[На главную] [На документы] [К заголовку]

4 июня 1997 года N 18

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ

О СОБРАНИЯХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ ГРАЖДАН
ПО МЕСТУ ИХ ПРОЖИВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Глава I. Общие положения

Статья 1. Собрания (сходы) и конференции граждан

Собрания (сходы) и конференции граждан по месту их проживания в городе Москве (далее - собрания и конференции) являются формой непосредственного участия жителей Москвы в обсуждении и решении вопросов местного значения.
Настоящий Закон регулирует на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 22 апреля 1996 года) и Устава города Москвы порядок созыва и проведения собраний и конференций, принятия и изменения их решений по вопросам, входящим в непосредственную компетенцию органов власти города и района, а также по выдвижению кандидатур, рекомендуемых в составы избирательных комиссий.
Собрание (конференция) по рассмотрению вопросов, не указанных в части 2 настоящей статьи, вправе рассмотреть любой вопрос, затрагивающий интересы участников собрания (конференции). В этом случае порядок созыва и проведения собраний (конференций), принятия и изменения их решений устанавливается инициаторами (участниками) собрания (конференции) самостоятельно.
Настоящий Закон не распространяется на собрания (конференции), проводимые в соответствии с уставами общественных объединений, жилищных товариществ и жилищных кооперативов.
Собрания (конференции), на которых образуются территориальные общины, формируются органы территориального общественного самоуправления, а также определяется порядок их деятельности, проводятся в соответствии с Законом города Москвы от 10 июля 1996 года N 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве".
Органы власти города и района вправе вынести на рассмотрение собрания (конференции) любой вопрос местного значения, входящий в их непосредственную компетенцию.
Собрания (конференции) созываются жителями подъезда дома, одного дома или группы домов, квартала, улицы, микрорайона, обособленных населенных пунктов на территории района города Москвы. Собрания (конференции) не проводятся на всей территории района города Москвы.
В собрании (конференции) имеют право участвовать совершеннолетние граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве и зарегистрированные по месту проживания в соответствии с установленными правилами регистрации.
Собрание жителей дома, группы домов или небольших населенных пунктов проводится, если общее число граждан, имеющих право на участие в собрании, не превышает 500 человек и имеется приспособленное помещение для проведения собрания. В отдельных случаях с разрешения главы районной Управы могут проводиться собрания и с большей численностью участников.
В поселках, деревнях и других обособленных населенных пунктах, расположенных на территории города Москвы, могут созываться общие собрания жителей - сходы. Сходы проводятся в порядке, установленном настоящим Законом для собраний, и имеют одинаковую с ними компетенцию.
Собрания (конференции) не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в городе Москве.

Глава II. Порядок организации собрания (конференции)

Статья 2. Инициатива проведения собрания (конференции)

Инициаторами проведения собрания (конференции) могут быть:

  • инициативная группа жителей района в количестве не менее 5 человек (далее - инициативная группа), а также орган территориального общественного самоуправления, выборный орган местного общественного объединения, которые действуют в данном случае на правах инициативной группы;
  • глава районной Управы;
  • районное Собрание;
  • префект административного округа;
  • Мэр Москвы;
  • депутат Московской городской Думы.
Инициатива проведения собрания (конференции) может принадлежать нескольким инициаторам. В этом случае инициаторы обладают равными правами и обязанностями при подготовке и проведении собрания (конференции).

Статья 3. Порядок реализации инициативы жителей по проведению собрания конференции)

При проведении собрания (конференции) инициативная группа не менее чем за 10 дней до проведения собрания и 1 месяц до проведения конференции уведомляет об этом главу районной Управы либо соответствующий орган власти города, к ведению которого относится вопрос (вопросы), выносимый на рассмотрение собрания (конференции).
Уведомление представляется в письменном виде. В нем указываются дата, время и место проведения собрания (конференции), адреса домов, жители которых участвуют в собрании (конференции), предполагаемое число участников (делегатов), выносимый на рассмотрение вопрос (вопросы), а также персональный состав инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и телефона.
Глава районной Управы либо соответствующий орган власти города, к ведению которого относится вопрос (вопросы), выносимый на рассмотрение собрания (конференции), вправе провести консультации (обсуждение) с инициативной группой о целесообразности проведения собрания (конференции) по соответствующему вопросу (вопросам), направить инициативной группе свои замечания, предложения или мотивированные возражения.
По обоюдному согласию инициативной группы и главы районной Управы либо органа власти города, к ведению которого относится вопрос (вопросы), выносимый на рассмотрение собрания (конференции), сроки подготовки к проведению собрания (конференции) могут быть сокращены.

Статья 4. Порядок реализации инициативы органов власти по проведению собрания (конференции)

Если инициаторами проведения собрания (конференции) являются Мэр Москвы, депутат Московской городской Думы, префект административного округа, то они уведомляют главу районной Управы о своей инициативе не менее чем за 10 дней до проведения собрания и 1 месяц до проведения конференции. Уведомление направляется в письменном виде. В нем указываются дата, время и место проведения собрания (конференции), адреса домов, жители которых участвуют в собрании (конференции), предполагаемое число участников (делегатов), вопрос (вопросы), выносимый на рассмотрение.
Если инициатором проведения собрания (конференции) является глава районной Управы или районное Собрание, то об этой инициативе принимается соответствующее решение районного Собрания или издается распоряжение главы районной Управы. Инициаторы проведения собрания (конференции) вправе провести консультации (обсуждение) с жителями, имеющими право на участие в собрании (конференции), о целесообразности проведения собрания (конференции) по выносимому на рассмотрение вопросу (вопросам).
Работа по организации собрания (конференции) возлагается на главу районной Управы.

Статья 5. Оповещение жителей

Инициатор проведения собрания (конференции) обязан оповестить граждан, имеющих право на участие в собрании (конференции), о месте, дате и времени проведения собрания (конференции), выносимом на рассмотрение вопросе (вопросах), а также об инициаторе:

  • о собрании - не менее чем за неделю до его проведения;
  • о конференции - не менее чем за две недели до ее проведения.
Инициатор проведения собрания (конференции), используя различные формы, заблаговременно знакомит жителей с материалами, относящимися к вопросу (вопросам), выносимому на рассмотрение собрания (конференции).

Глава III. Порядок проведения собрания

Статья 6. Порядок проведения собрания

Собрание открывает инициатор его проведения или его представитель. Для ведения собрания избирается президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания и других лиц по усмотрению участников собрания. Выборы состава президиума, утверждение повестки дня, регламента проведения собрания производятся простым большинством голосов участников собрания по представлению инициатора проведения собрания или участников собрания.
Собрание правомочно, если в нем участвует не менее 50 процентов жителей, включенных в список участников собрания и зарегистрированных в качестве участников собрания.
Решение собрания принимается простым большинством голосов открытым голосованием. Собрание может принять решение о проведении закрытого голосования по какому-либо вопросу (вопросам). В этом случае его участники избирают счетную комиссию.
В голосовании участвуют только жители, включенные в список участников собрания, зарегистрированные в качестве участников собрания. Представители органов власти и иные лица, присутствующие на собрании, имеют право совещательного голоса, но в голосовании не участвуют.
Секретарь собрания ведет протокол собрания, содержащий в обязательном порядке следующие сведения: номера подъездов, адреса домов, жители которых участвуют в собрании, количество жителей, имеющих право участвовать в собрании, количество жителей, зарегистрированных в качестве участников собрания, инициатор, дата, время и место проведения собрания, состав президиума, полная формулировка рассматриваемого вопроса (вопросов), фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемому вопросу (вопросам), принятое решение, список участвующих в собрании представителей органов власти и иных лиц.
Протокол зачитывается председателем собрания участникам собрания, утверждается решением собрания, подписывается председателем и секретарем собрания и передается на хранение в районную Управу. По решению собрания или его председателя копии протокола могут быть направлены в органы власти, а также в иные заинтересованные организации, в средства массовой информации.

Статья 7. Собрания по выдвижению кандидатур, рекомендуемых в составы избирательных комиссий

Собрания по выдвижению кандидатур, рекомендуемых в составы избирательных комиссий, проводятся по инициативе главы районной Управы, органа территориального общественного самоуправления, органа местного общественного объединения, а также любой группы избирателей в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.
Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 30 жителей, имеющих право на участие в собрании. Решение о кандидатуре, рекомендуемой в состав избирательной комиссии, принимается простым большинством голосов участников собрания открытым голосованием.
Протокол собрания направляется органу, формирующему избирательную комиссию. В решении указывается кандидатура (кандидатуры), рекомендуемая в состав избирательной комиссии (комиссий).

Глава IV. Основания и порядок проведения конференции

Статья 8. Основания проведения конференции и норма представительства

В случаях, когда выносимый на рассмотрение вопрос (вопросы) непосредственно затрагивает интересы более 500 жителей, имеющих право на участие в собрании, либо созвать собрание не представляется возможным, инициатором проведения конференции в порядке, установленном статьями 3 и 4 настоящего Закона, проводится конференция.
Норма представительства делегатов на конференцию устанавливается инициатором ее проведения с учетом численности жителей, имеющих право на участие в конференции, проживающих в доме, группе домов или на иной части территории района, на которой проводится конференция, а также возможностей имеющихся помещений. Норма представительства не может быть больше, чем один делегат от 100 жителей, а при проведении конференции в отдельных домах - не более чем 1 делегат от 50 жителей, имеющих право на участие в конференции.

Статья 9. Порядок проведения выборов делегатов на конференцию

Выборы делегатов на конференцию проводятся на собраниях жителей группы квартир, подъездов, дома или группы домов, а также обособленных населенных пунктов в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
По решению инициатора проведения конференции выдвижение и выборы делегатов могут проходить в форме сбора подписей жителей под петиционными листами, составленными по форме, установленной настоящим Законом (приложение). По инициативе жителей, от которых выдвигается делегат на конференцию в соответствии с установленной настоящим Законом нормой представительства, в петиционный лист вносится предлагаемая кандидатура. Жители, поддерживающие эту кандидатуру, расписываются в петиционном листе. Если возникает альтернативная кандидатура, то заполняется другой петиционный лист.
Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие жители большинства квартир подъезда, дома или группы домов или более половины жителей территории, на которой проводится конференция, и большинство из них поддержало выдвинутую кандидатуру. Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов от числа принявших участие в голосовании.

Статья 10. Правомочность и порядок проведения конференции

Конференция является правомочной, если в ней приняло участие более половины избранных делегатов.
Конференция проводится в соответствии с регламентом работы, утверждаемым ее делегатами.
Решения конференции принимаются большинством голосов от списочного состава делегатов.
Протокол конференции направляется в районную Управу и заинтересованные организации.

Статья 11. Решение собрания (конференции)

Собрание (конференция) может принять по рассматриваемому вопросу (вопросам) решение, обращение к органам власти или жителям, заключение на решение (проект решения) органа власти.
Решение собрания (конференции) не может нарушать имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций. Решение собрания носит рекомендательный характер для органов власти, жителей соответствующей территории, предприятий, организаций и иных лиц. Его содержание доводится до граждан, проживающих на соответствующей территории.
Решение собрания (конференции) доводится до соответствующих органов власти и должностных лиц, которые обязаны в месячный срок рассмотреть его и направить председателю собрания (конференции) или другому лицу, уполномоченному собранием (конференцией), мотивированный ответ по существу решения в письменной форме.
Орган власти вправе принять правовой или распорядительный акт на основании решения собрания (конференции), о чем незамедлительно сообщается председателю собрания (конференции) или другому лицу, уполномоченному собранием (конференцией).

Статья 12. Финансирование проведения собрания (конференции)

Расходы, связанные с организацией и проведением собрания (конференции), возлагаются на инициатора проведения собрания (конференции).

Глава V. Заключительные и переходные положения

Статья 13. Переходные положения

До формирования районных Управ полномочия глав районных Управ, установленные настоящим Законом, осуществляют супрефекты районов.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
4 июня 1997 года N 18


[Вверх]