- 14.08.00 Размышления: Академгородок станет либо Манхэттеном, либо Принстоном (отклик на статью Е. Дубыниной "Последний заповедник")
- 13.08.00 История: Я отдал этому почти 20 лет жизни... (Из книги М.А. Лаврентьева "...Прирастать будет Сибирью")
- 31.07.00 Жители: СПАСИТЕ НАУКУ В СИБИРИ! Открытое письмо руководителям страны и Российской науки от жителя Академгородка Гаврилко Б.П.
- 27.07.00 Размышления: Последний заповедник: размышления Елены Дубыниной
14 августа 2000 г.
АКАДЕМГОРОДОК СТАНЕТ ЛИБО МАНХЭТТЕНОМ, ЛИБО ПРИНСТОНОМ
Потрясающая статья, поскольку вы упоминаете тех, кто имеет связи с Академгородком, но живет далеко. Мне кажется, для Академа есть несколько моделей развития. Предложить Академу не развиваться - это бессмысленно, потому что, если вы посмотрите историю Академгородка, то это был приход колонизаторов от науки: Лаврентьев, Будкер.., которые сумели выбить колоссальные ресурсы на Академ, и Будкер ни за что бы не одобрил идею просто поддаться на "сохранение старины".
Итак, две модели: манхэттеновская и принстонская. От Манхэттена до Принстона всего час езды (когда нет пробок). В Принстоне вы найдете всю классику университетских городков: готические соборы, здание университета, аллеи, лужайки, офигенную осень с листопадами, классный стадион. Я люблю приезжать сюда кататься на роликах по аллеям, похожим чем-то на улицу Мальцева, только разве что там еще много внимания уделяется архитектуре. А дух тот же самый, академгородковский.
Возьмем теперь Манхэттен. Да, в пяти минутах ходьбы от меня по утрам можно увидеть у Рокфеллер-Центра Стинга, Сантану или Бон Джови. Да, это великие города. Но здесь, в Манхэттене (Нью-Йорке), предпочитают жить очень многие, потому что это Нью-Йорк, столица мира. Это впечатляет. Многие любят селиться в Принстоне тоже. Там, конечно, существенно дороже, чем в 20 милях оттуда, где-нибудь в нью-джерсинском городишке. Так что, поскольку весь бизнес будет в городе (Нью-Йорке, Новосибирске), то там будет больше вдохновляющих бизнес-развлечений, включая и те, которые нам, академовцам, неинтересны. Да и ближе до работы. В Академе будет та часть, кому, если не по занятиям, так по духу близок Академгородок.
И еще. Поскольку городские власти могут сейчас выбирать, кому там разрешать строить, а кому нет, нужно обязать застройщиков, чтобы каждый дом проходил экспертизу на "выдающийся" архитектурный облик и дизайн, вписывающийся в среду Академгородка.Владимир, Нью-Йорк
[Вверх]
Я ОТДАЛ ЭТОМУ ПОЧТИ 20 ЛЕТ ЖИЗНИ...
В Новосибирске площадка под будущий академгородок была выбрана единодушно. Здесь нас устраивало все: близость крупного промышленного и культурного центра и все же достаточное от него удаление, чтобы городок науки не растворился в большом городе, сохранил внутреннее единство; наличие самого крупного в Сибири филиала Академии наук и его дружественное отношение к проекту нового научного центра; удобства транспорта (узел на Транссибирской магистрали, аэропорт с прямыми рейсами в Москву; наконец, наличие шоссе почти до места строительства). Не последнюю роль сыграли природные условия: мягкий рельеф, прекрасные березовые рощи и полоса соснового бора вдоль Оби, рядом с городком море, которое в то время было лишь в проекте. Все это нам понравилось, и мы остановили свой выбор на этой площадке.
Новосибирский академгородок был спланирован с самого начала как единый комплекс - научные институты, университет с общежитиями, опытный завод, жилые дома, гостиница, Дом ученых, клуб и кинотеатр, школы, детские сады и ясли, больничный городок, торговый центр, стадион и даже водная станция.
Первая очередь академгородка была закончена в 1962 - 1963 годах. Мы получили от строителей красивый, удобный и компактный город. Главная его красота - лес, раскинувшийся и вокруг и внутри города. Строители жаловались, что деревья им мешают, но были запрещены даже полные повороты башенных кранов, чтобы не повредить деревья. Некоторые улицы прокладывались в обход рощ, а пешеходные тропинки в лесу посыпались песком и гравием только после того, как жители "голосовали ногами" за оптимальные маршруты. Кроме того, масса деревьев, кустарников, цветов, высажены вдоль улиц и вокруг институтов.
Выдающихся шедевров архитектуры у нас нет - практически все жилые и институтские здания построены по типовым либо по повторным проектам. Внешний вид нас не особенно волновал, мы делали ставку не на уникальные здания, а на уникальных людей с новыми идеями, не на форму, а на содержание.
Удобства, по замыслу проектантов, должна была обеспечить компоновка городка по микрорайонам и кварталам, внутри которых размещались магазины, детские сады и ясли, школы. Академгородок первым в Советском Союзе строился по принципу микрорайонов, поэтому вокруг этого было много дискуссий. Окончились они в пользу академгородка - его архитекторы и проектировщики были отмечены Государственной премией РСФСР по архитектуре, проект академгородка экспонировался на многих зарубежных выставках.
Я думаю, что в Сибири будущего не будет городов-гигантов - они не так уж приятны для жизни. Лучше иметь комплексы небольших городов, расположенных на относительно близком расстоянии друг от друга.
Не "город-сад", а скорее "город-лес" - вот что станет отличительной чертой "сибирской архитектуры". В этих городах не будет дыма. Промышленность расположится за городской чертой.
Не исчезнет и ощущение сибирского простора, суровой красоты, неповторимости этого края. В Сибири останется достаточно неисхоженных, безлюдных мест, нетронутой тайги. Словом, тут и через полвека, я уверен, будет еще где побродить охотникам, путешественникам, искателям.
Конечно, жизнь внесет свои поправки и в этот оптимистический прогноз. Но ведь все зависит от людей. От того, как будет поставлено дело, зависит будущее потомков: увидят ли они Сибирь цветущей или деградирующей под напором нерасчетливой цивилизации.
М.А. Лаврентьев
"...Прирастать будет Сибирью"
СПАСИТЕ НАУКУ В СИБИРИ!
Вторую неделю продолжается пикетирование гражданами новосибирского Научного Центра стройплощадки по ул.Ильича в Академгородке. Что же заставило горстку людей соорудить примитивную баррикаду на подъездных путях к стройплощадке и мужественно противостоять объединённой торгашескими интересами "машине" строителей и командиров сибирской науки? Что даёт им силы неутомимо взывать к внешне равнодушному в своём большинстве населению Академгородка?
А дело вот в чём.
Фирмой "СТРУГ" (ген.директор г-н Баклайкин, фирмы-учредители: "ВИРА", "КВАДРОСТРОЙ" и др.) по заказу Президиума СО РАН (председатель академик Добрецов) ведётся незаконное (о чём дальше) сооружение на этой площадке "элитного" 14-этажного дома с двухуровневыми квартирами. Интересы Президиума рьяно проталкивает депутат городского Совета, начальник Управления капитальным строительством Президиума СО РАН господин Мошкин.
Строительство таких же домов эта же фирма начала и в конце улицы Терешковой, в промышленной зоне Академгородка. Здесь планируется построить несколько домов в 7-9 этажей. Также в промышленной зоне, в 50-и метрах от здания Института геологии вырублен лес и подготовлена площадка для строительства первого дома по проспекту Коптюга, который Президиумом предполагается застроить вплоть до улицы Терешковой, вырубив украшение и гордость Академгородка - уникальный сосновый лесной массив. И это ещё не всё. В "научные" планы Президиума СО РАН входит также строительство всё тех же "элитных" домов на месте лесного массива вдоль улицы Пирогова, напротив общежитий Университета, от гостиницы "Золотая долина" до Медгородка.
По сути дела Президиум СО РАН превратился из штаба сибирской науки в штаб предпринимателей от науки. Если до этого торговали помещениями научных институтов, сдавая их в аренду всякого рода торгашам, то теперь, соблазнённые более богатыми покупателями, занялись бойкой торговлей уже самим Академгородком, точнее его уникальной природой, так как его территория, представляя собой фактически курортную зону, привлекает всякого рода нуворишей как "элитное" место проживания, и не более того. Эти нувориши ничего общего не имеют и не будут иметь с наукой, их интересы очень далеки от государственных.
Каждому, кто хотя бы немного задумывался о последствиях этого шага Президиума, совершенно ясно, что "новое население", действуя мошной на мечтающего о соблазне управленца, сделает всё, чтобы рядом с ИХ жильём не было никаких экологически опасных лабораторий и институтов. Им в качестве соседей нужны будут не учёные, а обслуга: "накачанные" псы-охранники, дворники, няни, домработницы, продавцы и т.п., и только.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что строители, для уменьшения своих затрат и, следовательно, увеличения барышей, выбрали стройплощадки не где нибудь (вокруг Академгородка места хватает), а именно там, где уже есть все необходимые коммунальные сети. Но эти сети, в первую очередь тепловые, водоснабжения и канализации, практически не имеют запасов по мощности. Строители прекрасно понимают, что сооружение таких сетей или модернизация существующих сделает их "элитные" квартиры поистине золотыми, недоступными даже для ворья и жулья. (Ведь создатели Академгородка, академики Лаврентьев, Трофимук и их соратники, сделали всё, чтобы в Научном центре не было никаких дымящих труб и очистных сооружений: всё это находится в десятках километров от Академгородка. По государственному мыслили отцы-основатели, не в пример нынешним.) Вот и запланировано в каждом таком доме иметь специальные насосы. Это значит, что после ввода этого жилья жителям Академгородка придётся не просто поделиться с "новым населением" теплом, водой и возможностью посетить туалет, а, скорее всего, отказаться от этих жизненно важных в Сибири достижений цивилизации. Более того, уже не секрет, что трубы коммунальных сетей Академгородка прогнили и сети находятся в предаварийном состоянии, что заставляет считать намеченное строительство попросту авантюрой.
Президиуму следовало бы, по государственному заботясь о сибирской науке, предпринять всё возможное для привлечения в резко "стареющую" науку молодых талантов, получающих всё ёщё блестящее по мировым критериям образование в том же Новосибирском государственном университете, расположенном в Академгородке. Для этого нужно строить не "элитное" жильё, а доступное для нашей научной молодёжи. Именно им нужно предоставлять дотации для приобретения жилья, а не некоторым так называемым "выдающимся учёным", чтобы они, разжиревшие на долларовых заграничных грантах, выкупили какой-то процент злополучных "элитных" квартир.
Строительство дорого "комфортного" жилья в Академгородке - это сознательное уничтожение Научного Центра сибирской науки, широко и заслуженно известного во всём мире. Предполагать, что командиры сибирской науки не ведают, что творят - значит считать их глупцами, что, конечно же, не соответствует действительности. Вот только ум их направлен, похоже, на личный, а не на государственный и научный интерес.
Если бы даже "сибирские застройщики" сверяли свои замыслы и действия с Законом, всё равно нужно "бить в колокола". Но наши "учёные командиры" и их соблазнители-строители ради будущих барышей от продаж "элитных" квартир пошли на грубейшие нарушения существующих законов и норм.
Вопреки требованиям Градостроительного кодекса РФ планируемые постройки не соответсвуют Генеральному плану развития Академгородка, а дома по проспекту Коптюга и улице Терешковой планируется построить вообще в промзоне институтов СО РАН, что является вопиющим нарушением ГСК РФ и требований санэпидемнадзора.
Планы такой застройки не только не обсуждались с общественностью, как того требует закон, но намеренно скрываются от неё. Председатель Президиума СО РАН академик Н.Л.Добрецов не ответил ни на один письменный протест общественности (более 2000 подписей) и ни на один депутатский запрос по поводу этого строительства. Игнорируются также протесты Объединённого профсоюзного комитета СО РАН и решение 28-й профсоюзной конференции Новосибирского научного центра от 12.07.2000 г.
Вопреки статьям Лесного кодекса РФ производится вырубка и изъятие земель леса 1-й категории. Вырубка леса под строительные площадки сопровождается рукопашными схватками жителей с порубщиками, незаконным применением застройщиками против возмущённых жителей силовых структур и охранного оцепления, обманными объявлениями о санитарной рубке леса, вывешиваемыми застройщиками, и т.п.
Многие научные сотрудники, боясь расправы - увольнения со стороны своих "учёных командиров", активности в отстаивании государственных интересов проявлять не спешат.
Но кто-то должен думать и о завтрашнем дне Державы российской! Вот и хочется спросить руководителей страны и её науки: А ВЫ КАК СЧИТАЕТЕ?
Житель Академгородка,
бывший заведующий лабораторией Института математики,
заслуженный ветеран Сибирского отделения Академии наук СССР
Гаврилко Б.П.
ПОСЛЕДНИЙ ЗАПОВЕДНИК
Городок люблю с детства. Ни с чем не сравнимый запах нагретых летним солнцем сосен, многочисленные тропки-дорожки, усыпанные где гравием, где хвоей, особый привкус ветра - ветер с моря! Городок моего детства - белки-попрошайки, велосипедисты - веселые бодрые бородатые старики в шортах, пляж, море, яхты - по стилю он напоминал приморский курорт.
И люди здесь были какие-то другие, - более свободные и открытые, что ли? Они жили другими проблемами, да и само течение жизни Академа было иное, чем в городе. Городок был своеобразным Ватиканом для Новосибирска - государством в государстве, с иными законами и порядком. После Городка город всегда казался серым - скучные и скорбные лица, вечный смог, бессмысленная суета и напряжение.
С детства мечтала жить в Городке. Хотя Академ отнюдь не спешит принимать "чужаков". И наша семья, и сотни других молодых семей годами ютятся в комнатках студенческих общежитий, либо снимают квартиру за изрядную сумму. И все же остаются - не из-за мизерных зарплат и смутных жилищных перспектив. Кроме всех вышеперечисленных курортных прелестей, леса за окном и отсутствия сутолоки, это еще и - тусовка, сообщество, общение и житие среди себе подобных, когда не надо урезать себя под серый общественный стандарт. Все мы тут немного "крейзи"! Не говорю уж о самих "научниках-ученых"! Плотность общественных и неформальных организаций Городка просто фантастична: "толкинутые", "зеленые", "бабки-ежки -феменистки", "айсеки", джазмены и рокеры, барды и примкнувшие к ним экстремальные туристы: Каждый второй - поэт, каждый третий - художник или музыкант, каждый первый - философ. С завидной регулярностью пропадают птенцы Городка в "заграницах" и с не менее завидным постоянством возвращаются в свой излюбленный лес, и в их песнях долго звучат акценты и сленги. Городок - заповедник для нас. Не приживется здесь только "нормальный". Не найдет понимания. А нормальным хочется сюда, и хочется вписаться в этот лес, и в этот заповедник, оказаться среди лиц (которые им так нравятся!), однако привнеся сюда "нормальное" жилье, сервис, развлечения, автострады и других "нормальных" - для "нормального" общения. Перспектива? Лес вырубят, а городковские тусовщики не вернутся более из своих заграниц к разоренным гнездам. Городок долго сопротивлялся вторжению, но - времена меняются. В "верхах" на смену идейным выкормышам городка (плоть от плоти!) - приходят залетные птицы-временщики. Что им местные легенды и мифы - пора жить реалиями! Лес продан, и вдоль по Пироговке, на Ильича, за Теплофизикой и во многих других местах верхней зоны встанут не аспирантские, а элитные дома с соответствующим контингентом жильцов. Дома - кровососы, которые будут посажены на старые коммуникации и - либо окончательно подорвут изношенные системы жизнеобеспечения, либо - оставят без света и воды ближайшее окружение. Городок еще сопротивляется нашествию, оспаривая свою заповедность и неприкосновенность, строит баррикады и шипует деревья: Неизбежен ли его конец - трагический конец превращения Заповедника Свободы Мысли и Духа в Национальный парк для увеселения "новых русских"?!!
Е.Дубынина