды, отсчитай 25 шагов и только там сделай это. Пользоваться можно только хозяйственным мылом, и то очень ограничено. Несмотря на обилие комаров, репеллентами не пользуются: "комары понимают, что ты им не враг, и перестают тебя кусать". Вся стеклотара собирается в одном месте. Но что поразительно, - полиэтиленовые бутылки, мешки, другую пластмассу при этом спокойно сжигают. Животных иметь "нежелательно", Учитель не рекомендует. Правда, кошек жители все равно держат, а вот собаки мы не встретили ни одной. Последнее время держат козу - кормилицу для молока детям.

Ольга, бывшая выпускница матфака МГУ, ныне воспитательница детского сада в Черемшанке, удовлетворила мое любопытство, почему последователи Виссариона, любители всего живого, не держат собак. Их не держат, потому что от природы они предназначались для охоты, охраны и пастьбы, а этого ничего не нужно человеку. На мою наивную реплику - "как насчет маленьких декоративных собачек?" - последовал моментальный ответ: "так это вообще насилие над природой".

Праздник Добрых плодовОбраз жизни

Особое внимание в поселениях уделяется детям. Считается, что дети должны вырасти лучше родителей, так как они с рождения воспитываются в среде, где видят только добро. К детям, действительно, очень доброе отношение, их сравнивают с цветочками и ангелочками. По свидетельству местных жителей, да и самих виссарионцев, они несколько упустили первое поколение детей, которое приехало вместе с родителями в начале 90-х и сегодня уже достаточно самостоятельные люди. Характерно, что сын Виссариона, Тимофей, как говорят сами его последователи, подстригся под панка и ведет себя вызывающе. Зато нынешним деткам - особое внимание. Большинство детей учатся в общинных школах, где специфика обучения такова, что, начиная с 12 лет, наряду с общеобразовательными предметами дети обучаются предметам искусства (музыке, живописи, слову, движению, пластике) и народным промыслам, ремеслам. Курс школьной программы построен таким образом, что из нее максимально удалена вся негативная информация и образы, несущие разрушение. Предполагается, что "мальчики должны вырастать мастерами, а не воинами, а девочки - добрыми, умелыми хозяйками". На этом основании полностью пересмотрен курс истории. Так, Бородинское сражение представляется детям, как две группы людей, стоящие друг против друга и перекидывающиеся шишками. Не лучше изучается и Великая Отечественная война. В общинных школах пытаются убрать дух соперничества между детьми, стремятся к тому, чтобы дети росли без агрессии, страха, ненависти и обмана.

После обучения в таких школах дети должны сдать экзамен за 9 лет. Обычно это происходит в Черемшанской школе. Но удается это далеко не всем, особенно по таким предметам, как история, обществоведение, биология. По окончанию школы формально ребята сами выбирают свой жизненный путь. Но денег у них нет, жизни в миру они не знают. Поэтому большинство, попробовавших жизнь в миру, возвращаются назад или спиваются, сходят с ума.

Это замечательно, что они смотрят только добрые мультики, но реальная жизнь далеко не такая. Телевизионные программы здесь практически не смотрят, в Обители программы ловятся только у самого Учителя.

При всем том кажется, что в общине собрались одни таланты: многие общинники, никогда не бравшие в руки кисти и краски, начинают здесь рисовать, другие - писать музыку, стихи, петь и т.д. Да и отдыхать "братья и сестры" умеют не хуже, чем работать. А "работают они, по словам местных жителей, красиво". Если кто-то праздно шатается в рабочее время с 8 до 6, это не приветствуется.

Одно из правил города гласит: все должны улыбаться. Если у взрослых, возможно, улыбка "нарисована", что тоже приятно, то явно у детей она искренняя.

Денег в обращении нет. Но похоже, нехватки в деньгах тоже нет (не случайно сотни людей продают свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других мегаполисах и добровольно несут деньги Виссариону). Деньгами распоряжается женский совет. В деревнях, где верующие и неверующие живут бок о бок, деньгами, конечно, пользуются. Но есть наличные далеко не у всех. Основные деньги у общины, и она определяет, кому, что надо приобрести. Владение личными деньгами не поощряется, - они должны сдаваться в общую кассу семьи.

В одежде достаточно демократичны. Желательно в храме быть в юбках, что мужчинам, то и женщинам, но это не обязательно, головные уборы тоже необязательны. Впрочем, почти все мужчины ходят с волосами по шею. Желательно на литургиях, праздниках быть в белых одеяниях, но тебя никто не осудит, если ты будешь без них. Каждый должен чувствовать себя комфортно.

Все верующие должны придерживаться жесткой вегетарианской диеты. Завтрак только для детей. Для остальных двухразовое питание - обед и ужин. Обычная еда - каша на воде, овощи, сваренные на воде, сырые овощи - кабачки, морковь, огурцы, помидоры, чай из травок. Еда готовится без соли и масла, соль и растительное масло можно добавить в готовую еду. Молочные продукты не употребляются. Только детям недавно стали разрешать молоко, и даже общины для этих целей завели коз, а некоторые и корову. Хлеб в обычной еде не употребляется. На праздники пекут специальные лепешки.

Мы лишь попытались подвести самые общие первые итоги нашей экспедиции на юг Красноярского края. У нас осталось двоякое впечатление от посещения этих "святынь", от общения с людьми. Пока бесспорно одно, это движение требует серьезного исследования.

СОДЕРЖАНИЕ